Аня Еремеева
Формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в различных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в различных видах детской деятельности
Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья.
Сформировать у детей установку на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе, к своему здоровью - вот главная цель работы с детьми в этом направлении.
Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в различных видах деятельности» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Проанализировав состояние здоровья детей своей группы и из беседы с родителями, я сделала вывод, что здоровье детей и уровень формирования культурно-гигиенических навыков находится на недостаточном уровне. Для того чтобы наметить систему работы я провела диагностику знаний детей, которую составила на основе задач программы физического развития «Система», автор Л. Н. Пустынникова.
Основными методами и приемами в диагностике была индивидуальная беседа и наблюдения за детьми. Данный комплекс методик позволил выявить уровень валеологического развития детей :
Ознакомившись с результатами диагностики, я поставила перед собой цель — сформировать у детей осознанное отношение к здоровому образу жизни. Исходя из цели, наметила следующие задачи:
1. обогатить представление детей в области научных знаний анатомии, валеологии, физической культуры;
2. формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, сознательного отношения к своему здоровью, ориентацию на здоровый образ жизни;
3. развивать физические качества на основе игровых технологий, двигательного и игрового опыта.
Поскольку валеологическое образование дошкольников тесно связано с физическим и психическим здоровьем, эмоциональным благополучием, я постаралась создать соответствующую развивающую среду по физическому воспитанию. Ведь развивающая среда окружает детей, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. В нашей группе находится спортивный комплекс, в оснащении которого старалась подобрать как фабричное физкультурное, так и нестандартное оборудование. Детей привлекают необычные формы и красочность такого оборудования, что способствует высокому эмоциональному тонусу во время самостоятельной двигательной деятельности. Тем более в изготовлении такого оборудования как: косички, ходули, лыжи, металочки, бабочки для дыхательной гимнастики, коврик с пуговицами были задействованы сами дети. Это позволяет мне повысить интерес детей к движениям, стремление к дальнейшему, овладению двигательными навыками, заложить основы для их дальнейшего совершенствования, привить любовь к физкультуре. Также в группе создан уголок под названием «Уютный», цель, которого создание атмосферы психологического комфорта. Каждое утро ребята обращаются к панно «Азбука настроения» и отмечают знаком определенного цвета свое настроение. Это позволяет мне, анализируя общую картину, построить индивидуальную работу с ребенком, побеседовать с ним, выяснить, почему сегодня у него плохое настроение, помочь ему.
Основное содержание представлений о здоровье, о способах закрепления здоровья формируется в совместной со взрослым деятельности, в повседневной жизни. Чтобы сформировать эти представления я составила циклвалеологическихбесед для детей старшего дошкольного возраста. В ходе таких бесед я учила детей бережно относится к своему организму, осознавать назначение отдельных органов, условия их функционирования. Устанавливать связь между совершаемыми действиями и состоянием здоровья, размышлять о пользе продуктов, витаминах, целебных травах, помогающих человеку стать здоровым, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений болезни или здоровье человека. На всех встречах использовала самые разнообразные, увлекательные для детей - дошкольников методы и приемы, например дидактические игры и упражнения: «Определи настроение», «У природы нет плохой погоды», «Мой организм», «Если хочешь быть здоров», «Твои ощущения», «Путешествие в страну здоровья» и другие;беседы с детьми «Как ты заботишься о зубах»;рассказы с опорой на наглядность и без нее (плакаты, схемы, картинки); рассказы-загадки, элементы викторины, кроссворды, проблемные рассказы и игровые ситуации «Научим Хворайку правильно одеваться». Героями моих валеологическихвстреч с детьми являются две подружки Неболейка и Хворайка, которые создают различные проблемные ситуации, рассказывают детям познавательный материал через различные формы подачи. Например, приглашают в страну Здоровья, приносят сообщение доктора Айболита, предлагают посмотреть видеоролик "О вредных микробах" и другие. В этой же части занятия дети фантазируют, так как важно постоянно ставить детей в ситуацию аргументированного выбора: нужно чистить зубы или не нужно; заниматься гимнастикой или нет; беречь себя или относится к себе безразлично. В такую ситуацию, например, ребенок попадает, участвуя в игре «Хорошо-плохо». В процессе этой игры дети учатся видеть в одном и том же явлении плохие и хорошие для их здоровья стороны. Это игра дает возможность постепенно подвести ребенка к мысли о противоречивости окружающего мира и научить его творчески решать свои жизненные задачи. Во второй части я обучала детей практическим навыкам по сохранению и укреплению здоровья (в зависимости от темы занятия). Это и обучение пальчиковым играм, техники массажа, разучивание комплекса упражнений, например, для укрепления позвоночника и профилактика сколиоза или снятия усталости, напряжения глаз и т. д. Эти же навыки я закрепляла на физкультурных занятиях совместно с инструктором по физической культуре, при закаливании, использовала отдельные упражнения психогимнастики, а именно, как снимать с себя усталость, раздражительность, недовольство. Для этого использовала игры-этюды «Цветок», «На полянке». 3 часть занятия - это практическая деятельность детей - игровая. Например, на занятии — тема "Костный скелет" была открыта мастерская скульптора, ребята превращались в маленьких скульпторов и облепливали каркас человека пластилином, придавая ему какое-либо движение. Тем самым шло закрепление понятия каркас в теле человека - это скелет с помощью него мы двигаемся. Например, в совместной с детьми деятельности «Как мы дышим», ребята изготовили пособие «Летающие бабочки» для дыхательной гимнастики или подвижной игры. Ключевым моментом наших валеологических бесед было знакомство детей с здоровьесберегающими технологиями, включающие различные методики, здоровьесберегающие технологии : пальчиковая гимнастика (авт. Чистякова, дыхательная гимнастика (авт. А. Стрельникова, игровой массаж (авт. М. Картушина, зрительная гимнастика (авт. Ф. В. Базарный, точечный массаж (авт. А. А. Уманская, закаливание (авт. А. Г. Швецов).
Интерес к занятиям поддерживался через домашние задания, которое давали герои Неболейка и Хворайка. Например, нарисовать растения, которые очищают воздух и выделяют кислород, или подумать над вопросом «Ваша помощь по дому маме и какие мышцы участвуют при той или иной работе?». А также через установку на тематику следующего занятия. Например, на занятии, посвященном изучению темы «Кожа человека», дети сравнивали кожу с кожицей помидора, нашли их схожесть. Далее, разрезаю помидор. От резкого движения во все стороны брызнул сок. «Ой, что это? – спрашиваю, дети «Сок! Сок!», «У помидора - сок, а у нас — что? Правильно кровь. О ней мы поговорим в следующий раз. А вы пока узнайте, что-нибудь интересное о крови, приготовьте свои вопросы!». Дети уходят, озадаченные предстоящей темой и, как правило, 2-3 человека из группы найдут что сказать, о чем спросить в следующий раз. Растет интерес к занятию, подключаются к подготовке не только дети, но и родители. Очень нравится детям заканчивать занятие чайной церемонией, где дети сами заваривают фиточай (по согласованию с родителями, накрывают на столы, что создает эмоциональный настрой на весь день.
Одной из форм приобщения детей к здоровому образу жизни я считаю проведение «Недели спорта», когда режим дня наполняется различными играми и упражнениями, увеличивается время пребывания на свежем воздухе. «Неделю спорта» мы проводим 4 раза в год (летом, зимой, осенью, весной). Совместно с инструктором по физической культуре мы обсуждаем содержание каждого дня. Наполняем его веселыми играми, праздниками, развлечениями для детей и родителей, в ходе которых дети демонстрируют свои умения и навыки. Я считаю, что такие физкультурные досуги вызывают у детей радостные эмоции, воспитывают чувство сопереживания за команду, являются демонстрацией здорового жизнерадостного состояния дошкольников, особенно с участием родителей.
Учитывая приоритетное направление в работе, в течение всего года я тесно работаю в контакте с инструктором по физической культуре. С ее стороны шла помощь в подборе игровых упражнений и спортивного инвентаря. В вечернее время я проводила индивидуальную работу по закреплению этих движений. Объясняла цель этих движений для здоровья организма. Давала оценку, что ребенок хорошо сделал и в чем его ошибка. Это помогало детям преодолевать робость, проявить волю, смелость, самостоятельность, возможность испробовать свои силы в новых движениях.
При создании благоприятных условий в детском саду стремилась к преемственности в работе с семьей. В. А. Сухомлинский подчеркивал «Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей». Поэтому проводимая мною работа велась в тесном контакте с родителями, с привлечением их к активному участию в образовательном процессе. Работу начала с изучения семьи. Родителям была предложена анкета, составленная мною. Ознакомившись с ответами анкеты, проанализировав их, я выяснила, что большинство родителей- молодые, имеют средний образовательный уровень. Более чем половина семей имеют по одному ребенку, следовательно, опыт воспитания у них крайне мал. Режим дня в семьях не стабилен, что показала анкета «Режим в выходной день». Дети много времени проводят у телевизора, смотря мультфильмы, играя в компьютерные игры, все это при длительном пользовании отрицательно влияет на здоровье- зрение, осанку. Результатом являются переутомление детей, систематическое недосыпание, снижение двигательной активности. Лишь 19 % родителей используют такие средства физического воспитания, как совместные походы, загородные прогулки, катание на лыжах, поход в бассейн. Остальные же ссылаются на нехватку времени.
Ответы анкеты дали мне возможность сделать вывод о необходимости проведения активной педагогической пропаганды. Беседы с папой или с мамой организовывала в утренние и вечерние часы. Беседы краткие 1-2 минуты. Утром интересовалась состоянием ребенка, его настроением. Сообщала, что интересного ждет детей в детском саду : кукольный театр, концерт, экскурсия. Вечером сообщала родителям об успехах сына или дочери, или над чем нужно поработать дома. В тактичной форме напоминала о гигиене ребенка, одежды и др. Индивидуальные консультации, давала на основе наблюдений за ребенком. Либо договаривалась о встрече (дате, времени) родителя с фельдшером, медицинской сестрой, зам. зав. по ВМР, заведующей.
День открытых дверей, благодаря которым происходит - знакомство родителей с организацией режима дня детей в детском саду. Приглашаю их посмотреть развивающую среду в группе. Родители смогли присутствовать на утренней гимнастике, вместе с детьми совершить путешествие в «Страну здоровых детей», наблюдали организацию закаливающих мероприятий, сна, питания, на прогулке вместе с детьми поиграть в подвижные и спортивные игры. Я считаю, что веселая атмосфера передается и взрослым,способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми. Участвуя в таких мероприятиях, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку, физические качества с тем, как развиты другие дети. Родители видят, какую пользу и радостьприносятшумные, веселые игры, состязания.
Опыт моей работы показывает, что комплексное осуществление всех форм оздоровительно-развивающей деятельности дает полноценные и положительные результаты в формировании у детей осознанного отношения к ЗОЖ.
Завершить свое выступление мне хочется словами В. А. Сухомлинского: " Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье детей - это вечный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовное развитие, мировоззрение, прочность знаний, вера в свои силы".
Библиографический список
1. БердыховаЯ. «Мама, папа, занимайтесь со мной», М., 1990г.
2. Брехман И. И. «Валеология - наука о здоровье», М., 1990г.
3. Вавилов Е. Н. «Укрепляйте здоровье детей», М., 1986г.
4. Ю. Деметр Р. «Бегай, прыгай, ползай», М., 1972г.
5. Доскин В. А., Голубева Л. Г. «Растем здоровыми», М., 2002г.
6. 3мановский Ю. Ф. «Воспитаем детей здоровыми», М., 1989г.