Папки-передвижки

Формирование основ безопасности у дошкольников посредством художественной литературы

Валентина Гордобина
Формирование основ безопасности у дошкольников посредством художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование основ безопасности у дошкольников посредством художественной литературы»

«Самое дорогое у человека – это жизнь»

Н. А. Островский

Одной из глобальных проблем человечества является проблема безопасности жизнедеятельности человека, поэтому с раннего возраста нужно готовить ребенка к безопасной жизни в окружающем мире. Ведь дети – наиболее незащищенная часть населения. Познавая окружающий мир, дети часто попадают в ситуации, угрожающие их здоровью.

Публикация «Формирование основ безопасности у дошкольников посредством художественной литературы» размещена в разделах

Нужно готовить ребенка к встрече с трудностями, дать представление об опасных ситуациях, привить навыки безопасного поведения, дать понятия о необходимости соблюдения мер предосторожности.

В нашей группе «Белочка» также большое внимание уделяется формированию у дошкольников навыков безопасного поведения.

Формирование основ безопасности – сложный, непрерывный, систематический процесс.

В работе использовала такие формы организации учебно– воспитательного процесса как:

* занятия

* заучивание стихов

* сбор фотоматериалов

* игры

* заучивание правил ПДД

* беседы

* художественная литература

* экскурсии

* просмотр мультфильмов

* тренинги

* развлечения

Одним из наиболее эффективных методов воспитания ребенка является художественная литература. То, что воспитатель пытается донести до детского сознания в форме моральных сентенций, путем прямых указаний советов, ребенок прекрасно усваивает с помощью художественного произведения. В работе с детьми нужен иносказательный стиль, доступный и понятный.

Художественное слово – неиссякаемый родник мудрости, средство познания мира. Они являются источником формирования у ребенка представлений об окружающей природе и как себя вести, чтобы не навредить своему здоровью.

Именно детская литература питает ум, воображение ребенка, открывает ему новые миры, образы и модели поведения.

Ребенок наследует различные модели поведения через книгу: как разрешить конфликты, как стать другом, как избежать опасности в той или иной ситуации

Литература учит ребенка думать, задавать вопросы.

Если ребенок начнет осознавать «литературные уроки», отвечать на вопрос «Чему учит литературное произведение», соотносить ответы со своим поведением, то он научится взаимодействовать с другими людьми, с любовью относиться к природе, заботиться о своем здоровье, сможет сформировать основы безопасного поведения в окружающем мире.

Поэтому темой своего самообразования выбрала следующее направление:

«Формирование основ безопасности через художественную литературу».

Роль педагога – помочь сравнивать ситуации из художественной литературы с ситуациями, которые могут произойти в реальной жизни.

Изучив проблему, поставила перед собой цель и задачи, которые нужно было решить в работе с детьми.

Цель: с помощью художественных произведений развивать и закреплять представления и навыки о безопасном поведении ребенка в окружающей его среде, эффективно их реализовывать в жизни.

Задачи:

Формирование основ безопасности

Безопасное поведение в природе :

-Формировать основы экологической культуры

-Формировать понятие о том, что в природе все взаимосвязано и что человек не должен нарушать эту взаимосвязь

-Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах

-Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, молния) и правилами поведения.

Безопасность на дорогах :

-Уточнять знания об элементах дороги (проезжая часть, переход, тротуар, о работе светофора.

-Знакомить с названиями улиц ближайших к саду.

-Знакомить с правилами дорожного движения

-Знакомить с дорожными знаками:

«Дети», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

-Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».

-Продолжать знакомить с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно – указательными.

-Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

-Расширять представления детей о работе ГИБДД.

-Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.

-Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.

Безопасность собственной жизнедеятельности.

-Воспитание культурно – гигиенических навыков.

-Воспитывать бережное отношение к своему организму.

-Формировать представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, инструменты и бытовые предметы). Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами.

-Закреплять правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипедах, катание на санках, коньках, лыжах).

-Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности.

-Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре. --Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».

-Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

Работу в данном направлении начинала с составления плана и создания мини- библиотеки, в которой имеются познавательная и художественная литература, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций, подборки дидактических игр, создание уголка безопасности.

Образовательная область «Безопасность»

Направления Виды деятельности Литература

«Ребенок и его здоровье»

1. Чтобы быть здоровым надо быть чистым. Беседы «Да здравствует мыло душистое», «Чистота -залог здоровья»

Сюжетно-ролевая игра «Прачечная»

Экскурсия на прачечную.

Драматизация стихотворения А. Барто «Девочка чумазая»

Рисование по сказке «Мойдодыр»

Дидактическая игра «Закончи предложение»

К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»

А. Барто «Девочка чумазая»

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

И. Лыкова «Мыло», «Мочалка». !Зубная щетка»

2. Полезные продукты и витамины Беседы «Полезная пища»,

«Витамины и здоровье»,

«Вредная еда»

Дидактические игры «Угадай на вкус», «Один – много», «Четвертый лишний»

Экскурсия в овощной магазин.

Лепка овощей и фруктов.

Посадка лука на зелень.

Изготовление чесночных амулетов.

Аппликация «Ландыши»

Сказка «Горшок каши» бр. Гримм

Белорусская сказка «Легкий хлеб»

Украинская сказка «Колосок»

3. Физкультура и здоровье Беседа «Почему полезно заниматься физкультурой»

Дидактическая игра «Угадай вид спорта»

Зимняя олимпиада в ДОУ

Беседа об олимпиаде 2014 в городе Сочи.

Спортивный досуг «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»

Отгадывание загадок по теме. В. Драгунский «Денискины рассказы»

Н. Носов «Горка»

А. Барто «Зарядки»

4. Изучаем свой организм Дидактические игры

«Девочки и мальчики», «От младенца до старика», «Найди сходство», «Делаем чем?»

Малоподвижная игра «Что могут руки»

Театрализованная игра – путешествие «Организм человека»

ООД «Взрослые и дети», «Части тела»

Рисование «Автопортрет»

Тренинг «Ножницы, катушки – это не игрушки»

Энциклопедии о строении человека

С. Маршак «Почему у человека две

руки и один язык»

Е. Пермяк «Про нос и язык»,

«Для чего руки нужны»

И. Саконская «Где мой пальчик?»

Т. Шорыгина «Данилка и пилка»,

Сказка «Хороший совет»

5. Болезни и их профилактика

Беседы «Береги нос», «Чтобы уши не болели»,

Экскурсии в аптеку и поликлинику.

Беседы «Почему люди болеют», «Как уберечься от болезней»

Подвижные игры «Помоги Айболиту собрать чемоданчик», «Позови на помощь»

Социально- ролевая игра «Больница»

Сюжетно - ролевая игра «Скорая помощь» И. Лыкова «Микроб – бродяга», «Вредные соседи»

Б. Житков «Помощь идет»

А. Анпилов «Зубки заболели»

«Сказка о герани»

С. Михалков «Прививка»

Б. Житков «Помощь идет»

«Откуда берутся болезни»

«Прививки»

Т. Шорыгина «Запомните, детки, таблетки – не конфетки», «Неосторожная Резвушка»

«Ребенок на улице города» Целевая прогулка по улице.

Проект «Правила дорожного движения»

Сюжетно-ролевые игры «Транспорт», «Путешествие по городу»

Рассматривание иллюстраций.

Беседа. «О чем говорят дорожные знаки»

Продуктивная деятельность «Дорожные знаки»

Коллективная аппликация «Моя улица»

Тренинг «Переход улицы»

Беседа «Мы – воспитанные пассажиры»

Лото «Транспорт», «Дорожные знаки»

Дидактические игры «Угадайка»,

«Наша улица», «Светофор», «Угадай, какой знак» Б. Житков «Что я видел»

Н. Сорокин «Переход»

В. Семернин «Запрещается –разрешается»

Н. Калинина «Как ребята улицу переходили»

С. Михалков «Моя улица», «Скверная история», «Велосипедист», «Дядя Степа –милиционер»

С. Маршак «Мяч», «В снег и дождь»

А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный»

Н. Носов «Автомобиль»

Т. Шорыгина «Воробьишка Тишка»

1. Правила дорожного движения

2. Культура пешехода

Беседа «Правила для пешеходов».

«Как вести себя в транспорте»

Проигрывание ситуаций.

Рассматривание иллюстраций.

«Приключения Бабы –Яги» К. Малеванная

А. Усачев «Правила дорожного движения»

3. Правила езды на велосипеде Рассматривание картин по теме.

Сюжетно-ролевая игра «Дороги и пешеходы»

Конструирование «Улица города» «Светофор» Е. Житков

С. Михалков «Дядя Степа – милиционер»

Т. Шорыгина «Мне купили самокат»,

«Роликовые коньки»

«Безопасность ребенка в быту»

1. Опасность контактов с незнакомыми животными.

Беседа «Как вести себя с животными»

Обсуждение ситуаций.

Составление описательных рассказов «Мое любимое животное»

Аппликация «Кошка»

Виды деятельности Шарль Перро «Красная Шапочка»

Г. Новицкая «Дворняжка»

А. Барто «Уехали»

2. Правила безопасности во время пожара

Рассматривание иллюстраций. ООД «Спецмашины»

ООД «Огонь – друг или враг»

Рисование по сказке С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»

Беседа «Осторожно с огнем»

Отработка правил поведения при пожаре:

«В дыму» «Найди выход»

«Не бойтесь и не прячьтесь»

Рисование «Пожар»

С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом»

Б. Житков «Пожар»

Л. Н. Толстой «Пожар»

К. Чуковский «Путаница»

Н. Мамина «Будь осторожен с огнем»

Т. Шорыгина «Бумажный самолетик»,

«Украшаем елку», «Снежинка»

3. Безопасность на льду и воде. Наблюдение за работой снегоуборочных машин.

Опыт: превращение воды в лед

Рассматривание иллюстраций

и обыгрывание ситуаций.

С. Черный «На коньках»

Н. Носов «На горке»

Н. Мамина «Будь осторожен на воде»

Т. Шорыгина «Наводнение в кукольном домике», «Добрая ивушка»

4. Ядовитые растения Рассматривание картин. Беседа «Ядовитые грибы»

Дидактическая игра «Помоги Маше собрать грибы»

Аппликация «Съедобные и ядовитые грибы» Я. Тайц «По грибы»

Н. Мамина «Будь осторожен на природе»

«Реб «Ребенок и друг другие люди»

Мероприятия Литература

1. Опасность контактов с незнакомыми людьми; к кому можно обратиться за помощью. Рассматривание иллюстраций.

Обыгрывание ситуаций.

Беседа «Как не потеряться»

Дидактическая игра «Добрый и злой человек»

Обыгрывание ситуаций»А что если…»

Тренинг «Тебя пытаются затащить в машину»

Обыгрывание ситуации «Встреча с незнакомцем»

Игра «Полицейские и бандиты»

Игра «Супермен и бандиты»

«МЧС спешит на помощь»

Тренинг «Если ты потерялся,» С. Михалков «Дядя Степа – милиционер»

Н. Мамина «Будь осторожен с незнакомцами»

«Сказка о глупом мышонке» С. Маршак

А. Толстой «Приключения Буратино»

Т. Шорыгина «Лиса в заячьей шкуре»

Г. Остер «Потерявшийся ребенок»

В. Волков «Потерялась»

2. Несоответ-ствие приятной внешности и добрых намерений

Беседа «Слова и поступки»

Тренинг

«Нельзя быть доверчивым, как….»

Тренинг

«А что если, тебе незнакомец дает игрушку и предлагает пойти с ним» Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Снежная королева»

С. Маршак «Сказка об умном мышонке», «Сказка о глупом мышонке»

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Р. Н. С «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса и волк», «Колобок»

Ш. Перро «Красная Шапочка»

Р. Н. С «Волк и семеро колят»

А. Толстой «Приключения Буратино»

3. Один дома Обыгрывание и обсуждение ситуаций.

Беседа «Званые и незваные гости»

Рисование по мотивам сказок «Кот, лиса и петух»

«Волк и семеро козлят»

Р. Н. С. «Кот, лиса и петух»,

«Волк семеро козлят», «Заюшкина избушка»

А. С Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Итак, основной задачей в моей работе было прививание навыков безопасного поведения.

Но важно не переусердствовать, чтобы обучение не свелось к запугиванию ребенка и не превратилось в невроз. Страх, в какой – то мере полезен, пока не превращается в ужас, который в реальной ситуации может лишить ребенка бдительности и вогнать в состояние ступора.

Формула безопасности гласит :

предвидеть безопасность;

при возможности - избегать;

при необходимости – действовать.

У ребенка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент. Не стоит пугаться и плакать – этим делу не поможешь.

Поэтому сделала подборку сказок о том, как найти выход из затруднительного положения.

Русские народные сказки:

«Жихарка», «Маша и медведь», «Гуси – лебеди»,

Ш. Перро «Кот в сапогах»,А. Толстой «Приключения Буратино»

Д. Родари «Чиполлино».

Проблему, связанную с безопасностью ребенка, нельзя решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей.

В нашей группе наработан обширный материал по воспитанию безопасного поведения ребенка для родителей:

-памятки «Правильное питание – залог здоровья», «Правила поведения при пожаре», «Сохрани лес живым», «Почему дети попадают в ДТП?», «Правила, которые должен знать каждый».

- консультации «Как предотвратить авитаминоз весной?», «Знакомим детей с лекарственными растениями», «Чесночная терапия».

- папки – передвижки «Здоровый образ жизни ребенка» и «Правила ПДД»

- родительское собрание «Безопасность ребенка»

-экскурсии

- совместное проведение праздников

- выставки работ по художественно – продуктивной деятельности детей и взрослых.

- создание уголка безопасности в группе.

В конце года провела диагностику «Знаете ли вы правила безопасности»

(по Т. А. Шорыгиной). Ребята показали отличные результаты. Благодаря проделанной работе ожидаю следующий результат – приобретенные навыки и знания помогут ребенку осознанно вести здоровый образ жизни и позволят избежать несчастных случаев.

Воспитатель: Гордобина Валентина Андреевна

Подготовительная группа «Белочка»

МБДОУ «Детский сад №9 «Звездочка»

Город Елизово

Камчатский край

Публикации по теме:

Формирование основ безопасности на дороге посредством наблюдения и экскурсий Актуальность: Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Так как виновниками.

Формирование основ безопасности детей дошкольного возраста посредством разнообразных форм работы Формирование основ безопасности детей дошкольного возраста посредством разнообразных форм работы. Дошкольный возраст – важнейший период,.

Презентация «Формирование основ безопасности дошкольников» Проблема безопасности маленьких детей жизненно важна. Родители, не уделяющие обучению личной безопасности дошкольников, могут столкнуться.

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у старших дошкольников Введение. Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию.

Опыт работы «Формирование основ безопасности у дошкольников» Дошкольный возраст – это важнейший период в жизни ребенка, когда формируется личность, закладываются основы опыта жизнедеятельности и здорового.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников в рамках введения ФГОC Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников в рамках введения ФГОС. Проблема безопасности жизнедеятельности человека.

Формирование основ информационной безопасности у дошкольников МБДОУ детский сад комбинированного вида «ТЕРЕМОК» с. Архангельское МР Архангельский район Республики Башкортостан Публичное выступление.

Формирование межличностных отношений посредством художественной литературы. Индивидуальный план развития воспитателя Тема: Формирование межличностных отношений посредством художественной литературы Цель: повышение профессиональной компетенции Задачи: Изучить.

Проект «Формирование основ безопасности у дошкольников в подготовительной группе» Цель: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего.

Формирование основ безопасности детей дошкольного возраста посредством разнообразных форм работыФормирование основ безопасности детей дошкольного возраста посредством разнообразных форм работы Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ безопасности у дошкольников посредством художественной литературы
Опубликовано: 27 января 2019 в 10:13
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основ безопасности у дошкольников посредством художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Гордобина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД