Наталья Отто
Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья о правилах дорожного движения Отто Н. А.
Статья о правилах дорожного движения «Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста»
Согласно статистическим данным количество дорожно-транспортных происшествий неуклонно растет. Для того чтобы снизить аварийность на дорогах и сократить до минимума детские жертвы, необходимо обучать детей Правилам дорожного движения. В подготовительной к школе группе перспективный план по профилактике Детского дорожно-транспортного травматизма должен включать в себя мероприятия, направленные на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах, воспитания в детях грамотных пешеходов. Решение этих задач можно осуществлять с помощью специально организованных бесед познавательного цикла, так называемые заседания «Клуба Пешеходов-отличников», которые включают в себя следующие темы:
Публикация «Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
«От кареты до ракеты»
«Наш друг светофор»
«Дорожные знаки»
«Волшебная палочка»
«Правила поведения для пассажиров и пешеходов»
В процессе формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге можно использовать такие формы обучения, как практические занятия «Найди и обведи в кружок дорожные знаки для пешеходов», «Найди и обведи предупреждающие знаки» и т. д. Практические работы проводятся на ламинированных листах, поэтому любая досадная ошибка легко исправляется и не приводит к разочарованию детей.
В любом возрасте знания должны закрепляться прочтением и анализом произведений художественной литературы таких, как «Дядя Стёпа-милиционер», «Бездельник светофор» С. Михалкова, «Что я видел» Б. Житкова,, «Про правила дорожного движения» С. Волкова, «Новые дорожные приключения Буратино» Г. Тумаринсона, «Светофор» А. Северного, «Если бы» О. Бедарева, «Запрещается - разрешается» В. Семернина, «Светофор», «Азбука безопасности» И. Лешкевич, «Для пешехода» Н. Сорокина. Проводятся дни загадок, пословиц и поговорок о ПДД.
Знания детей о Правилах дорожного движения хорошо закрепляются в самостоятельной и совместной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Дети лепят, рисуют, конструируют из бумаги машины, светофоры, пешеходов, дорожные знаки, дома. Все поделки используются в творческих играх и способствуют не только закреплению Правил дорожного движения, но и правил поведения в общественных местах.
Хорошо зарекомендовала себя такая форма обучения как экскурсия: экскурсии к пешеходному переходу, экскурсии к перекрестку, экскурсии к посту ДПС. Знания и представления, сформированные подобным образом, дети используют в сюжетно-ролевых играх.
Однако содержание деятельности педагогов не сводится только к работе с детьми. Осуществлять задачи обучения по Правилам дорожного движения невозможно без помощи родителей, ведь именно они являются для ребенка непосредственным образцом поведения на улице. Поэтому необходимо проводить с родителями беседы, консультации, которые делают более понятным смысл запретов и способов безопасного поведения детей и взрослых. В начале учебного года можно организовать сотворчество детей и родителей. Каждый ребенок вместе с родителями рисует план-схему дороги от дома до детского сада, помечая красным восклицательным знаком особо опасные места для пешеходов. Например, опасные повороты, закрытые придомовыми деревьями и кустарниками, стихийные парковки у дома, паркинги у торговых центров, нерегулируемые пешеходные переходы, выезды у поликлиник, пожарной части и т. д. Затем ребенок в группе «защищает» свой проект, объясняя, почему поставил восклицательный знак в том или ином месте.
В апреле также возможна организация сотворчества детей и родителей по теме «Моя дорога в школе», так как к этому времени все родители уже знают, какую икону будет посещать их ребенок. В мае, возможно, проведение викторины по знанию Правил дорожного движения «Что, где, когда» и организация праздника на улице «Правила дорожного движения достойны уважения». Все мероприятия по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения корректируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей, уровня их подготовки и их способности усваивать материал.
Практика показывает, что дети охотно принимают участие в создании книги «Загадки в картинках». Каждый ребенок, по-своему, иллюстрирует свою загадку о Правилах дорожного движения, светофоре, дорожных знаках, пешеходном переходе.
Подобные мероприятия помогут систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении, дорожных знаках; помогут осознать необходимость соблюдения Правил дорожного движения.