Людмила Тетмукова
Формирование основ безопасности на дороге посредством наблюдения и экскурсий
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Так как виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые не знают основ правил дорожного движения и играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте. Детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, поэтому педагогический коллектив особое внимание уделяет обучению детей правилам дорожного движения.
Публикация «Формирование основ безопасности на дороге посредством наблюдения и экскурсий» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Внимателен ли ребенок на улице? Знает ли он правила поведения на улице, в транспорте? Применяет ли на практике он правила дорожного движения. Этим правилам нужно учить детей с детства. Они помогут ребенку безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться, расширять кругозор.
Проблема: Каковы педагогические условия по формированию знаний ПДД детей среднего дошкольного возраста в современных условиях ДОУ.
Создание условий:
* включение детей в познавательно – практическую деятельность по выполнению правил дорожного движения;
* организация уголка по ПДД в группе, информация для детей и родителей, художественная литература;
* оснащение рабочей зоны для детей: лото, раскраски.
* включение родителей в совместный образовательный процесс.
*целевые прогулки – ознакомление детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками, наблюдение за пешеходами, за движением разных видов транспорта;
* беседы – выявление у детей уже имеющихся знаний и представлений, определение тех направлений, по которым необходимо провести специальное обучение.
* игра – закрепление детьми знаний, полученных во время бесед или организованной деятельности;
* педагогические ситуации – выявление представлений детей о типичных опасных ситуациях и действиях в них.
Цель проекта: формировать у детей знания о правилах дорожного движения, желание подчиняться этим правилам, учить предвидеть опасность, показать важность соблюдения правил дорожного движения.
Сроки реализация проекта: 02.09.16-30.05.17
Субъекты проекта: дети, родители, педагоги.
Задачи проекта:
- создавать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения;
- познакомить детей со значением дорожных знаков, способствовать умению детей понимать схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
- формировать профилактику дорожно-транспортного травматизма,
-развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде;
- воспитывать в детях грамотных пешеходов;
-способствовать усвоению детьми первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.
-Закрепить знания о работе светофора.
Ожидаемые результаты:
1. Усвоение детьми знаний, представлений о правилах дорожного движения.
2. Повышение уровни ответственности за безопасность жизни. 3. Развитие у детей активности, самостоятельности, самосознания.
4. Обогащение словарного запаса детей
новыми словами: автодорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, пешеходный переход, перекресток, светофор, дорожные знаки.
5. Закрепление и обобщение у детей представлений о различных видах транспорта.
Реализация проекта в 3 блоках:
Совместная деятельность педагога и детей.
Самостоятельная деятельность детей.
Совместная деятельность педагога, детей и родителей.
Этапы работы:
1этап- подготовительный
2 этап-основной
3 этап- заключительный
1 этап- подготовительный
Цель: планирование работы посредством сравнительного анализа данных мониторинговых исследований детей.
Мероприятия:
Подбор методических разработок и систематизация материала по формированию ПДД воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Составление перспективного плана.
Разработка конспектов занятий.
Создание специально организованной среды для познавательной деятельности детей.
Подбор практических пособий, дидактического материала. Привлечение родителей.
Диагностика.
2 этап- основной
Цель: Обучение и формирование знания о правилах дорожного движения у детей 4-5 лет.
Мероприятия:
цикл игр занятий;
развлечения игры;
выставка рисунков;
консультация для воспитателей;
работа с родителями.
3 этап- заключительный
Цель: подведение итогов работы по формированию ПДД знаний у детей средней группы.
Мероприятия:
диагностирование детей средней группы для уровня выявления ПДД знаний.
Подведение результатов проекта и определение перспектив по данному направлению работы.
Презентация проекта.
Перспективный план:
Работа с детьми:
Сентябрь.
-- Беседа о значении красного, зеленого, желтого цветов для пешеходов.
- Чтение стихов о значении цвета в дорожном движении. - Расстановка на макете улицы городского транспорта в определенной последовательности. Например: легковой автомобиль проезжей части, слева от него-автобус и т. д.
- Игра «Цветные автомобили».
Октябрь.
- Рассматривание картинок и макета светофора.
- Изготовление из пластилина макета светофора.
- Наблюдение за пешеходами на перекрестке с светофорным регулированием.
- Чтение отрывка из рассказа А. Дорохова «Зелёный,желтый. красный».
- Игра «Трамвай».
Ноябрь.
- Рассматривание картинок городского общественного транспорта и беседа по ним.
- Раскрашивание трафаретов легковых автомобилей и общественного транспорта.
- П / игра «Воробышки и автомобиль».
– Аппликация «Светофор»
- Д/и «Подбери пару»
Декабрь.
- Чтение стихов и загадок о железнодорожном транспорте. - Экскурсия и наблюдения за железнодорожным транспортом. - Просмотр слайдов о железнодорожном транспорте
- Игра «Поезд».
Январь.
- Рассматривание картин Л. И Мусякина В. Г. Чернякова «Шофер», «Машинист» из серии «Кем быть».
-Игра с макетом железной дороги.
-Рассматривание знаков, сопутствующих железной дроге и их рисование.
-Н/и «Транспорт».
Февраль
-Рассматривание картинок с изображением гужевого транспорта и беседа о нем.
-Игра «Лошадки»
-Д/и «Собери из частей»
-Просмотр м\ф по ПДД «Смешарики».
Март.
- Заучивание считалки «Стоп машина».
- Беседа «Опасность на дороге»
- С/р игра «Поездка на автобусе».
- Конструирование «Гараж»
- П/и «Найди свой цвет»
Апрель
- Чтение С. С. Михалков «Моя улица»
- Д/и «Дорожные знаки».
- Экскурсия к перекрестку.
- П/и «Светофор».
Май.
- Беседа «Внимательный пешеход».
- Чтение Б. Житков «Что я видел».
- Рисование «Моя улица».
- Наблюдение за движением машин.
- П/и «Цветные автомобили».
- Просмотр презентаций «Дорожные знаки».
Работа с родителями:
Сентябрь
-Ознакомление родителей c работой ДОУ по ПДД
-Совместное творчество родителей и детей на тему ПДД
Консультация для родителей :
Октябрь
-правила дорожного движения в семье
Ноябрь
-легко научить ли ребенка правильно вести себя на дороге
-детская и дидактическая литература
Декабрь
-оформление папок передвижек по ПДД
-безопасность детей в автомобиле
Январь
-Организация различных мероприятий с участием родителей
-консультация «Азбука безопасности»
Февраль
-рекомендации для родителей «Ребенок и взрослый на улице»
-анкета «ПДД»
Март
-памятка для родителей «Как обучать ребенка правилам безопасного поведения на дороге»
-родительское собрание «Безопасность детей на улицах»
-выставка «Зеленый огонек»
Апрель
-консультация для родителей «Если вы купили ребенку велосипед»
-тематические выставки «Дидактические игры по безопасности дорожного движения»
-наглядная агитация
-макеты улиц, дорожные знаки, атрибуты, игры, пособия, изготовленные родителями и детьми
Май
-Ознакомление родителей с результатами обучения (Открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее);
-родительская конференция «Дисциплина на улице залог безопасности»
Работа с педагогами:
-памятка «Содержание и оборудование уголка ПДД»
-доклад на тему «Организация уголка ПДД детского сада»
-изучение «ПДД изготовление дорожных знаков, макета улицы и светофора, дидактических игр и пособий»
-консультация «Пути и формы работы с детьми по воспитанию безопасного поведения на улицах и дорогах»
-психофизиологические особенности дошкольников и их поведения на дорогах
-семинар «Безопасное программа поведения на улицах и дорогах»
Педагогическая диагностика усвоения детьми правил дорожного движения
Цель – выявить уровень знания детьми правил дорожного движения.
1. Методика «Правила поведения на улице» (Т. А. Шорыгина)
Инструкция к проведению: педагог предлагает ребенку ответить на вопросы.
Тест 1:
1. По какой части дороги должен ходить пешеход
2. Какие транспортные средства можно отнести к общественному
3. При включении зеленого сигнала светофора можно ли сразу начинать переходить дорогу.
Тест 2:
1. Что такое перекресток
2. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу
3. Где можно играть в различные игры
Тест 3:
1. В какую сторону необходимо посмотреть, прежде чем начать переходить дорогу
2. Что означает зеленый мигающий сигнал светофора
Тест 4:
1. Что означает мигание желтого светофора
2. Как называют людей идущих по дороге?
3. Какой стороны тротуара нужно придерживаться при движении?
Тест 5:
1. В каком месте можно переходить улицу?
2. По какой стороне пешеходного перехода или тротуара должен двигаться пешеход?
Критерии оценки:
3балла – у ребенка сформированы знания о правилах поведения на улице.
2балла – ребенок отвечает на 1-2 вопроса и объясняет ПДД
3балла – ребенок отвечает на 1 вопрос
Инструкция к проведению: педагог предлагает ребенку перевезти груз по дороге машине. В ходе движения воспитатель просит назвать дорожные знаки.
Критерии оценки:
3 балла – у ребенка сформированы знания о дорожных знаках, и правил поведения согласно их обозначению.
2 балла – ребенок называет 5-7 дорожных знаков, характеризуют правила поведения согласно их обозначению (3-5 знаков)
1 балл – ребенок называет лишь 2-3 дорожных знака.
Уровни развития:
Высокий уровень – от 15 до 18 баллов.
Средний уровень – от 9 до 14 баллов.
Низкий уровень – до 8 баллов