Папки-передвижки

Преодоление конфликтов у детей старшего дошкольного возраста посредством детской художественной литературы

Татьяна Дощинская
Преодоление конфликтов у детей старшего дошкольного возраста посредством детской художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

Коренное реформирование российского общества, изменение жизненных ценностей, принципов и условий социальной жизнедеятельности людей породило множество проблем объективного и субъективного характера, приводящих людей к конфликтам, психологическим срывам и нервным заболеваниям. Подобного рода конфликты возникают и в образовательной среде. При этом возникают конфликты, которые оказывают влияние на воспитание и развитие детей. В связи с неготовностью педагогов, самого ребенка и его родителей к выбору продуктивных способов разрешения конфликтов возрастает напряженность во взаимоотношениях педагога и ребенка, мешающая обновлению образовательного процесса в ДОУ, адаптации ребенка к меняющимся условиям деятельности и отношений.

Публикация «Преодоление конфликтов у детей старшего дошкольного возраста посредством детской художественной литературы» размещена в разделах

Анализ практики показывает, что необходима подготовка педагогов и детей к конструктивному разрешению конфликтов, что способствовало бы сужению зоны конфликтного взаимодействия.

Изучению проблемы конфликтов в детских коллективах посвящают свои исследования отечественные социологи, педагоги и психологи: А. Я. Анцупов, Н. В. Гришина, В. И. Журавлев, В. Я. Зедгенидзе, А. А. Рояк, М. М. Рыбакова, И. И. Рыданова и другие.

Существуют разногласия в признании существовании конфликтов в детских коллективах. Но большинство ученых считают, что конфликты существуют (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Я. Л. Коломенский и другие) и возникают в связи с возрастными особенностями и недостаточным социальным опытом. Так, Л. С. Выготский рассматривал знаки (средства, использующиеся для управления собственным поведением) которые возникают в ситуации столкновения различных побуждений (конфликте); функция знака состоит в преодолении конфликтной ситуации [3].

Мы согласны с точкой зрения ученых о существовании конфликтов в дошкольных образовательных учреждениях и считаем, что имеет смысл не только преодолевать эти конфликты, но и учить детей конструктивно разрешать подобные ситуации.

Одной из проблем, обостряющих конфликтные ситуации в образовательном процессе, на наш взгляд, является то, что не уделяется достаточно внимания проблемам детских конфликтов, анализу конфликтных ситуаций в детском сообществе, поиску конструктивных способов выхода из сложной ситуации. На наш взгляд, проблема осложняется недостаточной разработанностью технологий преодоления детских конфликтов в условиях образовательного процесса ДОУ.

Исследователи предлагают разные подходы к преодолению детских конфликтов. Так, В. Я. Зедгенидзе при разрешении конфликтных ситуаций предлагает использовать творческий поход: превратить конфликтную ситуацию в проблемную, а саму проблему - в возможность открыть для себя и для других нечто новое. С этой целью В. Я. Зедгенидзе предлагает использовать игру, в которой бы дети сталкивались с проблемными ситуациями, решали их, преобретая социальный опыт [2].

А. А. Рояк предлагает использовать приёмы психолого-педагогических воздействий, направленных на обогащение собственно игровой стороны деятельности или на исправление сответствующих способов сотрудничества и поведения [6].

Некоторые исследователи предлагают использовать игротерапию, включающую игры и занятия, разбитые на этапы, имеющие определенные цели, ритуальные действия перед началом занятий, рсфлексию в форме коллективного рисования [4].

Как показал анализ литературных источников, предлагаемые авторами способы преодоления конфликтов сводятся к ведущему виду деятельности дошкольников — игре.

Однако нельзя не учитывать тот факт, что конфликт достоверно описан во многих произведениях художественной литературы. Классическое описание поведения героев в конфликте мы находим у отечественных классиков А. С. Пушкина, А. Н. Толстого, М. А. Шолохова, Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя и многих других.

Так, в сказке А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» возникает конфликт старухи и золотой рыбки, в их поведении заложены позиции противоборства. Структурно-игровой анализ сказки может способствовать более глубокому осознанию собственного поведения участников игровой деятельности.

Интересной, на наш взгляд, является технология ТРИЗ, в которой предлагается алгоритм решения проблемных ситуаций для старших дошкольников, имеющий целью научить детей мыслить при разрешении сложных ситуаций. Суть данного способа заключается в использовании проблемных ситуаций в обучении. В них есть цель, которую необходимо достичь, условия, препятствующие достижению цели. Дети должны овладеть алгоритмом разрешения ситуаций. Алгоритм включает в себя ситуацию, противоречие, идеальный конечный результат, ресурсы, анализ задачи. Овладение алгоритмом осуществляется в два этапа: на первом этапе педагог знакомит детей с каждым компонентом в отдельности; помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и учит их разрешать и формулировать; упражняет в нахождении вещественно-полевых ресурсов; на втором этапе детях предлагаются проблемные ситуации, которые они разрешаю с помощью алгоритма [5].

Руководствуясь идеей В. Я. Зедгенидзе о том, что конфликт можно превратить в проблемную ситуацию, и пониманием конфликта, как проблемной ситуации, мы предположили, что можно использовать технологию ТРИЗ для преодоления конфликтов дошкольников : разрешать проблемные (конфликтные) ситуации посредством художественной литературы.

В реальной практике ДОУ мы используем коллективную форму организации занятий и такие методы, как чтение художественной литературы, беседа, создание и анализ проблемных ситуаций.

Дети овладевают алгоритмом решения сложных ситуаций в два этапа. На первом этапе дети знакомятся с компонентами алгоритма на основе ситуаций из художественных произведений. На втором этапе - самостоятельно применяют алгоритм разрешении конфликтных ситуаций, взятых из произведения детской художественной литературы. Мы считаем необходимым выделить третий этап, который имеет творческий характер.

Предложенная нами технология состоит из трех этапов.

На первом этапе (вводное занятие, цель которого познакомить детей с компонентами алгоритма решения проблемных ситуаций, с помощью чтения произведений художественной литературы, содержащих проблемные ситуации, у детей создается потребность в их преодолении.

Второй этап включает цикл занятий. Его цель сформировать умения преодолевать конфликтные ситуации, используя конструктивные способы, развивать умение распознавать чувства и мысли другого, ставить себя на место партнера по общению. Все занятия проводятся по единой схеме. В начале занятия совершается ритуал: все дети встают вкруг, берутся за руки, по очереди говорят друг другу что-либо хорошее. Далее педагог сообщает тему занятия. После этого читает произведение до момента кульминации конфликта в произведении. Дети решают проблемную ситуацию, придерживаясь алгоритма: ситуация - прпотиворечие - оптимальный результат - ресурсы - анализ задачи.

При этом мы считаем важным выводить детей на анализ чувств, мыслей персонажей произведений, являющихся участниками конфликта. В конце занятия проводится рефлексия.

На третьем этапе проводятся занятия, имеющие творческий характер и позволяющие детям оказаться в реальной ситуации, где представляется выбор определенной стратегии поведения, учета только своих интересов или ориентированность на интересы других детей и т. д. Цель этапа: научить творчески применять полученные умения в реальной ситуации. Дети выбирают лепестки («Цветик-семицветик») с заданиями. Каждое задание содержит проблему, например, ребенку предлагается распределить девять конфет между десятью детьми, при этом дается установка учесть интересы всех детей.

Одним из целостных образований, где в единстве действует весь комплекс средств художественной литературы, является конкретная ситуация, то есть та часть произведения, где возникает конфликт. Анализ позволяет создать реакцию сопереживания, сопричастности, приблизить к детям облик героев, сделать более понятными и близкими их действия, поступки, создает возможность ставить детей в позицию свободного выбора решения (стратегии и тактики) конфликта.

Занятия предполагают использование таких произведений, как «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова и «Золотой Ключик или приключения Буратино» А. Толстого. Герои названных произведений достаточно привлекательны для детей, они попадают в разнообразные ситуации, где, в силу особенностей своего характера, степени воспитанности и других зависящих и независящих от них обстоятельств, вступают в конфликты с другими персонажами. На основе событий, происходящих в произведении, дети учатся анализировать мотивы, поведение героев, их чувства. Будучи заинтересованными в положительном исходе ситуации, дети проявляют желание помочь героям. Но, не имея опыта, они не знают, как это сделать. Здесь важно помочь детям понять, что нет отрицательных и положительных героев, есть трудные ситуации, при разрешении которых важно учесть интересы обеих сторон, удовлетворить их потребности.

Применение данной технологии позволило получить следующие результаты. Дети научились анализировать чувства, мысли и поведение героев. Около 85% детей после применения технологии предпочли конструктивный выход из конфликтной ситуации (до её применения таких детей было примерно 40%) намного уменьшилось предпочтение позиции агрессора в конфликте. В целом уровень конфликтности понизился на 25%. Вышеизложенное свидетельствует о необходимости использования технологии разрешения детских конфликтов неконфликтным способом с учетом особенностей личности ребенка, способов и приёмов общения воспитателей и детей в образовательном процессе ДОУ.

Библиографический список

1. Гольцер, С. В. Ознакомление детей пяти лет с детсксой литературой [Текст] / С. В. Гольцер. - Новосибирск, 2006.

2. Зедгенидзе, В. Я. Предупреждение и разрешения конфликтов у дошкольников [Текст] / В. Я. Зедгенидзе. - М. : Айрис-пресс, 2005 - 112 с.

3. Коломинский, Я. А. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности [Текст] Возрастная и педагогическая психология; Я. А. Коломинский, Б. П. Жизневский. - М., 1989.

4. Морозова, Е. А. Представление детей дошкольного возраста о конфликтной ситуации [Текст] : сб. студенческих работ Е. А. Морозова; под ред. Е. Г. Ясина. - М. : ГУ-ВШЭ, 2000.

5. Огнева, Н. Играем по системе ТРИЗ [Текст] / Н. Огнева // Дошкольное воспитание. - 1998. -№5. - С. 78-81.

6. Рояк, А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка [Текст] /А. А. Рояк. - М. : Педагогика, 1988. - 120 с.

Публикации по теме:

Интеграция содержания детской художественной литературы и разных видов изобразительной деятельности детей 4–7 лет Возрастающая потребность в улучшении качества образования стала реализовываться в последние годы за счёт интенсификации детского развития:.

Особенности нравственных суждений детей старшего дошкольного возраста о героях произведений детской литературы Проблема воспитания нравственных качеств, у старшего дошкольного возраста, приобретает особую актуальность в современном обществе. Политические.

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей посредством художественной литературы» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 29 ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ.

Интеллектуально-культурное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством художественной литературы Ковалевская Е. В. МБДОУ г. Мурманска № 140. Интеллектуально-культурное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством художественной.

Конспект НОД по чтению художественной литературы для детей раннего дошкольного возраста «Три медведя» Конспект НОД по чтению художественной литературы для детей раннего дошкольного возраста Тема: Театрализованный показ сказки Л. Н. Толстого.

Конспект НОД в старшей группе «Доброта и отзывчивость» посредством детской художественной литературыКонспект НОД в старшей группе «Доброта и отзывчивость» посредством детской художественной литературы Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе «Доброта и отзывчивость», посредством детской художественной литературы.

Конспекты бесед по воспитанию гуманных чувств посредством произведений детской художественной литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 (дошкольные группы) Конспекты бесед по воспитанию.

Обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению посредством художественной литературы Используется демонстрация книги О. Корнеевой, О. Красс «Лучшая книга малышам» Большую роль в формировании и воспитании навыков безопасного.

Перспективный план полоролевой социализации детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы Месяц Чтение художественной литературы Тема этических бесед Другие виды детской деятельности Сентябрь Э. Успенский «Что у мальчика в кармане».

Влияние художественной литературы на развитие детской речи Роль общения в жизни человека огромна. Общение - это главное условие для развития и жизни человека. Каким мы видим общение с нашими детьми?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преодоление конфликтов у детей старшего дошкольного возраста посредством детской художественной литературы
Опубликовано: 16 декабря 2018 в 10:11
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Преодоление конфликтов у детей старшего дошкольного возраста посредством детской художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Дощинская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД