Светлана Шмойлова
Мастер-класс «Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы воспитатели детского сада №65 «Колосок» Бесчетникова Ирина Юрьевна и Шмойлова Светлана Викторовна представляем вашему вниманию нашу работу на тему «Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством использования различных творческих идей»
Слайд 2
Публикация «Мастер-класс „Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. ИЗО, поделки, рисование
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей.
В России ежегодно гибнут в дорожно-транспортных происшествиях около 2000 детей, более 20000 получают травмы. В Белгородской области каждое десятое дорожно-транспортное происшествие совершается с участием детей. Статистику ДТП по Белгородской области вы можете увидеть на слайде.
В прошлом году в регионе с участием детей произошло 112 аварий, 33 из них – по вине самих несовершеннолетних участников дорожного движения. 10 погибли, а 112 получили ранения. В 2013 году на дорогах области произошло 109 подобных аварий, в которых погибло восемь детей. Увеличение аварий с участием несовершеннолетних по итогам 2014 года отметили в Алексеевском районе (с 6 до 12) и Старооскольском округе (с 14 до 21). В областном центре за ушедший год зафиксировали 29 аварий, в то время как в 2013-м их было 26.
Слайд 3.
Актуальность вы можете увидеть на слайде
Актуальность. Очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Другой причиной является то, что дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своими поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу.
Работая над этим вопросом, мы столкнулись с проблемой: дошкольники получают достаточно теоретических знаний, но на практике затрудняются их применять. Это связано с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улице.
Вот почему уже в детском саду необходимо изучать с воспитанниками ПДД, формировать у них навыки осознанного безопасного поведения. Но учение, ни в коем случае не должно ограничиваться или сводиться к «это можно, а это нельзя»- это скучно и неинтересно детям, поэтому задача педагогов и родителей – сделать обучение занимательным, интересным, игровым, увлекательным. Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры и на площадках по ПДД.
Слайд 4.
Цель нашей работы- формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге.
Для достижения цели были определены задачи, которые вы можете увидеть на слайде.
- Создание условий для сознательного изучения детьми правил дорожного движения;
- Развитие у детей умений ориентироваться в различной дорожной обстановке;
- Формирование у дошкольников привычки правильно вести себя на дороге.
Слайд 5.
Для наилучшего усвоения материала и активизации детской деятельности, в своей работе мы использовали технологии, которые вы можете увидеть на слайде.
Методы и технологии, применяемые с детьми:
• Информационно-коммуникационные технологии
• Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
• Технология игрового обучения.
• Метод наблюдения и беседы.
Слайд 6.
Новизна нашего опыта представлена на слайде. Состоит в разработке системы использования творческого подхода в образовательной деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дороге.
В основу нашей работы легли следующие принципы:
• Принцип гуманизма, предполагающий умение педагога встать на позицию ребенка, видеть в ребенке полноценного партнера.
• Принцип дифференциации, то есть создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о правилах дорожного движения.
• Принцип интеграции, реализуемый в совместной деятельности педагога с ребенком, во взаимодействии с семьей.
• Принцип этапности, то есть построение работы от простого к сложному.
• Принцип доступности, подразумевающий подачу материала в понятной форме, с учетом возрастных возможностей детей.
• Принцип системности, который подразумевает четко спланированную систему образовательной деятельности с различными формами работы, объединенных общей целью.
Слайд 7.
Ведущая педагогическая идеяпредставлена на слайде. Заключается в гармоничном соединении различных творческих идей с традиционными формами работы по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Слайд 8.
Предполагаемый результат: вы можете увидеть на слайде
1. Воспитание грамотного пешехода.
2. Формирование умений ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, искать пути решения выхода из них.
3. Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
При этом учитывается три аспекта взаимодействия ребё нка с транспортной системой города:
Ребёнок - пешеход;
Главная задача в этом направлении – воспитать грамотного пешехода (необходимый минимум Правил дорожного движения, дорожных знаков, которые должны знать дети);
Ребёнок - пассажир;
Здесь мы изучаем правила пользования маршрутным транспортом, знакомим с обязанностями пассажиров, учим наблюдать за правильными и неправильными действиями водителя и пассажиров.
Ребёнок - водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и т. д.).
В связи со всем вышесказанным работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Слайд 9.
Система работы складывается из взаимосвязи трех основных блоков:, которые вы можете увидеть на слайде. 1) занятия как специально организованная форма обучения; 2) совместная деятельность педагога и детей; 3) самостоятельная деятельность детей. В первом блоке функция обучающего принадлежит воспитателю, второй блок предполагает позицию равного партнерства взрослого и ребенка. В третьем блоке дошкольнику предоставляется возможность действовать самостоятельно и свободно, применяя накопленный опыт по усвоению правил дорожного движения.
Слайд 10 (фото)
В своей работе мы активно используем различные творческие идеи для усвоения детьми правил дорожного движения. Данная работа проводится не только в процессе занятий, но и в индивидуальной и свободной деятельности детей.
Для лучшего усвоения правил дорожного движения мы с детьми рисуем, делаем аппликации, украшаем предметы на тему ПДД. Не отказывают нам в помощи и родители, активно принимают участие в работе группы по формированию основ правил дорожного движения.
В процессе индивидуальной работы мы составляем безопасный маршрут из дома до детского сада, который закрепляем в рисунке.
Большое внимание уделяем наличию у детей светоотражающих элементов. В связи с этим мы разработали занятие, на котором познакомили детей со световозвращающими элементами и научили изготавливать их самих.
Активно используем в своей работе ИКТ: делаем презентации по безопасности дорожного движения, смотрим обучающие мультфильмы.. Смотрим и обсуждаем разные дорожные ситуации.
В нашем саду ежегодно проводится конкурс рисунков по правилам дорожного движения, где дети нашей группы занимают призовые места.
К Новогоднему утреннику группа была оформлена в стиле ПДД, а елочные игрушки мы с детьми украсили сами с помощью рисунков по дорожному движению.
Нами разработана программа кружка по правилам дорожного движения «Азбука пешехода».
Слайд 11.
Результаты начальной диагностики по правилам дорожного движения, проведенной по вопросам, разработанным Т. И. Даниловой, показали, что дошкольники имеют достаточные знания, но применять их на практике затрудняются. Наша работа ведется на протяжении 3 лет и на начальном этапе результаты диагностики показали, что знания детей сформированы на низком уровне 83% и средний уровень 17%. (2012-2013у. г. _
На 1 апреля этого года результаты диагностики существенно изменились: высокий уровень у 89% детей, на среднем уровне у 11%.
Из проведенной диагностики можно сделать следующий вывод:
1) расширились и закрепились знания детей о правилах дорожного движения;
2) системное знакомство с правилами дорожного движения, проведение дидактических и подвижных игр обучило детей координировать свои движения с движениями других детей и перемещением предметов (рядом что-то упало, начало двигаться или остановилось, неожиданно появилось из-за угла, раздался непонятный звук и т. д.).
Уважаемые коллеги, просим вас побыть в роли детей старшего дошкольного возраста.
И предлагаем вашему вниманию дидактическую игру «Знаешь ли ты дорожные знаки»
Слайд 12. Цель вы можете увидеть на слайде.
Цель: повторить изученные дорожные знаки, закрепить умение ориентироваться в дорожно-транспортной обстановке по дорожным знакам.
А сейчас я предлагаю вам перейти от слов к делу и изготовить самый красивый фликер.
Определение «фликер» вы можете прочитать на слайде
Слайд 13.
Фликеры - это световозвращающие элементы, которые отражаются в свете фар автомобиля и позволяют водителю увидеть пешехода (велосипедиста) в темное время суток. В дословном переводе с английского языка означает "мерцание, колеблющийся свет, вспышка".
Фликер состоит из специального световозвращающего материала, нанесенного на текстильную и пластиковую поверхность. Световой поток возвращается к его источнику при помощи микропризм, из которых состоит фликер.
Светоотражатель обеспечивает видимость объекта более чем за 150м. Поэтому наша с Вами задача - защитить жизнь детей на дороге, используя СВ – отражатель, или фликер. Фликеры уже поступили в продажу. Но их можно изготовить своими руками из световозвращающей ткани и дополнительных декоративных элементов.
Слайд 14.
Рефлексия. Перед началом нашего выступления всем был роздан оценочный материал. Попрошу Вас оценить проведение нашего мастер – класса (объяснение рефлексии).Если наши формы работы Вам интересны и понятны, поднимите зеленый круг. Если Вам не интересно и не понятно — поднимите красный круг.
Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, осмысливать и оценивать предпосылки, условия и результат собственной деятельности. Цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т
Слайд 15.
Благодарим за сотрудничество! Всем творческих успехов!