Айгуль Сайфуллина
Формирование основ информационной безопасности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад комбинированного вида «ТЕРЕМОК»
с. Архангельское МР Архангельский район Республики Башкортостан
Публичное выступление с элементами мастер-класса по теме «Формирование основ информационной безопасности у дошкольников».
Воспитатель: Сайфуллина Айгуль Ришатовна
с. Архангельское 2018 г.
Формирование основ информационной безопасности у дошкольников.
Дошкольный возраст – период начальной социализации ребенка.
Публикация «Формирование основ информационной безопасности у дошкольников» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Дошкольник как никто другой нуждается в доступной, понятной и необходимой ему информации, благодаря которой он получает представление о мире, учится мыслить и анализировать, развивает свои способности, память, воображение. Основой для этого являются детские книги, телевизионные программы для детей, развивающие компьютерные игры.
СЛАЙД 2
Современный ребёнок проводит за телевизором и компьютером всё больше времени.
Почему так происходит? Прежде всего из-за высокой познавательной мотивации, свойственной детям, которая выражается в их тяге ко всему новому.
Есть семьи, где родители буквально погружены в мир Интернета, они не только не могут уделить внимание детям, помочь им, они сами нуждаются в помощи.
Опасна ли увлечённость информационными технологиями детей и родителей для их психического и физического здоровья и развития?
Сегодня многие ученые мира обеспокоены негативным влиянием информационного насилия на детскую аудиторию. Представители образования – детский сад и школа оказались не готовыми к появлению конкурента – «параллельной школы» в лице СМИ, Интернета, аудио- и видеопродукции и поэтому проигрывают ей. А между тем, информационная безопасность - проблема не только социальная, но и педагогическая, потому что ее решение напрямую зависит от уровня и качества образованности подрастающего поколения.
А теперь давайте более детально рассмотрим факторы влияния информации на развитие ребенка-дошкольника.
Так, как мое выступление было заявлено как мастер-класс – мне понадобятся помощники.
СЛАЙД 3
Основные факторы негативного влияния
информационных технологий.
Уважаемые коллеги, возьмите, пожалуйста, смайлики и проходите сюда.
1. Насилие в СМИ.
Частое подвергание элементам насилия в информационном пространстве может привести к развитию агрессивного поведения среди детей, притуплению чувств во время причинения боли другим детям и взрослым, боязни окружающего мира.
2. Элементы эротики.
Различные информационные источники, содержащие элементы эротического характера, могут травмировать моральное суждение детей.
3. Навязывание стереотипов по нереальным формам тела
Пытаясь походить на главных героев в рекламе, дети или подростки могут пострадать от недоедания и различных других болезней. Причем, этот эффект распространяется как на девочек так и на мальчиков
4. Нарушение здоровья детей.
Малоподвижный образ жизни сильно влияет на склонность к ожирению среди детей по причине недостаточной физической нагрузки, порче осанки, ухудшению зрения (со всеми вытекающими последствиями).
5. Влияние рекламы. Сегодня реклама становится частью повседневной культуры и формирует у населения систему определенных ценностей, идей и стандартов. Самым высоким уровнем психологического воздействия обладают рекламные ролики. Чем младше ребенок, тем он больше доверяет рекламе.
6. Информация, пропагандирующая или описывающая запрещенные в обществе вещи и понятия. Сюда можно отнести сайты, на которых пропагандируют расовую нетерпимость, фашизм, сектантство, терроризм, жестокое отношение к людям или животным, наркотики, алкоголь, курение и прочее.
Спасибо всем. Присаживайтесь.
СЛАЙД 4
- В дошкольном возрасте
доля детей пользователей интернета значительно ниже, чем в старших, и составляет в среднем 24% (дети 5-9 лет).
-Наиболее доступным местом пользования интернета является их дом.
-Девочки значительно реже, чем мальчики пользуются услугами интернета.
-Мальчики в большей степени, чем девочки подвергаются информационной опасности, так как чаще пользуются услугами интернета, где не контролируются взрослыми.
СЛАЙД 5
65-70 % детей в свободное время смотрят телевизор, около 50% - играют в компьютерные игры, 23-21% - смотрят видео, фильмы на дисках, онлайн.
Чем старше возраст детей, тем больше дети играют в игры с элементами насилия, ценят развлекательный характер передач и меньше – нравственные характеристики своих любимых героев.
Уровень просмотра развлекательных передач увеличивается, также растет увлеченность компьютерными играми с насилием и наоборот уменьшается доля детей, которые любят своих русских мультипликационных персонажей за нравственные качества
СЛАЙД 6
Один из возможных путей решения проблемы информационной безопасности - обучение ребенка адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей.
Необходима более активная профилактическая работа, как со стороны родителей, так и всех других специалистов, работающих с детьми. Со стороны педагогов это в первую очередь –выстраивание диалога с родителями.
СЛАЙД 7
Рекомендации для родителей
Всю работу по противодействию негативной информации необходимо начинать как можно с более младшего возраста ребенка.
Чем больше родитель уделяет внимания своему ребенку, тем меньше риск негативного влияния отрицательной информации, которую ребенок получает через телевидение, интернет, музыку, которую он слушает и др. источники.
Ребенок, имеющий какие-либо увлечения, который ходит в различные секции, кружки, имеет меньше вредных привычек, ведет более здоровый образ жизни и он меньше подвержен воздействию негативной информации. Поэтому постарайтесь организовать досуг ребенка.
Обезопасить ребенка от негативного влияния СМИ, Интернет, аудио - и видеопродукции очень сложно в одиночку, работа должна проходить комплексно, с участием различных сторон, окружающих ребенка. Не стесняйтесь обращаться за помощью к психологу, к социальному педагогу, администрации детского сада и другим. Но детскому саду будет легче, если родители сами будут проявлять инициативу.
Очень большое влияние на психологическое состояние ребенка оказывает семейное окружение. Почаще разговаривайте с ребенком, постарайтесь узнавать его проблемы, давайте ему советы как поступить в той или иной ситуации. Ни в коем случае не порицайте ребенка, если он открыл вам свой какой-то негативный поступок. Этим Вы можете его оттолкнуть, и в следующий раз он не расскажет вам свой секрет.
СЛАЙД 8
Рекомендации по профилактике негативного воздействия современных информационных технологий на развитие ребенка:
Регулируйте просмотр детьми телевидения
Заблокируйте каналы, несущие негативную информацию
Прячьте модемы, когда уходите по делам
Ежедневно просматривайте «историю» в интернете
Не допускайте сквернословия
Проверьте круг общения ребенка
А КАКИЕ формы работы с родителями в данном направлении можете предложить вы.
Давайте обратимся к коллегам, которые закончили работу над лэпбуком.
Прокоментируйте, пожалуйста.
Невозможно закрыть все ресурсы, содержащие негативный конвент, и полностью
оградить ребенка от столкновения с вредоносным содержимым, но возможно предупредить
его, научить справляться с угрозой и в спорных ситуациях в первую очередь обращаться за помощью к взрослым.
СЛАЙД 9 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ