Швабенланд Татьяна
Проект «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Тема: «Формирование у детей старшего
дошкольного возраста навыков безопасного
поведения на дороге»
Автор проекта: воспитатель
Швабенланд Татьяна Александровна
Тип проекта:
Информационный.
Социально - педагогический.
Долгосрочный, в рамках ДОУ. Сроки реализации проекта: один учебный год.
Участники проекта: дети с 5 до 6 лет, родители, воспитатель.
Актуальность проекта.
Публикация «Проект „Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.
Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения
На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. В современном мире между человеком и машиной ведется тайная война, а главное ее поле – это автодорога. Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тыс. ДТП. В них погибает свыше 35 тыс. человек, получают ранения более 250 тыс. Анализ статистических данных, проведенный совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выявить основные причины дорожных нарушений:
– незнание дошкольниками элементарных правил;
– стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
– безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.
Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.
Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающего автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Проблема.
Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах.
В связи с изложенным выше возникла необходимость разработки проекта «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге».
Гипотеза.
Мы выдвинули гипотезу: ознакомление с правилами дорожного движения, поможет детям ориентироваться в различной обстановке, выработает привычку правильно вести себя на дорогах, воспитает грамотных пешеходов.
Цель.
Формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться и следить за своим поведением) в окружающей дорожно–транспортной среде.
Создать условий для усвоения и закрепления знаний и навыков безопасного осознанного поведения на улицах города у детей и их родителей.
Задачи:
1. Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.
2. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
3. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
4. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
6. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного
движения и безопасного образа жизни среди родителей с помощью разнообразных методов и приемов.
7. Формировать сознательное отношение к соблюдению правил дорожного движения. Формировать у детей навыки и умения наблюдения
за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения
обходить их, а в случае попадания в такие ситуации
выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
8. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение
правил дорожного движения, культуру поведения
в дорожно-транспортном процессе.
9. Выработать систему воспитательно-образовательной работы.
10. Укреплять и развивать материально-техническую базу для работы по данному направлению/
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Тематические занятия.
Досуги, развлечения, экскурсии, викторины, наблюдения.
Специальные игровые задания.
Мониторинговые процедуры: диагностика детей, анкетирование
Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения можно разделить на несколько этапов:
1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
2. Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т. е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики)
3. Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения.
Проект реализуется по двум направлениям.
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Совместная деятельность с детьми
включает семь блоков.
1. Транспорт.
2. Улица.
3. Движение транспорта и пешеходов.
4. Регулируемый пешеходный переход. Светофор.
5. Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки.
6. Правила поведения в транспорте.
7. Велосипед, самокат.
У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с занятий познавательного цикла («По сигналу светофора», «Если на улице нет светофора.», «Бегут машины в ряд.»). Чтобы занятия проходили интересно и продуктивно, в гости приходит Светофорик, который знакомит с правилами дорожного движения, рассказывает о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищет выход из сложившихся ситуации, зебра приносит задания, помогающие закрепить знания и умения детей.
Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием, а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.
Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.
Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.
Работа с родителями.
Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.
Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:
– изготовление стендов с наглядной информацией;
– заочные и очные консультации;
– участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ;
– выпуск газеты;
– тематические родительские собрания;
– анкетирование;
– совместная детско-родительская досуговая деятельность,
- совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков и конкурсы на изготовление дорожно-транспортных макетов.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
- Расширение представлений детей об окружающей среде и правилах дорожного движения.
- Сформировать навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
- Умение детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
- Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
- Сформируется коммуникативная и социальная компетентность детей.
– создание достаточных условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;
– разработка и апробация перспективного плана работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с ПДД;
– разработка критериев оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Для того чтобы установить уровень полученных детьми знаний разработаны критерии оценки знаний и умений в форме вопросника детей в рамках проведения проекта:
1. Уровень сформированности представлений
– о транспортных средствах;
– об улице (виды перекрестков);
– о правилах перехода проезжей части.
2. Знание дорожных знаков:
– предупреждающих;
– запрещающих;
– информационно-указательных;
– знаков сервиса.
3. Уровень культуры поведения детей
– на улице;
– в транспорте.
4. Знание правил поведения на железной дороге.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА.
1. Информационное:
– информационная страница на сайте дошкольного учреждения;
– информация в СМИ
2. Организационное:
– работа по управлению деятельностью участников проекта.
3. Материально-техническое:
– уголок безопасности в групповых помещениях;
– дорожно-транспортная площадка;
– выносные макеты дорожно-транспортных средств;
– игротека;
– методические и дидактические пособия, картотека.
4. Методическое:
– теоретическая и методическая литература
– материалы по передовому педагогическому опыту.
5. Кадровое (в проекте участвуют):
– дети старшего дошкольного возраста,
– родители воспитанников,
– воспитатели старшей и подготовительной групп,
– музыкальный руководитель
Этапы реализации проекта.
І этап - Подготовительный (август- сентябрь)
ІІ этап - Основной (конец сентября - середина мая)
ІІІ этап - Заключительный (май)
І этап – Подготовительный.
- Изучение источников информации (просмотр фотографий, картинок,
анализ литературы, изучение сайтов)
- Подборка подвижных, дидактических, компьютерных игр по ПДД.
- Организация предметно – развивающей среды по обучению детей ПДД
- Подготовка тематических занятий.
- Диагностика знаний детей по правилам дорожного движения.
- Разработка перспективного плана.
- Анкетирование родителей «Обучаем детей Правилам дорожного движения»
- Анализ полученных результатов, выводы.
ІІ этап – Основной.
1. Проведение тематических занятий, бесед
2. Проведение досугов, развлечений, викторин, игр
3. Выставка рисунков: «Безопасный переход»
4. Участие в городском конкурсе рисунков среди учреждений дошкольного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожные детям знать положено»
5. Участие в городском конкурсе по ПДД воспитанников детских садов «Правила дорожные детям знать положено»
6. Организация целевых прогулок по улицам посёлка (к остановке, перекрестку)
7. Оформление консультаций для родителей «Дошкольник и дорога», «Правила поведения на улице»
8. Оформление фотовыставки «Безопасный путь домой»
9. Родительское собрание «Ребенок и дорога».
ІІІ этап – Заключительный.
Диагностика.
Презентация проекта на совете педагогов ДОУ
Спортивный праздник «Будь осторожным на дороге!»
Результатом реализации проекта стало:
- У детей сформировались элементарные навыки безопасного поведения в дорожной среде.
- В проигранных ситуациях по ПДД дети научились выбирать нужные практические действия по собственной безопасности в окружающей среде.
- Пополнились и выросли показатели знаний по ПДД.
- Повысилась активность родителей, проявляющаяся в участии проведения
различных мероприятий по ПДД вместе с детьми проводимых в ДОУ.
Выводы.
Гипотеза на практике подтвердилась: выработанная привычка правильно себя вести и ориентироваться в различной обстановке окружающей среды, помогает детям при ознакомлении с правилами дорожного движения и воспитывает в них грамотность маленьких пешеходов.
Литература:
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
2. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. В 15 томах. – М. : АСТ, 1995.
3. Добрякова В. А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. -М., 1989.
4. Иванов А. Как неразлучные друзья улицу переходили. – М. : АСТ-ПРЕСС 1996.
5. Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?.» / авторизованный перевод Я. И А. Огуреевых. – М. : Мол. Гвардия. 1992.
6. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. -Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
7. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. - Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. М., 2005.
8. Семенюк В. И., Владимиров Н. В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. -М., 1983.
9. Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. -Мозаика-Синтез, 2015