Биктимирова Татьяна
Формирование познавательных способностей, предпосылок УД в процессе реализации самостоятельно разработанной программы по РЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Публикация «Формирование познавательных способностей, предпосылок УД в процессе реализации самостоятельно разработанной программы по РЭМП» размещена в разделах
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Актуальность программы заключается в том, что она обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и начальной школой. Программа строится с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников. Таким образом, у детей развиваются не только необходимые математические представления, но и речь, мышление, память, внимание, умение работать в контакте с педагогом и другими детьми.
Актуальность разработки программы также обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим возникла необходимость обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям.
Программа «Умный лис» направлена на развитие элементарных математических представлений детей 5-8 лет с общим недоразвитием речи. Программа разработана в соответствии с Федеральным законодательством в сфере образования (перечень на слайде).
Программа «Умный лис» базируется на основных положениях основной образовательной программы МДОАУ «Детский сад № 38 «Солнышко» комбинированного вида г. Орска», и направлена на освоение детьми программного материала математического развития, на развитие личностных качеств ребенка, творческих и интеллектуальных способностей воспитанников. Данная программа расширяет содержание образовательной области «Познавательное развитие» и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Цель программы : формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.
Основные задачи:
• Формирование мотивации учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов.
• Развития восприятия и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта.
• Увеличение объёма внимания и памяти.
• Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счёт обучения приёмам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно-следственных связей).
• Обучение элементарным математическим представлениям в объёме программы старшей группы.
• Развития речи, введение в активную речь математических терминов, активное использование знаний и умений, полученных на занятии.
Содержание образовательной программы в соответствии с принципами, обозначенными в ФГОС ДО и следующими подходами:
- личностно-ориентированного взаимодействия.
-деятельностный подход предусматривает организацию целенаправленной воспитательной деятельностью воспитанника в общем контексте образовательного процесса, обращая внимание на следующие позиции: структуру деятельности, которая включает в себя мотивы, цели, содержание, операционно-деятельностный компонент, предполагаемый результат и отношения субъектов; взаимосвязь мотивов и целей воспитательного процесса; виды деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие) и их влияние на процесс воспитания; формы и методы воспитания; возрастные особенности ребенка при включении в воспитательную деятельность и другие вопросы.
- средовой подход предусматривает использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в развитии личности ребенка.
-социальный подход, который пронизывает все сферы жизнедеятельности ребенка, связанные с осознанием своего места в семье, группе и обществе и отношений с людьми, познанием и преобразованием окружающего мира.
-возрастной подход предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др.).
-индивидуальный подход определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и развития способностей воспитанников. Кроме того, суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воздействия с целью достижения оптимальных результатов воспитательного и обучающего процесса по отношению к каждому ребенку.
Содержание программы «Умный лис» представлено 5 блоками : количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени.
Расширение содержания образовательной программы ДОО осуществляется за счет увеличения объема знаний и формирования различных способов познания, так например, в разделе «количество и счет» предполагается в подготовительной группе счет в пределах 100, сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар, сложение и вычитание на числовом отрезке (присчитывание и отсчитывание единиц). Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер). В разделе «величина» - научить измерять протяженность с помощью условной мерки (размах пальцев, ступня, шаг). Познакомить с измерением объёма жидкостей в твердом и жидком состоянии, формирование представления о площади фигур, сравнении фигур по площади непосредственно и с помощью условной мерки. Раздел «форма» - знакомство с объемными фигурами, разновидностями углов, с различными видами многоугольников, учить моделировать геометрические тела из спичек, пластилина и др. Ориентировка в пространстве - ориентироваться на горизонтальной плоскости, используя при этом понятия: «правая- левая», «дальняя- ближняя» части стола, ориентироваться на вертикальной плоскости, с помощью ориентировок: правая- левая сторона доски; центр доски, выше- ниже центра доски; угол и сторона доски. Ориентировка во времени - регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов в пределах 1 часа, 30 минут.
Содержание программы «Умный лис» органично включается в образовательный процесс детского сада, выстроенный по комплексно-тематическому принципу. Пример проектирования содержания программы «Умный лис» по данному принципу мы предлагаем на квартал в пакете документов.
Интеграция содержания программы «Умный лис» с содержанием
других образовательных областей
По содержанию и задачам
Социально-коммуникативное развитие Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Формировать доброжелательное отношение друг к другу. Создавать игровые ситуации способствующие формированию и закреплению математических представлений.
Физическое развитие ориентировка в пространстве, регулирование деятельности по времени, закрепление навыка количественного и порядкового счета формирование и закрепление ориентировки в пространстве, временных, количественных представлений в подвижных играх и физических упражнениях
Художественно-эстетическое развитие развитие мелкой моторики, формирование ориентировки на листе бумаги, закрепление математических представлений в продуктивных видах деятельности
Речевое развитие формирование словаря, грамматического строя речи через согласование существительного с числительным. Формировать умение вести диалог, строить беседу с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, самостоятельно формулировать вопросы познавательного характера, следовать инструкции педагога при выполнении математических заданий и игровых упражнений. Развитие познавательной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.
По средствам решения
Физическое развитие использование физических упражнений для реализации задач образовательной области «Познавательное развитие» (РЭМП)
Речевое развитие (тематический модуль «Чтение художественной литературы») Использование художественных произведений для формирования математических представлений (обучение составлению задач, использование считалочек, использование художественного слова при ознакомлении с цифрами и т. д.)
Художественно-эстетическое развитие использование продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Познавательное развитие» (РЭМП). Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
Для реализации образовательных задач ведущими технологиями в нашей работе выступают
Технологии Обоснование
Игровая направлена на формирование тех сторон психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность социальной практики ребенка, создание базиса для новой ведущей деятельности – учебной.
Проектная деятельность направлена на создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать
ТРИЗ (круги Луллия) направлена на формирование всех высших психических процессов (память, внимание, творческого мышления и т. д., логического мышления. Формировать обобщенное понятие о том, что каждый объект изменяется во времени по разному под воздействием разных условий. Формировать обобщенное понятие о том, что у каждого объекта есть признак «количество»; развивать интерес ребенка к проблемам, связанным с изменением количества объектов либо количества его частей.
Формы образовательной деятельности по освоению образовательной области
«Познавательное развитие»
Формы образовательной деятельности
Совместная деятельность со взрослым Самостоятельная деятельность детей
Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты
Формы организации детей
Индивидуальные
Подгрупповые
групповые Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные Индивидуальные
подгрупповые
• Сюжетно-ролевая игра
• Рассматривание
• Чтение
• Игра-экспериментирование
• Развивающая игра
• Интегративная деятельность
• Конструирование
• Беседа
• Познавательная игротека
• Ребусы
• Конкурсы
• Проблемно-поисковые ситуации
• Просмотры фильмов
• Моделирование
• Интерактивные игры и флеш игры
• компьютерная программа SMART • Сюжетно-ролевая игра
• Рассматривание
• Чтение
• Игра-экспериментирование
• Развивающая игра
• Ситуативный разговор с детьми
• Интегративная деятельность
• Конструирование
• Проблемная ситуация
• создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов
• Во всех видах самостоятельной детской деятельности
• поощрение речевой активности детей; обсуждения
• самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра,
• сюжетно-ролевые игры
• самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок»,
• игры развивающие, настольно-печатные игры,
• автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки)
Основными методами, используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается практический метод, позволяющий дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. д.
Презентация самостоятельно разработанных дидактических игр и пособий.
Таким образом, реализация программы «Умный лис» позволяет реализовать задачи математического развития дошкольников, а также содействует формированию предпосылок УД, которые заключаются в формировании у детей способов интеллектуально-познавательной деятельности.
Под руководством педагога дети применяют те или иные способы наглядного доказательства: метод сопоставления, сравнения, приемы наложения, измерения.
Кроме того, дошкольники учатся обобщать, конкретизировать, использовать индуктивный и дедуктивный методы доказательства какого – либо положения.
Важной составляющей программного материала по развитию элементарных математических представлений у дошкольников является специально разработанная совокупность заданий содержательно-логического характера, направленных как на более осмысленное усвоение математического содержания, так и на развитие у детей основных познавательных процессов и интереса к математике.
Комплексное использование всех приёмов, методов, форм обучения поможет решить одну из главных задач- осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе.