Лучший педагог года

Проект «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге»

Швабенланд Татьяна
Проект «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге»
▼ Скачать + Заказать документы

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Тема: «Формирование у детей старшего

дошкольного возраста навыков безопасного

поведения на дороге»

Автор проекта: воспитатель

Швабенланд Татьяна Александровна

Тип проекта:

Информационный.

Социально - педагогический.

Долгосрочный, в рамках ДОУ. Сроки реализации проекта: один учебный год.

Участники проекта: дети с 5 до 6 лет, родители, воспитатель.

Актуальность проекта.

Публикация «Проект „Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге“» размещена в разделах

Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.

Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения

На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. В современном мире между человеком и машиной ведется тайная война, а главное ее поле – это автодорога. Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тыс. ДТП. В них погибает свыше 35 тыс. человек, получают ранения более 250 тыс. Анализ статистических данных, проведенный совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выявить основные причины дорожных нарушений:

– незнание дошкольниками элементарных правил;

– стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;

– безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.

Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.

Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающего автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.

Проблема.

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах.

В связи с изложенным выше возникла необходимость разработки проекта «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге».

Гипотеза.

Мы выдвинули гипотезу: ознакомление с правилами дорожного движения, поможет детям ориентироваться в различной обстановке, выработает привычку правильно вести себя на дорогах, воспитает грамотных пешеходов.

Цель.

Формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться и следить за своим поведением) в окружающей дорожно–транспортной среде.

Создать условий для усвоения и закрепления знаний и навыков безопасного осознанного поведения на улицах города у детей и их родителей.

Задачи:

1. Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.

2. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

3. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

4. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

6. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного

движения и безопасного образа жизни среди родителей с помощью разнообразных методов и приемов.

7. Формировать сознательное отношение к соблюдению правил дорожного движения. Формировать у детей навыки и умения наблюдения

за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения

обходить их, а в случае попадания в такие ситуации

выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

8. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение

правил дорожного движения, культуру поведения

в дорожно-транспортном процессе.

9. Выработать систему воспитательно-образовательной работы.

10. Укреплять и развивать материально-техническую базу для работы по данному направлению/

МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Тематические занятия.

Досуги, развлечения, экскурсии, викторины, наблюдения.

Специальные игровые задания.

Мониторинговые процедуры: диагностика детей, анкетирование

Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения можно разделить на несколько этапов:

1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).

2. Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т. е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики)

3. Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения.

Проект реализуется по двум направлениям.

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Совместная деятельность с детьми

включает семь блоков.

1. Транспорт.

2. Улица.

3. Движение транспорта и пешеходов.

4. Регулируемый пешеходный переход. Светофор.

5. Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки.

6. Правила поведения в транспорте.

7. Велосипед, самокат.

У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с занятий познавательного цикла («По сигналу светофора», «Если на улице нет светофора.», «Бегут машины в ряд.»). Чтобы занятия проходили интересно и продуктивно, в гости приходит Светофорик, который знакомит с правилами дорожного движения, рассказывает о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищет выход из сложившихся ситуации, зебра приносит задания, помогающие закрепить знания и умения детей.

Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием, а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.

Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.

Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.

Работа с родителями.

Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.

Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:

– изготовление стендов с наглядной информацией;

– заочные и очные консультации;

– участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ;

– выпуск газеты;

– тематические родительские собрания;

– анкетирование;

– совместная детско-родительская досуговая деятельность,

- совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков и конкурсы на изготовление дорожно-транспортных макетов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

- Расширение представлений детей об окружающей среде и правилах дорожного движения.

- Сформировать навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

- Умение детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

- Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

- Сформируется коммуникативная и социальная компетентность детей.

– создание достаточных условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;

– разработка и апробация перспективного плана работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с ПДД;

– разработка критериев оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Для того чтобы установить уровень полученных детьми знаний разработаны критерии оценки знаний и умений в форме вопросника детей в рамках проведения проекта:

1. Уровень сформированности представлений

– о транспортных средствах;

– об улице (виды перекрестков);

– о правилах перехода проезжей части.

2. Знание дорожных знаков:

– предупреждающих;

– запрещающих;

– информационно-указательных;

– знаков сервиса.

3. Уровень культуры поведения детей

– на улице;

– в транспорте.

4. Знание правил поведения на железной дороге.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА.

1. Информационное:

– информационная страница на сайте дошкольного учреждения;

– информация в СМИ

2. Организационное:

– работа по управлению деятельностью участников проекта.

3. Материально-техническое:

– уголок безопасности в групповых помещениях;

– дорожно-транспортная площадка;

– выносные макеты дорожно-транспортных средств;

– игротека;

– методические и дидактические пособия, картотека.

4. Методическое:

– теоретическая и методическая литература

– материалы по передовому педагогическому опыту.

5. Кадровое (в проекте участвуют):

– дети старшего дошкольного возраста,

– родители воспитанников,

– воспитатели старшей и подготовительной групп,

– музыкальный руководитель

Этапы реализации проекта.

І этап - Подготовительный (август- сентябрь)

ІІ этап - Основной (конец сентября - середина мая)

ІІІ этап - Заключительный (май)

І этап – Подготовительный.

- Изучение источников информации (просмотр фотографий, картинок,

анализ литературы, изучение сайтов)

- Подборка подвижных, дидактических, компьютерных игр по ПДД.

- Организация предметно – развивающей среды по обучению детей ПДД

- Подготовка тематических занятий.

- Диагностика знаний детей по правилам дорожного движения.

- Разработка перспективного плана.

- Анкетирование родителей «Обучаем детей Правилам дорожного движения»

- Анализ полученных результатов, выводы.

ІІ этап – Основной.

1. Проведение тематических занятий, бесед

2. Проведение досугов, развлечений, викторин, игр

3. Выставка рисунков: «Безопасный переход»

4. Участие в городском конкурсе рисунков среди учреждений дошкольного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожные детям знать положено»

5. Участие в городском конкурсе по ПДД воспитанников детских садов «Правила дорожные детям знать положено»

6. Организация целевых прогулок по улицам посёлка (к остановке, перекрестку)

7. Оформление консультаций для родителей «Дошкольник и дорога», «Правила поведения на улице»

8. Оформление фотовыставки «Безопасный путь домой»

9. Родительское собрание «Ребенок и дорога».

ІІІ этап – Заключительный.

Диагностика.

Презентация проекта на совете педагогов ДОУ

Спортивный праздник «Будь осторожным на дороге!»

Результатом реализации проекта стало:

- У детей сформировались элементарные навыки безопасного поведения в дорожной среде.

- В проигранных ситуациях по ПДД дети научились выбирать нужные практические действия по собственной безопасности в окружающей среде.

- Пополнились и выросли показатели знаний по ПДД.

- Повысилась активность родителей, проявляющаяся в участии проведения

различных мероприятий по ПДД вместе с детьми проводимых в ДОУ.

Выводы.

Гипотеза на практике подтвердилась: выработанная привычка правильно себя вести и ориентироваться в различной обстановке окружающей среды, помогает детям при ознакомлении с правилами дорожного движения и воспитывает в них грамотность маленьких пешеходов.

Литература:

1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002

2. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. В 15 томах. – М. : АСТ, 1995.

3. Добрякова В. А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. -М., 1989.

4. Иванов А. Как неразлучные друзья улицу переходили. – М. : АСТ-ПРЕСС 1996.

5. Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?.» / авторизованный перевод Я. И А. Огуреевых. – М. : Мол. Гвардия. 1992.

6. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. -Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

7. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. - Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. М., 2005.

8. Семенюк В. И., Владимиров Н. В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. -М., 1983.

9. Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. -Мозаика-Синтез, 2015

Публикации по теме:

Формирование у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улицах города За безопасность необходимо платить, а за её отсутствие расплачиваться. Уинстон Черчилль Современный мир таит в себе большое количество разных.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге Актуальность проекта Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на проезжей.

Консультация для воспитателей «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в быту» Консультация для воспитателей. Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в быту. Человеческая жизнь сложна.

Мастер-класс «Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге» Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Мы воспитатели детского сада №65 «Колосок» Бесчетникова Ирина Юрьевна и Шмойлова Светлана Викторовна.

Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге «Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством использования различных творческих идей» Слайд.

Педагогические условия формирования навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста Статья Ящук Е. В. Постановка проблемы. Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной.

Педагогический опыт воспитателя «Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Сегодня мне бы хотелось поделиться своим педагогическим опытом по воспитанию навыков безопасного поведения у детей старшего.

Проект по формированию у детей среднего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге «Дорога детства» Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя). Вид проекта: групповой, фронтальный, информационный. Участники проекта: воспитатели,.

Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста Статья о правилах дорожного движения Отто Н. А. Статья о правилах дорожного движения «Формирование навыков безопасного поведения на дороге.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 310» Ново-Савиновского района г. Казани Индивидуальный план.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге»
Опубликовано: 27 января 2017 в 09:18
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге»» (включая файлы) размещена пользователем Швабенланд Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД