Татьяна Борисовна Гирфанова
Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма.
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма.
Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям является актуальной в силу современной политики и начинается с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте в душу ребёнка закладывается патриотическое сознание, чувство любви и гордости к своей Родине, уважение к её символике. Пропуская через себя многие события и сведения о своей стране и её истории, дошкольники начинают понимать, что Родина станет богаче, краше и независимей, когда все, в том числе и они сами, приложат к этому усилия.
Публикация «Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма,» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2017
Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду – это комплекс мероприятий гражданской направленности, способствующих формированию единых ценностей у ребёнка и его семьи.
Целью патриотического воспитания является формирование у дошкольников духовно-нравственного сознания, воспитание человека с активной жизненной позицией, готового на самоотдачу на благо и процветание своей страны.
Для этого реализуются следующие задачи:
• Воспитывать любовь и бережное отношение к традициям и ценностям своей семьи, детского сада, родного города, страны.
• Воспитывать уважительное и заботливое отношение к своим родственникам, к младшим дошкольникам и старшему поколению.
• Формировать у детей желание участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство территории детского сада, своего двора, улиц родного города.
• Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий, работающих на благо других людей и на благо своего города.
• Воспитывать чувство гордости за людей, достигших успехов в разных областях деятельности: в сельском хозяйстве, на производстве, в космосе и т. д.
• Формировать представление о Защитниках Отечества, их приверженности к своей многонациональной Родине.
• Воспитывать бережное и трепетное отношение к природе родного края, формировать желание оберегать природные богатства и ресурсы.
• Познакомить детей с символикой России, её значением для народа.
• Воспитывать уважение и чувство гордости за своих родственников, защищавших Родину во время Великой Отечественной войны, уважение и чувство огромной признательности к ветеранам войны.
• Воспитывать интерес и уважение к традициям и праздникам Российского народа (Масленица, Пасха)
В нашей группе проводится систематическая,целенаправленная работа по формированию у детей духовно-нравственного сознания. Для этого:
• в группе создаётся специальная, соответствующая теме, предметно-пространственная среда, постоянно обновляется уголок патриотизма.
• Пополняется фонд методической и художественной литературы по темам.
• Систематически пополняется наглядно-демонстрационный материал, создаются презентации и приобретаются видеофильмы и мультфильмы по темам.
• Кроме того в группу приобретаем настольно-печатные игры по темам и дидактический материал.
• Оформили альбомы по темам : «Самаре – 430 лет», «Достопримечательности Самары», «70 лет Великой Победе» (Экскурсия в Музей боевой славы, «Оружие витязей России», «Великие люди Самары», «Они защищали Родину».
• Систематически проводятся экскурсии в музеи, в библиотеки, на предприятия, в СОДЭБЦ.
• Организуются совместно с социальными партнёрами викторины, встречи и беседы по темам.
• Уже традицией стало проведение совместно с родителями праздников ко Дню Победы и спортивных развлечений, посвящённых Дню Защитников Отечества.
Мы разработали ряд мероприятий (сценариев праздников и развлечений, конспекты НОД). Чтобы работа по патриотическому воспитанию была более эффективной, мы взаимодействуем с социальными партнёрами, такими, как
• филиал библиотеки № 8,
• детская библиотека №10,
• ГБОУ ДОД СОДЭБЦ,
• Самарский музей космонавтики и авиации,
• Музей Самара космическая.
В течение года реализовались такие проекты, как:
• «Моя семья – моё богатство»,
• «Герои нашего времени: профессия пожарного»,
• «Город, в котором я живу»,
• «Россия – Родина моя»,
• «Москва – столица нашей Родины»,
• «Край родной, навек любимый» («Природа родного края», «Птицы родного края»,
• «Жить – Родине служить»,
• «Дорога в космос»,
• «Они защищали Родину».
В процессе проектов ребята начинают понимать, что им необходимо многому научиться, чтобы со временем внести свой вклад в развитие города, в котором они живут.
Так, изучая тему «Семья», ребята узнали, что у каждого члена семьи есть свои обязанности, и, выполняя их, каждый проявляет заботу друг о друге. Дошкольники понимают, что у каждой семьи есть свои традиции и праздники, любимые занятия и интересы, любимые блюда. Хорошо, когда ребята заботятся о своих младших и старших членах семьи.
Беседуя о своём городе и о его жизни, ребята познакомились с историей Самары, с её достопримечательностями и знаменитыми людьми города, в честь которых называют улицы.
Знакомство с ветеранами войны, познавательные беседы о войне, экскурсии в Музеи боевой славы и к вечному огню, а также проведение утренников, знакомство с родственниками сверстников, которые воевали в годы Великой отечественной войны, приобщают ребят к истории своей страны, вызывают чувства гордости и благодарности к героям.
Уже традицией стало посещение Музея авиации и космонавтики и Музея Самара космическая при знакомстве с первооткрывателями космоса.
Традицией стало и проведение совместных с родителями спортивных развлечений ко Дню Защитников Отечества. Нашим ребятам есть на кого равняться, есть, чем гордиться.
Не менее важно, знакомить детей с людьми разных профессий, прославляющих наш город и стоящих на страже его благополучия и процветания. От каждого их них и складывается слава нашей Самары. В прошлом году мы приглашали пожарного, который в деталях рассказал о своей службе и показал детям не только фильм о каждодневных тренировках, но и все приспособления. Кроме того, мы побывали в ателье и в библиотеке. Также был оформлен альбом о знаменитых людях Самары.
Реализуя проекты по темам, мы используем такие методы и формы работы, как экскурсии, тематические беседы, рассматривание и изготовление альбомов, иллюстраций, викторины, спортивные развлечения, праздники, конкурсы на лучший рассказ и рисунок (поделку, оформление стенгазет, оформление группы по теме, КВН, туристические походы с семьёй по местам боевой славы, встречи с интересными людьми.
Таким образом, благодаря систематической, целенаправленной работе по патриотизму, у дошкольников формируются такие качества, как патриотическое сознание, осознание себя частицей нашей огромной Родины. Интеграция трудовой, эстетической, духовно-нравственной, познавательной деятельности приводит к тому фундаменту, на котором формируется чувство любви к своей Родине.