Марина Буянкина
Инновационный опыт работы «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается личность»
В А. Сухомлинский
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Публикация «Инновационный опыт работы „Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Сказка - яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось как одно из звеньев формирования всесторонней личности у ребенка.
Нравственное воспитание детей — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок с детства должен научится отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание детей нужно тогда, когда его жизненный опыт только начинает складываться. Именно в детстве проявляются первые моральные взгляды.
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть мобильной, всесторонне развитой, дающей начало эстетического восприятия у ребенка. Основная часть формирования личности у детей в большей степени сначала происходит в семье, а уже только потом в детском саду, где ребенок получает первые знания о «сказочном» мире посредством русской народной сказки.
С младенчества ребёнок слышит колыбельные, потешки, сказки, сложенные русским народом. Сказки формируют любовь к своему народу, к своей Родине, раскрывают их быт, воспитывают интерес к прошлому. Читая русские народные сказки дети видят противостояние добра и зла, любовь и понимание главных героев. Сказки не только радуют детей, но и закладывают основу нравственности.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
В детском саду уделяется большое внимание эстетическому воспитанию дошкольников. Одним из направлений моей работы в ходе культурного развития стало детей со сказками разных народов.
В центре внимания были русские и мордовские сказки.
Для воспитания эмоционального восприятия к образам художественной литературы очень важно вызвать у детей беспокойство за судьбу героев, размышления об их поступках, распознавать добро и зло.
Одним из главных критериев выбора русских народных сказок являлась высокая художественная и воспитательная ценность произведения с нравственной направленностью. Сказка, как и любое художественное произведение, представляет собой комплекс идей, мыслей, выраженных в ярких образах. Отношения героев, их действия и поступки сильно действуют на нравственное восприятие детей.
Увлекательный сюжет сказки вызывает у детей желание мыслить, действовать в том направлении как герой раскрывает всю суть своего образа, желание быть такими, как они, пережить их чувства, мысли, поведение. Сюжет должен развиваться вокруг одной основной мысли, так как ребенок дошкольного возраста не может охватить в одно и то же время несколько идей.
Теоретическая база опыта.
Слово "сказка" впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых, в первую очередь характерен поэтический вымысел. До середины девятнадцатого века в сказках видели только лишь забаву, достойную низших слоев общества или детей, поэтому сказки, публиковавшиеся в то время для широкой публики, часто переделывались и переиначивались согласно вкусам издателей.
А ведь мысль сказки всегда проста - хочешь себе счастливой жизни - учись уму-разуму. В сказках содержатся правила общения людей между собой, вежливого обращения друг к другу.
В сказках воплощены присущие народу нравственные черты : любовь к Родине, беспредельная отвага в борьбе со злом, трудолюбие и мастерство, справедливость, верность в дружбе. Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту предков, в частности, их представлениями понятиям о нравственном и безнравственном, к нормам морали, признаваемым в цивилизованном мире и в наши дни. Моральные нормы и опыт нравственного воспитания детей легли в основу многочисленных народных сказок. Воспитывая детей, наше новое молодое поколение нужно суметь правильно донести им всю нравственность правильного поведения.
Народные сказки высоко ценили наши известные детские писатели -К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, Л. А. Кассиль. Чингиз Айтматов писал: «В наш цивилизованный научно-технический век не до сказок вроде бы, но это не значит, что сказку можно выбросить как ненужную вещ/ь из жилища. Это было бы с нашей стороны неразумно и даже бесчеловечно. Нельзя пренебрегать опытом прошлого. Сказка - это опыт человечества. Мы должны беречь сказку также, как бережем памятники старинного зодчества».
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
В рамках инновации в нашей группе ведутся занятия по ознакомлению воспитанников с историей и бытом мордовского и русского народов, знакомство с их культурой, фольклором, искусством и бытом.
Успешное выполнение цели и решение задач по совершенствованию нравственного воспитания дошкольников с использованием народных сказок во многом зависит и от того, насколько мы сами можем донести до детей правильный педагогический опыт.
Задачи:
Социально - коммуникативное развитие: формировать уважительное отношение и чувства детей и взрослых в организации проведения занятия.
Познавательное развитие: формировать первичные представления о многообразии народов мира посредством сказок.
Речевое развитие: владение речью, как средством общения. Активизировать словарь. Знакомить детей с культурой своего края.
Художественно-эстетическое: воспитывать у детей восприятие художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Физическое развитие: проведение народных подвижных игр.
Предварительная работа : рисование и аппликация элементов узоров народных костюмов.
Благодаря чтению русской художественной литературы, у детеи воспитываются лучшие человеческие черты характера. Педагогу следует знать, что посредством сказки можно посоветовать любому ребенку найти пример для подражания какого – либо героя. Очень важно не только найти пример, но и поддержать выбор ребенка. Он может рассказать о том, чем нравятся ему герои, и чему бы он у него хотел научиться. Очень важно стимулировать и поощрять положительные изменения в поведении или деятельности ребенка.
Сказка несёт в себе положительную динамику, пробуждая у детей, да и у нас, взрослых, целую программу ощущении: веселье, радость, смех, жалость, горе. Педагог обязан акцентировать внимание детей на том, что учиться лучше на опыте других, а не на своих ошибках.
Роль сказки в оптимизации общения между детьми заключается в следующем:
-развивать интерес у детей к объектам и явлениям окружающего мира;
- возникновение у ребенка под воздействием благополучного конца сказки оптимистического настроения, что положительно сказывается на развитии доброжелательных отношений между ними;
- содействию развитию речи у дошкольника;
- формирование у детей нравственных оценок добра и зла;
Наиболее эффективным путём использования сказки является её драматизация. В играх-драматизациях по сюжетам народных сказок ребёнок выступает то объектом, то субъектом общения, впитывая из их содержания мудрость предков.
Анализ результативности.
В ходе использования произведений художественной литературы (сказок) у дошкольников возрастают положительные эмоции, желание быть похожими на полюбившихся героев, повышать интерес к слушанию сказок. Дети могут различать «что такое хорошо и что такое плохо» во взаимоотношениях и поступках людей. Все это является важным фактором нравственно – патриотического воспитания у дошкольника.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Трудность данной работы заключается в том, чтобы найти ту связь, ту «ниточку», чтобы предрасположить большой интерес у детей к русским народным сказкам. Мы должны научить детей с раннего возраста понимать и решать проблемные ситуации опираясь на опыт, который приведет нас к сути самой проблемы.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию посредством художественной литературы детей среднего дошкольного возраста может быть использован среди воспитателей, также может использоваться на методических объединениях, семинарах.
Опыт отражает проблемы нравственно-эстетического воспитания детей посредством русских народных сказок. И при правильном подборе, организации, народные сказки оказывают большую положительную роль на воспитание детей.