Анна Джалагония
Формирование основ экологической культуры дошкольников старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование основ экологической культуры дошкольников старшего возраста.
Из опыта работы воспитателя МБДОУ д /с № 41 комбинированного вида
(2018 – 2019 уч. г.)
Воспитатель: Джалагония. А. В
Публикация «Формирование основ экологической культуры дошкольников старшего возраста» размещена в разделах
Ознакомление с природой - одно из средств всестороннего развития и воспитания детей, осуществляемого в детском саду. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут иметь элементарные знания о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся любить природу, видеть её красоту. Именно на этой основе формируется любовь к родному краю, Родине.
Мне хотелось бы поделиться опытом работы по ознакомлению детей с природой, включающим в себя и экологическое воспитание, и воздействие человека на природу, т. е. как правильно использовать природные ресурсы, не нанося вред экологии нашего края, и что человек является частью самой природы.
Мои воспитанники имеют возможность наблюдать за растениями и животными не только в организованной образовательной деятельности, но и в процессе повседневной жизни. В группе я создала необходимую предметно – развивающую среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной экспериментальной деятельности детей, в течение дня ребё нок вовлекается в различные виды деятельности: наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование и т. д. У нас функционирует специальный центр, где дети имеют возможность закреплять свои знания и умения, полученные на занятиях. Здесь настольно – печатные и дидактические игры, альбомы для рассматривания, пособия для индивидуальной работы.
Особое значение по формированию у детей экологической культуры я уделяю наблюдениям на прогулке. Например, осенью я просила обращать внимание на цвет неба через ветки: в эту пору разнообразная раскраска листьев особенно подчёркивает цвет неба. Дети любят собирать опавшие листья разнообразные по форме и цвету. Для того чтобы развивать наблюдательность и расширять кругозор, дети используют листья в играх и поделках. Позднейосенью, когда под деревьями остаются только сухие листья, слушали, как они шуршат под ногами.
Большое значение мы с воспитанниками придаём организации зимней подкормки птиц. Кормушки получились самой различной конструкции, все их сделали родители с детьми в рамках проекта «Покормим птиц зимой». Кормушки развешиваем на участке, что даёт возможность уточнить представление о зимующих птицах нашего села и особенностях их жизни в зимнее время; показать значимость зимней подкормки; подвести к пониманию того, что человек подкармливая птиц зимой, спасает их от гибели.
Много внимания я уделяю знакомству детей с неживой природой: землёй, водой, воздухом. Дети знакомятся с понятием ветер, причинами и условиями его возникновения. На участке с помощью нехитрого приспособления они учатся определять его силу и направление. Опытным путём, дети получили возможность ознакомления со свойствами воздуха, учились превращать воду в твёрдое, жидкое и газообразное состояние.
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. А. Сухомлинский говорил о ней так: «Без игры нет и не может быть полноценного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонь пытливости». В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям. Дидактические игры «Большой – маленький», «Где чей домик?», «Назови, кто я», «Времена года», «С какого дерева листик?», «Вершки и корешки», «Зоологическое лото», «Чудесный мешочек» помогают уточнить, расширить и закрепить представления об объектах и явлениях природы, способствуют развитию памяти, внимания, активизируют и обогащают словарь.
Речевые игры «Узнай по описанию», «Съедобное – несъедобное», «Хорошо – плохо», «Да – нет», «Что лишнее?», «Волшебная палочка», «Кто летает, бегает, прыгает?», «Земля, вода, воздух, огонь» и другие развивают у детей слуховое восприятие, внимание, воображение, повышают об окружающем мире.
В работе с дошкольниками я каждодневно убеждаюсь, что они очень любят сказки, стихи, рассказы, поэтому большое внимание уделяю ознакомлению детей с художественной литературой о природе. Она глубоко воздействует на чувства детей, это литература, рекомендуемые программой «От рождения до школы» под редакцией Вераксы и Васильевой: произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова. После прочтения провожу для детей беседу, задаю вопросы, дети высказывают сочувствие, сопереживание или радость и восторг. Очень важно, когда дети задают вопросы, находят проблему, что затем способствует организации проектной деятельности в группе. Мы реализовали такие групповые и индивидуальные проекты: «Мир насекомых глазами ребёнка», «Азбука животных», «Птицы нашего района», «Правила поведения в природе», «Путешествие воды», «Эта удивительная соль». Проекты способствовали сотрудничеству и сотворчеству детей и взрослых, укреплению детско – родительских взаимоотношений, развитию самостоятельности и творческому поиску дошкольников.
Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые вспоминая своё детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали клубнику. Какими вырастут наши дети зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и преумножать её богатства.
Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье. Поэтому я прежде всего выясняла, как родители сами относятся к проблемам экологического воспитания детей. В результате анкетирования и индивидуальных бесед оказалось, что говорить с детьми об экологической культуре рано. Вследствие, я подготовила советы и консультации в родительский уголок по воспитанию у детей 5 – 7 лет экологической культуры : «Наблюдайте вместе», «Формирование экологической культуры дошкольников», «Как научить ребёнка беречь и любить природу». Я советовала родителям обращать внимание детей на красоту окружающей природы. Пояснила, что во время наблюдений расширяется кругозор, любознательность, внимание, мышление. И времени на это специально отводить не надо, достаточно смотреть вокруг по дороге в детский сад или домой, на пикниках, на прогулках, при работе в саду и на огороде.
Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры детей. Без знаний о природе, без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как основные черты личности закладываются в дошкольном возрасте. Очень важно использовать разнообразные формы, методы и приёмы в работе с детьми, проводить её в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами. Сделать знакомство с природой интересной, творческой, познавательной деятельностью для детей, больше использовать практических занятий. И тогда через ознакомление с природой м ы воспитаем чувственных, добрых, внимательных и заботливых жителей нашей планеты.