Людмила Новикова
Формирование осознанного отношения к правилам безопасного поведения на дороге
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по теме
ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ.
Выполнила воспитатель МБДОУ детский сад №12 «Светлячок»
г. Бор Нижегородской обл. Новикова Л. Д.
1. Актуальность. Ежегодно на дорогах российских городов гибнут сотни маленьких детей, многие получают ранения, которые отрицательно влияют на их дальнейшую жизнь. Среди этих детей процент дошкольников составляет небольшую часть. Связано это с тем, что они, как правило на дороге находятся вместе со взрослыми. Но как только они становятся более самостоятельными в начальной школе, число детей, пострадавших в ДТП, резко возрастает. Поэтому основы дисциплинированного поведения детей и подростков необходимо закладывать именно в дошкольный период развития.
Публикация «Формирование осознанного отношения к правилам безопасного поведения на дороге» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Значение воспитательно-профилактической работы с детьми дошкольного возраста для формирования отношения к правилам безопасного поведения на улицах переоценить невозможно. Это важнейший этап в освоении моделей социального поведения
Ребенок дошкольного возраста на дороге обычно находится под присмотром взрослых. И само по себе знание правильного перехода или поведения еще не так важно, как формирование представления ребенка о том, что правила помогают людям быть здоровыми, что они служат порядку, являются помощниками в разных ситуациях.
Большинство ДТП, в которых дети/как правило, школьники/ попадают по собственной неосторожности, происходит не потому, что они не знают правил безопасного поведения на дороге, а потому что они не привыкли или не хотят их выполнять. Кроме того, дети часто забывают об этих правилах, а младшие подростки часто даже бравируют тем, что они «смелые», и намеренно не подчиняются требованиям взрослых.
С ранних лет ребенок должен усвоить, что дорога несет потенциальную опасность, которой можно избежать, если выполнять правила, быть дисциплинированным и внимательным/как и в других сложных ситуациях/. Основное положение, которое надо последовательно реализовывать в работе, - жизнь в городе / в семье, д/саду / происходит по правилам; правила бывают разные, но все они помогают людям и поэтому их следует выполнять. Это положение является ключевым в воспитательной работе с дошкольниками.
Соблюдение социальных норм, правил, требований взрослых, формирование дисциплинированности – вот что должно быть предметом внимания воспитателей.
2. Цель. «Программа воспитания в дошкольном образовательном учреждении» предусматривает обучение дошкольников правилам безопасного поведения на улице и правилам пользования общественным транспортом. Для этого нужно сформировать умение своевременно и правильно реагировать на любую дорожную ситуацию, самостоятельно принимать нужные решения; сформировать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни; развивать умение ориентироваться в различной обстановке на дороге ; воспитывать культуру поведения на дороге. Но не менее важно заложить у ребенка основы законопослушности, сформировать в нем желание выполнять эти правила, закрепить ценность этих правил, которые существуют для повышения безопасности людей.
3. Формы работы. По данным психологов в возрасте от 3 до 7 лет дети осваивают правила поведения и отношения между людьми в процессе ролевых игр. Доказано, что в этом возрасте чтение сказок и историй, проведение игр и специально организованных занятий в форме игры являются для ребенка не только развлечением. Играя, ребенок усваивает социальные нормы, правила поведения, модели реагирования и активности в разных ситуациях. Именно поэтому профилактическая работа с детьми дошкольного возраста заключается не столько в формировании знаний правил безопасного поведения на улице/ это содержание, основа сюжетной игры/, сколько в выработке правопослушного поведения, дисциплинированности и соблюдение осторожности на улице.
Соблюдение социальных норм, правил, требований взрослых/к этим относятся и правила безопасного поведения с незнакомыми людьми/, формирование дисциплинированности в целом - вот, что должно быть предметом внимания воспитателей.
В дошкольном возрасте отношение к правилу важнее знания.
Это соотносится с требованиями возрастной психологии. Организуя занятия важно обратить внимание на меру и соотношение в содержании профилактического количества «страшилок», сказок, развлекательности и серьезности.
Отношения и ценность в младшем возрасте формируется, прежде всего, через подражание старшим, их пример, оценочные суждения взрослых, через поощрение желательного поведения детей. Занимаясь с группой сверстников под руководством педагога, дети успешнее осваивают правила, по предложению взрослого смелее решают проблемные задачи.
Специальные НОД проводимые с учетом методически х разработок А. В. Горской «Воспитание правопослушности дошкольников как основа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма» позволили развивать мышление детей, их умение ориентироваться в ситуации, видеть и систематизировать детали, на которые они раньше не обращали внимание. При организации сюжетных игр, чтении иллюстрированной литературы, направлялось внимание на желательность, ценность поведения человека, соблюдающего правила. И конечно важность собственного примера грамотного поведения на улице.
Рассматриваемый на занятиях наглядный материал выполненный художником Е. М. Воробьевой позволил нам организовывать специальные тематические занятия, воспитывающие правопослушность детей на основе рассмотрения изображений, отражающих движение транспорта на дорогах и поведение людей на улицах города.
На занятии детям предлагалось участие в обсуждении намеченной темы, в ходе которого дети рассказывали, что они уже знают или то, что им уже говорили родители. После беседы детям объяснялось, что нарисовано на картине. Все вместе приходили к выводу, почему нужно соблюдать это правило / при тактичном направлении размышления детей/. Игровые и литературные паузы посредством ярких художественных образов делали изучаемый материал доступным, простым и понятным.
Рассматривание картин каждый раз опиралось на предварительную работу в условиях реальной улицы, беседу об окружении или дороге домой.
Выделялись ключевые слова, которые должны быть произнесены и объяснены в процессе занятия. Занятия построены по принципу усложнения информации, которую усваивают дети по каждой теме.
4. Самостоятельная деятельность. Инсценированные, сюжетно-ролевые игры, отгадывание загадок, рисование на тему – все это способствовало «приближению» правил дорожной безопасности к ребенку, воздействуя на него через игровую мотивацию, творческие способности, воображение. Все это превращалось в интересную увлекательную деятельность. Кроме того работа с картинками позволила расширить кругозор детей, познакомила их с различными ситуациями, развивала речь.
5. Педагогическая диагностика. Выводы: Сформированы умения своевременно и правильно реагировать на любую дорожную ситуацию, самостоятельно принимать нужные решения. Дети умеют ориентироваться в различной обстановке на дороге. Более осознанно относятся к правилам безопасного поведения в транспорте и на улице и стараются их выполнять.
Пополнена предметно-развивающая среда в группе.
6. Перспектива. Готовимся к проведению закрепляющей знания детей викторине «Красный, желтый, зеленый».
Пригласили инспектора ГИБДД как члена жюри викторины и для проведения беседы.
7. Взаимодействие с родителями. В мае планируем подвести итоги совместного детско-родительского проекта «Пусть дорога станет другом»