Ремизова Мария
Использование художественной литературы для воспитания нравственных качеств детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд:
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь- в годы отрочества душа подростка будет пуста, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшиеся плохое» В. А. Сухомлинский.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Средняя группа
- Чтение, детская литература
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. По мнению выдающегося швейцарского педагога И. Г. Песталоцци, нравственное воспитание формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям. Л. Н. Толстой считал, что «из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
2 слайд:
Дошкольный возраст- наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности- значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями. действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. Оно воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
3, 4 слайд:
У детей старшей группы, на начало года не в полной мере были сформированы нравственные качества : проявляли импульсивность, часто жаловались, не умели оценивать свои поступки и поступки других детей, нарушали правила поведения.
Поэтому мы наметили этапы работы с детьми:
1. Организационный.
2. Основной (работа по нравственному воспитанию детей средствами художественной литературы).
3. Итоговый (определение эффективности работы)
Организационный этап включал в себя
- диагностику и анализ нравственных восприятий детей).
- постановка цели и задач работы
- пополнение предметно-пространственной среды группы
5 слайд:
В результате проведенной диагностики получили следующие данные:
Анализ результатов показал, что интерес у детей к чтению художественной литературы развит недостаточно, так как родители дома уделяют данному вопросу мало внимания, у детей возникает затруднение в определении названий произведений, узнавании персонажей, не могут дать оценку действий героев.
Определили цель: расширить нравственные представления у детей 5-6 лет через художественную литературу.
Для достижения данной цели мы обозначили следующие задачи:
1. Формирование представлений у детей о нравственных качеств через художественное слово и сказки : человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил и норм.
2. Развитие эмоций, воображения детей.
3. Воспитание у детей милосердия, сострадания.
6 слайд:
Особое внимание уделили пополнению центра речевой деятельности, где оборудована библиотека, в которой представлены сказки, картинки, раскраски, иллюстрации, настольно-печатные игры. В подборе книг принимали участие дети и их родители. Каждый ребенок имеет возможность понравившуюся книгу.
8 слайд:
В группе есть разные виды театров: пальчиковый, настольный, би-ба-бо, варежковый.
Есть ширма, фланелеграф, костюмы для ряженья. Имеется фонотека и видиотека.
9 слайд:
На основном этапе подобрали художественную литературу с учетом формирования нравственных качеств.
Таблица
10 слайд:
Очень помогает разработанный нами алгоритм работы с книгой:
1. Внесение книги в уголок книги для самостоятельного рассматривания иллюстраций.
2. Чтение.
3. Беседа и рассматривание иллюстраций.
4. Игра- драматизация или рисование иллюстраций к произведению.
11 слайд:
Чтобы дети хорошо знали содержание художественных произведений, и для воспитания любви к ним, использую такие формы работы :
• Чтение, в том числе повторное чтение по запросам детей на занятиях и в свободной деятельности.
• Беседы с детьми по прочитанным произведениям.
• Рассказ знакомого произведения по кругу.
• Театрализация знакомого произведения
• Детская проектная деятельность «В гости к дедушке Чуковскому».
• Занятия по продуктивной деятельности.
• Настольно-печатные и дидактические игры.
• Использую традиционные и нетрадиционные методы и приемы:
14 слайд
• Игровые. Использую много игровых упражнений. Например игра «Хорошо-плохо», Цель данной игры: закрепление понятий о хороших и плохих поступках, формирование умения использовать мимику для выражения эмоций.
• Расскажи сказку по кругу.
• Задания: «Узнай сказку по песенке героев», «Продолжи произведение».
• Вопрсы. Они должны быть разнообразными, по своей направленности. Одни вопрсы помогают детям точнее охарактерезовать героев сказки. Предложив вопрос, я напоминаю им соответствующий эпизод, обращаю внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа.
- Например, спрашиваю: «Какая лиса в сказке «Лисичка- сестричка и серый волк?»
- Хитрая, умная, жестокая,-говорят дети.
Я удивляюсь: И только-то? И зачитываю отрывок, в котором рассказывается, как рыжая плутовка, вымозав голову тестом, дурачит волка- простофилю. Дети приходят к выводу, что лиса еще и находчивая, предприимчивая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса.
Другие вопросы помогают детям почувствовать главную идею произведения. Например, после чтения сказки «Крылатый, мохматый, да масляный» я с вопросительной интонацией цитирую фразу из текста, в которой заключена мораль сказки:»Так как же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело не хочет»?. Дети говорят, что бывает плохо. Я предлагаю рассказать, что случилось с каждым из персонажей. Затем спрашиваю: «Когда же так бывает?»- добиваясь, чтобы дети повторили поговорку, которая заключена в конце сказки.
22 слайд:
По каждому произведению и формированию нравственных качеств составляем план. Например:
таблица:
23 слайд:
С целью установления контактов с семьей, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы:
-групповые собрания;
- консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка», «Чтобы дети росли добрыми»;
-полезные советы;
-выставки книг;
-совместная творческая деятельность родителей и детей.
Вовлечение родителей в образовательный процесс способствует повышению их педагогической компетентности, соблюдению преемственности в воспитании детского сада и семьи.
На итоговом этапе мы оценили результаты работы:
Данная программа говорит о результативности нашей работы.
У детей более выражен интерес к чтению художественной литературы, они проявляют сочувствие к героям произведений, проявляют в самых простых формах чувство долга, уважения к родителям, умения поступиться своим желаниям.