Горячева Татьяна
Обобщение опыта работы «Формирование нравственных качеств детей 5–6 лет посредством организации проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Такое отношение я стараюсь воспитывать в детях. Этим обусловлена тема моей работы «Формирование нравственных качеств детей 5-6 лет через организацию проектной деятельности»
Публикация «Обобщение опыта работы „Формирование нравственных качеств детей 5–6 лет посредством организации проектной деятельности“» размещена в разделах
По вопросам нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста были проанализированы работы Запорожца А. В., Коменского Я. А., Божовича Л. И., Выготского П. С., Леонтьева А. Н., Рубинштейна С. П., Харламова И. Ф., Козловой С. А., Куликовой Т. А. и др. ;
В области проектного метода – работы Вудворда К. М., Д. Дьюи, Каджаспировой Г. М., В. Килпатрика, Полата Е. С., РункельД. Д. ,Сердюк М. Л., Стернберга В. Н., Ступницкой М. А., Купецкова Е. Ф
При разработке системы формирования нравственных качеств через организацию проектной деятельности использовала труды Буре Р. С., Есиной Л. Д., Маханёвой М. Д., Веракса Н. Е., Веракса А. Н.
Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших задач отечественного образования.
Стандарт дошкольного образования предусматривает развитие ребенка в данном направлении. Определена область развития: социально-коммуникативная. Она ориентирована на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
ФГОС ДО также предусматривает признание активной роли ребенка в получении знаний, умений и навыков, что приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия взрослого и ребенка, ребенка со сверстниками, что в свою очередь предусматривает использование системы деятельностного подхода в его развитии и воспитании.
В статье 87 Федерального закона «Об образовании» рассматриваются особенности изучения основ духовно - нравственной культуры народов Российской Федерации.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования основной целью современного образования и одной из основных задач рассматривает воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В «Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является изменение методов обучения.
В процессе педагогической деятельности, наблюдений за детьми и родителями в процессе их общения обратила внимание, что дети недостаточно внимательно относятся к близким людям, товарищам по группе, не испытывают сочувствия и сострадания к чужому горю, недостаточно владеют навыками культурного поведения.
Анализ нормативно - правовых документов, психолого – педагогической литературы, практики воспитания детей старшего дошкольного возраста позволил выделить следующие противоречия, что традиционные методы воспитания не достаточно эффективны для формирования нравственных качеств детей.
Таким образом, появляется необходимость в организации нового подхода.
Одним из актуальных и эффективных методов является метод проектов. «Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения». В ходе осуществления проектной деятельности ребёнок ощущает себя субъектом, поскольку получает возможность проявить инициативность и самостоятельность, а педагог занимает позицию «рядом, вместе» с ребёнком, становясь организатором его деятельности. Метод проектов позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества, которые, по мнению ученых, формируются именно в дошкольном возрасте. Именно этим обуславливается необходимость использования методов проектов в современном образовательном процессе.
Цель моей работы : формирование нравственных качеств у детей 5-6 лет через организацию проектной деятельности.
Задачи:
Формировать умения различать хорошие и плохие поступки;
Формировать у детей такие качества, как милосердие, доброта, честность, сочувствие, отзывчивость, уважение к окружающим, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
Воспитывать у детей уважение и чувство принадлежности к своей семье, родному дому, бережное отношение к природе;
Развивать умения у детей соотносить нравственные нормы с реальными жизненными ситуациями посредством проектов;
Развивать инициативу, самостоятельность;
Обогащать развивающую предметно-пространственной среду, выполненную совместно детьми и педагогом и родителями;
Повышать компетенцию семей воспитанников по вопросам развития нравственных качеств у дошкольников. 7 СЛАЙД
Если в образовательном процессе использовать проектную деятельность( «Творим добро», «СемьЯ», «Энергия добра», «Его величество-Этикет», «Буду делать хорошо, и не буду плохо», то это будет способствовать формированию нравственных качеств детей 5-6 лет.
Работа осуществлялась в трё х направлениях:
-организация развивающей предметно-пространственной среды ;
-организация работы с детьми;
-организация работы с семьями воспитанников.
Работа проводилась в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе была проанализирована развивающая предметно-пространственная среда, имеющийся в группе материал и пособия, способствующие формированию нравственных качеств, и продумано дальнейшее обогащение среды.
Путём наблюдения за детьми, с помощью создания проблемных ситуаций нравственного содержания, я выявила, что не все дети имеют представление о нормах поведения (быть честными, отзывчивыми, уважают только себя, пренебрежительно относятся к родным, радуются неудачам сверстников, не умеют объективно оценивать поступки, в деятельности руководствуются личными мотивами, а не нравственными нормами. На основе проведённого анализа мной был разработан перспективный план по работе с детьми, обеспечивающий формирование нравственных качеств, создана картотека проблемных ситуаций, разработаны проекты. Также были продуманы ООД с использованием проблемных ситуаций нравственного содержания.
Для выяснения заинтересованности родителей в данном вопросе провела анкетирование-опрос, который показал, что родители хотели бы работать в данном направлении. На родительском собрании семьи воспитанников поддержали актуальность этой темы, и с их помощью возникла идея о создании семейного клуба «Родничок».
Анализ развивающей предметно-пространственной среды показал, что в уголке патриотического воспитания не достаточно пособий для формирования таких качеств, как чувство принадлежности к родному дому.
Уголок уединения в группе дополнили домиком, в котором ребята «поселили» свои семьи (обратились с просьбой к родителям принести семейные фотографии, которые поместили в этот домик).Каждая семья «поселилась в квартире». Дети очень любят создавать себе уют с помощью ширм, закрываются, могут посмотреть в любимые глаза родных, «ходят» друг к другу в гости, рассказывают о своих семьях. В процессе такого общения воспитывается уважение не только к своей семье, но и к сверстникам, дружеские взаимоотношения между детьми.
В книжный уголок подобрала произведения нравственного содержания, таких авторов, как Носов, Осеева, Ушинский, Крылов и мн. др., переживание вместе персонажами этих рассказов, сказок различных событий, ситуаций очень помогают в формировании нравственных качеств у детей (честность, отзывчивость, взаимовыручка, бережное отношение к природе).
При формировании правил культурного поведения в различных общественных местах нам очень помогли д/и «Этикет для малышей», «Школа этикета».
В с/р играх дети используют условные обозначения правил поведения в определённых местах. Ребята с увлечением придумывали сами и рисовали различные знаки, которые в последствии применяли в играх.
К обогащению развивающей предметно-пространственной среды привлекли
родителей, которые довольно активно и с интересом включились в работу. С их помощью появились макеты «Изба», «Площадь Героев», «Растяпино». Поддерживая активность взрослых, мы создали «аллею почетных родителей», где все могут познакомиться с их достижениями, а также с целью заинтересовать и привлечь к совместной деятельности менее активных родителей.
На основном этапе мы приступили к реализации системы работы по формированию нравственных качеств дошкольников. Использовала следующие формы работы с детьми :
Организация ООД;
Решение проблемных ситуаций,
Сюжетно-ролевые игры;
Коллективная продуктивная деятельность;
Проведение индивидуальной работы с детьми;
Экскурсии;
Участие в акциях;
Чтение художественной
литературы по теме;
Беседы, дидактические игры по теме;
Проектная деятельность
Мной была разработана система работы по формированию нравственных качеств дошкольников, в которой отражены этапы формирования нравственных качеств через организацию проектов. За основу был взят механизм формирования нравственных качеств Козловой С. А. и Куликовой Т. А.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.
Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.
Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации — в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Целью первого проекта - формировать у детей представления о хороших и плохих поступках: добре и зле, честности и лжи, сочувствию, отзывчивости и равнодушию. Были проведены беседы «Что такое хорошо, что такое плохо» с целью обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках; «Что есть правда, что есть ложь?», цель которой помочь понять, что такое правда и ложь. Использовала чтение художественной литературы: Сказка Г. Цыферова «Петушок и солнышко», Стихи А. Барто из цикла «Вовка – добрая душа» Рассказ Л. Толстого «Косточка», сказка М. Вехова «Ёжик»
Обыгрывание и обсуждение ситуации «Ты пришёл утром в детский сад», драматизация по мотивам сказки М. Веховой «Ёжик»
Кроме традиционных форм организации работы с детьми, я старалась использовать максимально интересные формы, чтобы привлечь внимание детей и поддерживать их интерес на протяжении всего проекта. Мы с ребятами ходили на экскурсию в школьную библиотеку, где дети познакомились с многообразием произведений таких авторов, как Носов, Толстой, Осеева, Пушкин и мн. др., которые рассказывают о честности, дружбе, доброте. А также знакомила с правилами культурного поведения на улице и в общественных местах.
С большим желанием дети откликнулись на призыв воспитателя помочь самым маленьким воспитанникам д/ с: одевали на прогулку, мастерили книжки, играли, собирали игрушки.
В течение года мы с ребятами участвовали в различных акциях: день пожилого человека, декада инвалидов, подари улыбку, дни пасхального милосердия, день победы. Дети с удовольствием делали подарки к этим датам, мы выходили на улицы города и радовали своими трудами и улыбками окружающих, вручая им подарки. Продуктом проекта стал альбом «Книга добрых дел», где запечатлены на фотографиях все акции.
На втором этапе были реализованы два проекта - «СемьЯ» и «Энергия добра».
Цель проекта «Энергия добра» воспитывать бережное отношение к природе. Для достижения этой цели провели ООД, участвовали в акциях «Посади дерево», «Спаси дерево»(сбор макулатуры, в коллективно-продуктивной деятельности изготавливали кормушки для птиц, прививая детям сочувствие ко всему живому. В заключение проекта сняли с ребятами рекламный ролик «Берегите природу».
Продолжил эстафету проектов проект «СемьЯ», цель которого воспитывать у детей любовь и уважение к своей семье, родному дому. Реализацию мы начали с экскурсии в музей ДОО «Моя малая Родина», где представлены макеты достопримечательностей Дзержинска. Через знакомство с историей образования города, с особенностями старинного быта домов наших предков старалась воспитать чувство привязанности к родному краю.
Дети с интересом играют с выполненными руками их родителей макетами, отображающими значимые места нашего города, испытывают радость и гордость от того, что это сделано их родителями. Через совместно проведённые с родителями мероприятия воспитывались в детях такие чувства, как уважение к своей семье, чуткость, радость от общения. За «круглым столом» семьи поделились со всеми, как проходят у них выходные. Ко Дню Матери дети с любовью и особым старанием рисовали портреты своих мам. Мамы же в свою очередь показали свои умения на выставке «Золотые руки мамы». Завершил этот проект спортивный праздник «Семейные догонялки», где и дети, и взрослые получили очень важную для всех «порцию» положительных чувств и эмоций, помогая друг другу, сопереживая и радуясь.
Очень интересно у нас прошел проект «Его величество-Этикет». Играя, совершенствовали знания детей о правилах культуры поведения, стараясь превратить знания этих самых правил (вежливых слов, умение вести себя в общественных местах, уступать друг другу) в норму поведения. Мы путешествовали в страну Вежливости, с азартом выполняли задания во время квеста «Вежливое слово», изготавливали условные обозначения правил поведения в общественных местах, многие из которых ребята придумали сами. Играли в дидактические и сюжетно-ролевые игры. И в завершение уже играли вместе с родителями, которых пригласили в кафе «Зимняя сказка».А сотрудниками этого кафе были дети, они взяли на себя роли официантов, поваров, музыкантов. С огромной ответственностью повара «готовили» блюда, официанты предельно вежливо обслуживали посетителей. Все сотрудники слажено и дружно работали, даря всем улыбки и хорошее настроение.
Во время реализации завершающего проекта «Буду делать хорошо, и не буду плохо» старалась через организацию различных видов деятельности подвести детей к применению полученных знаний, сформированных навыков в различных ситуациях. Мы с детьми инсценировали проблемные ситуации, давая возможность им самостоятельно в них разобраться и поступить соответственно. Провели викторину «Правда и ложь», в которой дети показали знание пословиц, загадок, стихов о вежливости, дружбе, честности. По утрам дети привыкли самостоятельно выбирать себе на день трудовое поручение по желанию, принимая на себя соответствующие выбору трудовые обязанности на целый день. Ребята в сюжетно-ролевых играх используют условные обозначения правил поведения без напоминания их значения. В итоге проекта мы сами сняли фильм-кинопритчу «Правда и ложь», где все роли исполнили дети. Этот фильм впоследствии продемонстрировали родителям.
Как я уже упоминала, что по результатам анкетирования родителей, заметив их заинтересованность в вопросе формирования нравственных качеств у детей, возникла идея создания семейного клуба «Родничок».Во время встреч нашего клуба вместе с мамами мы прямо в группе месили тесто и пекли печенье, играли, ходили на экскурсии в Храм. Такие совместные мероприятия очень сближают детей и родителей, и вызывают самые положительные эмоции (радость, чувство сплоченности, дружбу, желание помочь и подарить радость другому).
Вместе с ребятами и их родителями мы принимали участие в городских и региональных конкурсах, в различных акциях.
Приятно радует поведение детей в самостоятельных видах деятельности, когда они сами регулируют свои отношения, не требуя вмешательства взрослого.
Развивающая предметно-пространственная среда обогатилась альбомом «Книга добрых дел», атрибутами к сюжетно-ролевым играм, макетами. Родители стали активными участниками мероприятий, выставок «Осенний калейдоскоп», «Зимушка-зима», «Пасха Красная» и др.
Для отслеживания эффективности работы по формированию нравственных качеств у детей я использовала методики, позволяющие фиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения в начале и конце работы. (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина).
В результате проведённой работы были отмечены следующие положительные моменты:
-дети имеют представление о том, «что такое хорошо, и что такое плохо»;
-дети проявляют отзывчивость, уважение к окружающим, сочувствие, оказывают друг другу помощь, договариваются, учитывают интересы других детей;
-дети дорожат своей семьёй, бережно относятся к природе;
-дети разрешают проблемные ситуации на основе нравственных норм и дают элементарную нравственную оценку, проявляют инициативу, самостоятельность;
Разработан перспективный план, обеспечивающий формирование нравственных качеств личности;
Разработан перспективный план работы с семьями воспитанников по вопросу воспитания нравственных качеств дошкольников.
Составлен перечень художественной литературы, направленной на формирование нравственных качеств дошкольников.
Создан альбом с фотографиями «Книга добрых дел»;
Разработаны проекты «Творим добро», «СемьЯ», «Энергия добра», «Его величество Этикет», «Будем делать хорошо, и не будем плохо».
Разработаны конспекты ООД, с включением ситуаций нравственного содержания;
Разработана картотека проблемных ситуаций;
Разработаны консультации, мастер-классы для семей воспитанников;
Разработана программа семейного клуба «Родничок».
Свою работу я транслирую на уровне города, области, а также по -средством сети интернет.