Получи документы

Использование художественной литературы для воспитания нравственных качеств детей 4–5 лет

Ремизова Мария
Использование художественной литературы для воспитания нравственных качеств детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд:

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь- в годы отрочества душа подростка будет пуста, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшиеся плохое» В. А. Сухомлинский.

Темочки:

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. По мнению выдающегося швейцарского педагога И. Г. Песталоцци, нравственное воспитание формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям. Л. Н. Толстой считал, что «из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

2 слайд:

Дошкольный возраст- наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности- значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями. действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. Оно воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

3, 4 слайд:

У детей старшей группы, на начало года не в полной мере были сформированы нравственные качества : проявляли импульсивность, часто жаловались, не умели оценивать свои поступки и поступки других детей, нарушали правила поведения.

Поэтому мы наметили этапы работы с детьми:

1. Организационный.

2. Основной (работа по нравственному воспитанию детей средствами художественной литературы).

3. Итоговый (определение эффективности работы)

Организационный этап включал в себя

- диагностику и анализ нравственных восприятий детей).

- постановка цели и задач работы

- пополнение предметно-пространственной среды группы

5 слайд:

В результате проведенной диагностики получили следующие данные:

Анализ результатов показал, что интерес у детей к чтению художественной литературы развит недостаточно, так как родители дома уделяют данному вопросу мало внимания, у детей возникает затруднение в определении названий произведений, узнавании персонажей, не могут дать оценку действий героев.

Определили цель: расширить нравственные представления у детей 5-6 лет через художественную литературу.

Для достижения данной цели мы обозначили следующие задачи:

1. Формирование представлений у детей о нравственных качеств через художественное слово и сказки : человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил и норм.

2. Развитие эмоций, воображения детей.

3. Воспитание у детей милосердия, сострадания.

6 слайд:

Особое внимание уделили пополнению центра речевой деятельности, где оборудована библиотека, в которой представлены сказки, картинки, раскраски, иллюстрации, настольно-печатные игры. В подборе книг принимали участие дети и их родители. Каждый ребенок имеет возможность понравившуюся книгу.

8 слайд:

В группе есть разные виды театров: пальчиковый, настольный, би-ба-бо, варежковый.

Есть ширма, фланелеграф, костюмы для ряженья. Имеется фонотека и видиотека.

9 слайд:

На основном этапе подобрали художественную литературу с учетом формирования нравственных качеств.

Таблица

10 слайд:

Очень помогает разработанный нами алгоритм работы с книгой:

1. Внесение книги в уголок книги для самостоятельного рассматривания иллюстраций.

2. Чтение.

3. Беседа и рассматривание иллюстраций.

4. Игра- драматизация или рисование иллюстраций к произведению.

11 слайд:

Чтобы дети хорошо знали содержание художественных произведений, и для воспитания любви к ним, использую такие формы работы :

• Чтение, в том числе повторное чтение по запросам детей на занятиях и в свободной деятельности.

• Беседы с детьми по прочитанным произведениям.

• Рассказ знакомого произведения по кругу.

• Театрализация знакомого произведения

• Детская проектная деятельность «В гости к дедушке Чуковскому».

• Занятия по продуктивной деятельности.

• Настольно-печатные и дидактические игры.

Использую традиционные и нетрадиционные методы и приемы:

14 слайд

• Игровые. Использую много игровых упражнений. Например игра «Хорошо-плохо», Цель данной игры: закрепление понятий о хороших и плохих поступках, формирование умения использовать мимику для выражения эмоций.

• Расскажи сказку по кругу.

Задания: «Узнай сказку по песенке героев», «Продолжи произведение».

• Вопрсы. Они должны быть разнообразными, по своей направленности. Одни вопрсы помогают детям точнее охарактерезовать героев сказки. Предложив вопрос, я напоминаю им соответствующий эпизод, обращаю внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа.

- Например, спрашиваю: «Какая лиса в сказке «Лисичка- сестричка и серый волк?»

- Хитрая, умная, жестокая,-говорят дети.

Я удивляюсь: И только-то? И зачитываю отрывок, в котором рассказывается, как рыжая плутовка, вымозав голову тестом, дурачит волка- простофилю. Дети приходят к выводу, что лиса еще и находчивая, предприимчивая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса.

Другие вопросы помогают детям почувствовать главную идею произведения. Например, после чтения сказки «Крылатый, мохматый, да масляный» я с вопросительной интонацией цитирую фразу из текста, в которой заключена мораль сказки:»Так как же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело не хочет»?. Дети говорят, что бывает плохо. Я предлагаю рассказать, что случилось с каждым из персонажей. Затем спрашиваю: «Когда же так бывает?»- добиваясь, чтобы дети повторили поговорку, которая заключена в конце сказки.

22 слайд:

По каждому произведению и формированию нравственных качеств составляем план. Например:

таблица:

23 слайд:

С целью установления контактов с семьей, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы:

-групповые собрания;

- консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка», «Чтобы дети росли добрыми»;

-полезные советы;

-выставки книг;

-совместная творческая деятельность родителей и детей.

Вовлечение родителей в образовательный процесс способствует повышению их педагогической компетентности, соблюдению преемственности в воспитании детского сада и семьи.

На итоговом этапе мы оценили результаты работы:

Данная программа говорит о результативности нашей работы.

У детей более выражен интерес к чтению художественной литературы, они проявляют сочувствие к героям произведений, проявляют в самых простых формах чувство долга, уважения к родителям, умения поступиться своим желаниям.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интеграция содержания детской художественной литературы и разных видов изобразительной деятельности детей 4–7 лет Возрастающая потребность в улучшении качества образования стала реализовываться в последние годы за счёт интенсификации детского развития:.

Конспект НОД для детей: 5–6 лет. Чтение художественной литературы «Б. Житков «На льдине» Тема НОД: чтение художественной литературы Б. Житкова «На льдине». Возрастная группа детей: 5-6 лет. Программное содержание: 1. Обучающие.

Использование художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников Использование художественной литературы в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Испокон века книга растит человека /Русский народный.

Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Обобщение опыта работы «Формирование нравственных качеств детей 5–6 лет посредством организации проектной деятельности» «Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились.

Проект «Создание мультфильма как средство воспитания духовно-нравственных качеств у детей» Автор проекта: Кошарнова О. Н. Тип проекта: групповой, информационно-творческий, По продолжительности: средне-срочный. Участники проекта:.

Родительское собрание «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольника» Оформлена выставка детской художественной природоведческой литературы для чтения дошкольникам. Жизнь человечества в XXI веке, по мнению.

Список художественной литературы для чтения детям 4–5 лет в помощь родителямСписок художественной литературы для чтения детям 4–5 лет в помощь родителям Уважаемые коллеги, всем Вам известен тот факт, что современные родители меньше стали читать детям книги. А родители, которые читают детям,.

Тематический план «Использование художественной литературы в процессе формирования нравственного воспитания дошкольников» Месяц/Формы работы с детьми Задачи/Взаимодействие с родителями/Непрерывная образовательная деятельность/Совместная деятельность взрослого.

Устное народное творчество как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста Калиниченко Надежда Анатольевна, воспитатель МДОУ «Д/с № 179 о. в.» Устное народное творчество как средство воспитания нравственных качеств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование художественной литературы для воспитания нравственных качеств детей 4–5 лет
Опубликовано: 18 февраля 2019 в 21:33
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование художественной литературы для воспитания нравственных качеств детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ремизова Мария (УИ 1516983) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
29 января 2025 среда
Слава русским первооткрывателям!
Торжественное открытие акции ко Дню Победы!
Материалы для подготовки празднования 9 мая

День открытия 2025 года - Года защитника Отечества!
*
Развиваемся, играя!
Изучаем транспорт и машины!
Знакомимся с писателем и его героями!
31 января 2025 пятница
Тема дня: русская гжель.
Создаем коллективные коллажи и стенгазеты!

Челлендж Бумажная комната
Присоединяйтесь к челленджу!
*
Делаем украшения: бусы, кулоны, браслеты!
Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД