Приложение МААМ

Формирование основ культуры информационной безопасности детей дошкольного возраста

Оксана Невечера
Формирование основ культуры информационной безопасности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 города Ставрополя

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ, ИНФОРМАЦИННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воспитатель: Невечера Оксана Григорьевна

Информационная безопасность детей дошкольного возраста - это состояние их защищенности от информации, способной причинить вред здоровью, а также их духовному, психическому или физическому развитию.

Публикация «Формирование основ культуры информационной безопасности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольный возраст является периодом начальной социализации ребенка. Именно дети дошкольного возраста нуждаются в понятной и доступной информации, с помощью которой они получают начальное представление об окружающем мире. Источником информации являются книги, телевизионные передачи, компьютерные игры.

Проблема обеспечения информационной безопасности связана с всеобщим и повсеместным использованием гаджетов. Знание элементарных правил отбора и использования информации родителями и детьми позволит сохранить здоровье дошкольников и обеспечить им всестороннее развитие.

Особое внимание родителям нужно обратить на формирование медиограмотности у детей старшего дошкольного возраста. Медиаграмотность дошкольников и их родителей предполагает грамотное применение инструментов, обеспечивающих свободный доступ к информации, размещенной в СМИ, в сети Интернет. Информационная грамотность признана наиболее эффективной мерой противодействия посягательствам на детей через интернет пространство.

Медиаобразованные родители смогут защитить своих детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации. Развитие современного общества предполагает участие детей, начиная с дошкольного возраста, в медиакультуре.

Государство должно обеспечивать информационную безопасность детям, защищать их от любого физического или психического насилия, но полную защищенность от негативной аудиовизуальной и электронной информации могут дать в семье и дошкольной образовательной организации.

Целью данных методических рекомендаций является: оказание методической помощи родителям детей дошкольного возраста при использовании современных информационных технологий; снижение уровня воздействия негативной информации на детей.

1. Информационная безопасность дошкольника, что это?

Информационная безопасность ребенка дошкольного возраста представляет собой состояние его защищенности, при котором не допускается причинение вреда его психическому, нравственному, духовному развитию. Прежде чем полностью оградить ребенка от использования медиа-продукции необходимо выяснить, какая именно информация может причинить ему вред.

Какую информацию можно отнести к негативной?

• побуждающую детей к совершению действий, угражающих их жизни и здоровью, в том числе причинение вреда себе, самоубийство;

• способную пробудить у детей интерес и желание попробовать алкогольную продукцию, табачные изделия, заниматься бродяжничеством;

• содержащую информацию порнографического характера;

• отрицающую семейные ценности;

• оправдывающую жесткость и насилие в отношении людей или животных;

• содержащую нецензурную лексику.

Современный ребенок все больше времени проводит за компьютером или телевизором. В определенной степени это связано с высокой познавательной мотивацией, с любознательностью и стремлением узнать что-то новое. Мировые ученые обеспокоены негативным информационным воздействием на детскую аудиторию. Информационная безопасность является проблемой как социальной, так и педагогической. Совместная деятельность детского сада и семьи поможет оградить подрастающее поколение от отрицательного влияния информационно среды.

Насилие в информационном пространстве провоцирует у детей агрессивность, притупление чувств в момент причинения боли окружающим. Эротические фрагменты могут навсегда травмировать моральное суждение. Рекламные ролики обладают самым высоким уровнем воздействия на психическое состояние дошкольника. Ребенок склонен верить всему, о чем говорится в рекламе.

Для решения проблем, связанных с информационной безопасностью детей дошкольного возраста, необходимо научить ребенка адекватно оценивать и воспринимать информацию, увиденную на экране. Для этого с детьми дошкольного возраста можно огранизовать дидактические игры или ситуативные задачи

2. «Плюсы» и «минусы» телевидения для дошкольников.

Вся информационная продукция делится по возрастным категориям : для детей, не достигших 6-ти лет; для детей, достигших 6-ти лет; для детей, достигших 12-ти лет; для детей, достигших 16-ти лет; запрещенная для детей.

Большинству семей знакома ситуация, когда совместный с детьми просмотр фильма либо телепередачи испорчен демонстрацией сцен жесткости, насилия над животными или присутствием брани. Предугадать такой ход событий не возможно. Чаще всего родители в такой ситуации закрывают ребенку уши, глаза, просят выйти из комнаты или выключают телевизор. Такой метод оградить собственного ребенка от негативной информации достаточно распространен, но воспринимается детьми как нарушение их свободы. «Запретный плод сладок» как известно, поэтому у ребенка возникает интерес к запрещенной информации, что мотивирует заполучить ее всеми возможными способами.

Принятый правительством закон об информационной безопасности позволяет родителям до начала просмотра медиа-продукта узнать, на какую возрастную категорию он рассчитан. То есть производитель или распространитель любой инфопродукции должен поместить знак либо текстовое предупреждение о возрастном ограничении перед началом трансляции. Такие знаки размещаются в углу кадра, кроме той видеопродукции, которая транслируется в кинозале. Размер знака должен составлять не менее 5-ти % от площади экрана, объявления или афиши о проведении мероприятия, а также входного билета в зал.

Для детей дошкольного возраста должна быть доступна только там информация, на которой имеются знаки «0+». Некоторые производители пишут порядковые номера в соответсвии с возрастом, например, «3+», «5+».

Однозначно телевидение является первостепенным источником получения новой информации на протяжении десятилетий. Для детей дошкольного возраста многие телепередачи носят развивающий или образовательный характер. Просмотр таких программ оказывает положительное влияние на подготовку ребенка к поступлению в школу, расширяет кругозор. Исторические передачи, программы о животном и растительном мире, видео о путешествиях дают дошкольникам определенные знания о культурных, моральных и духовных ценностях. В этом положительная роль телевидения в становлении и развитии личности ребенка.

Но, несмотря на высокую популярность телевидения среди детей, именно оно отделяет малышей от реальностей внешнего мира. Проводя много времени за экраном, дошкольники не развиваются физически, становятся пассивными «зрителями», зачастую агрессивными по отношению друг к другу, к животным. Сцены жестокости, которые часто демонстрируют по телевизору, негативно сказываются на психике детей, провоцируя вспышки гнева.

Быстрая смена кадров негативно влияет не только на зрение, но и на детский мозг. Большое количество информации утомляет, раздражает ребенка, а общение со сверстниками сводится к минимуму. Поэтому просмотр телевизора должен быть ограничен по времени. Полный запрет лишит возможности ребенка получить новые знания и положительный опыт при помощи телевидения.

3. Компьютерная безопасность детей.

Современные дошкольники с удивительной легкостью овладевают навыками использования компьютерных технологий, в том числе глобальной сети Интернет. Случается, что дети оказываются смышленнее взрослых в имении применять информационные технологии. Не редко родители не предполагают о существующих рисках в сети, не всегда способны помочь при использовании компьютера и не знают, как оградить ребенка от возможной опасности.

Компьютерные технологии могут стать эффективным средством развития ребенка дошкольного возраста. Но его необдуманное использование может причинить непоправимый вред здоровью. Используя Интернет, ребенок подвергается постоянному воздействию внешних факторов, среди которых можно выделить: технические, санитарно-гигиенические, психологические.

Компьютерные игры провоцируют перевозбуждение участков головного мозга ребенка, отвечающих за удовольствие. Ребенок становится зависимым и чувствует постоянную необходимость в получении такого удовлетворения. Виртуальная реальность, с которой ребенок сталкивается в ходе игры, меняет его восприятие. Все больше дошкольников пытаются перенести в жизнь то, что увидели на экране или мониторе компьютера.

Сюжетная линия большинства компьютерных игр выстраивается на уничтожении противников для сохранения собственной жизни героя. В результате безконтрольных систематических игр аналогичного содержания у дошкольника складывается впечатление, что достичь любых результатов в жизни можно только через агрессию и жестокость.

В интернет-пространстве дети могут столкнуться с порнографической информацией, с рекламой насилия, с вирусами, спамом, терроризмом. Программисты разрабатывают требования, которые предъявляются к играм для детей дошкольного возраста :

• в играх должна быть информация о правилах;

• символы и звуковые сигналы должны подсказывать ребенку правильность и последовательность его действий;

• при использовании букв, размер их должен быть больше традиционного компьютерного шрифта;

• изображения должны быть крупными, без отвлекающих мелких деталей;

• в обучающей игре должны использоваться только правильные ответы, доступные дошкольник;

• не рекомендовано применение оценок в бальной системе.

В старшем дошкольном возрасте ребенок может завести собственную страницу в социальных сетях, потому что общение с их помощью в современном мире на пике популярности. Не стоит категорически запрещать использование соц. сетей. В тоже время, именно родители должны помочь ребенку с созданием страницы. Ребенка нужно научить грамотно реагировать на рекламу и спам, неприличные картинки, которые он непременно встретит. Обучение детей основам информационной безопасности можно проводит с помощью бесед.

Каждый взрослый человек является членом информационного сообщества. Родители же в первую очередь несут ответственность за будущее своих детей. Поэтому необходимо выбрать такие меры, которые бы максимально обезопасили информационную среду для дошкольников. Необходимым условием является систематическое взаимодействие детского сада и семьи по вопросам обеспечения безопасности детей.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Дидактическая игра по формированию основ информационной безопасности в сети интернет у дошкольников «Сделай плакат»Дидактическая игра по формированию основ информационной безопасности в сети интернет у дошкольников «Сделай плакат» Цель дидактической игры: раскрытие источника угроз, которые несёт всемирная сеть. Дидактические задачи: -повысить уровень осведомленности.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Формирование у детей с ОВЗ основ противодействия терроризму и экстремизму в рамках недели безопасности. ФотоотчетФормирование у детей с ОВЗ основ противодействия терроризму и экстремизму в рамках недели безопасности. Фотоотчет Доброго времени суток, уважаемые коллеги. В рамках недели безопасности в нашем детском саду прошло мероприятие по формированию у детей основ.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ культуры информационной безопасности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 ноября 2022 в 23:03
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основ культуры информационной безопасности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Невечера (УИ 2519484) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД