Нагорская Анастасия
Формирование предметных действий у детей раннего дошкольного возраста с органическим поражением центральной нервной системы
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время наиболее актуальной в специальной педагогике является проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Исследователями отмечается, что среди детей с ограниченными возможностями здоровья большую группу составляют дети с органическим поражением центральной нервной системы (ОПЦНС). Современные исследования доказывают, что при раннем начале целенаправленного коррекционного воздействия создается возможность скоррегировать и предупредить вторичные отклонения в развитии детей (В. В. Лебединский, Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стребелева, Н. Д. Шматко, Л. И. Фильчикова). Отечественные психологи рассматривают развитие ребенка как процесс присвоения им общественно-исторического опыта человечества, фиксированного в продуктах материальной и духовной культуры, при этом указывают на зависимость психических процессов от характера детской деятельности. Особое значение в развитии ребенка раннего возраста имеет ведущая деятельность - предметная. Исследователи отмечают, что на основе практических действий у детей начинают складываться элементарные формы мышления, развиваются память, внимание и речь. Сформированность предметных действий во многом определяет дальнейшее психическое развитие ребенка, оказывает влияние на становление разных видов детской деятельности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Важность ранней коррекционно-педагогической работы по формированию предметных действий у детей с органическим поражением ЦНС отмечается многими исследователями в области специальной педагогики и психологии. У детей с органическим поражением ЦНС выявляются низкий уровень сформированности интереса к сотрудничеству со взрослым и ориентировочно-исследовательской деятельности, задержка в становлении первых предметных действий. Таким образом, предметная деятельность не становится ведущей в раннем возрасте, что отрицательно сказывается на всем ходе психического развития ребенка (М. Г. Блюмина, Е. А. Екжанова, А. А. Катаева, Н. Г. Морозова, Е. А. Стребелева). Анализ литературных источников в области коррекционной педагогики показал недостаточность научно-обоснованного содержания педагогической работы, направленного на формирование предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС. Учет особенностей раннего возраста - сензитивного периода в становлении предметных действий, а также отсутствие научно-методической литературы по формированию предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС определили актуальность темы исследования в области коррекционной педагогики. • о понимании психического развития ребенка как процесса присвоения им общественно-исторического опыта человечества, фиксированного в продуктах материальной и духовной культуры (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев); При отсутствии целенаправленной коррекционно-педагогической работы по формированию предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС отмечается незавершенность этапа формирования манипулятивных и первых предметных действий. Важными критериями уровня сформированности предметных действий детей раннего возраста являются : принятие и понимание задания; наличие интереса к заданию; способы выполнения задания (совместные действия, действия по жестовой инструкции с речевым сопровождением, по показу, по речевой инструкции); характер предметных действий (переход от неспецифических манипуляций к предметным действиям); наличие ориентировки у ребенка на оценку взрослым его действий. Содержание коррекционно-развивающего обучения детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС должно разрабатываться на основе онтогенетического подхода к становлению предметных действий и учета особенностей развития детей изучаемой категории. По мнению большинства ученых отмечается необходимость включения целенаправленной работы по формированию предметных действий в систему коррекционно-педагогического воздействия с детьми раннего возраста с органическим поражением ЦНС. Рядом практических исследований подтверждено, что становление предметных действий основывается на формировании у ребенка интереса к предметам, игрушкам при усвоении поисковых ориентировочно-исследовательских действий в совместной деятельности с взрослым. Таким образом, это подтверждает важность выделения соответствующих педагогических условий и разработки содержания коррекционной работы по формированию предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС, что способствует завершенности предшествующего этапа развития - манипулятивной деятельности; обеспечивает развивающий эффект в становлении предметной деятельности как ведущей; создает, таким образом, предпосылки к появлению игровой и продуктивных видов детской деятельности.