Любовь Олейникова
Формирование навыков и умений ходьбы на лыжах детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыков и умений ходьбы на лыжах детей старшей группы.
Подготовила воспитатель : Олейникова Л. И.
В беседе с детьми старшей группы на тему «Зимние виды спорта» выяснилось, что ни один ребенок не стоял на лыжах, и мало кто имеет представление о лыжных видах спорта. А ведь еще совсем недавно это был самый распространённый и доступный вид спорта. Почти в каждой семье имелись лыжи, а в школах раз в неделю по два часа отвадилось на уроки физкультуры на лыжах. Сейчас, мы сталкиваемся с тем, что у детей слабый иммунитет, они часто болеют простудными заболеваниями и одной из причин является то, что они мало бывают на свежем воздухе, все чаще проводят время за компьютером, телевизором. В рамках своей группы, я думаю, что смогу заинтересовать детей и привлечь внимание родителей к этой проблеме.
Публикация «Формирование навыков и умений ходьбы на лыжах детей старшей группы» размещена в разделах
При передвижении на лыжах в работу включаются все крупные мышцы ребенка. Благодаря этому происходит насыщение организма свежим, морозным, воздухом, который и является основой здоровья, фундаментом гармоничного развития ребенка. Ходьба на лыжах положительно влияет на формирование свода стопы, а также оказывают благоприятное влияние и на формирование осанки. Под влиянием лыжных занятий происходит значительное развитие основных движений. Ходьба на лыжах упражняет в балансировании тела и быстром беге, требует умения ставить ноги параллельно и сохранять это положение при скольжении, способствует укреплению связок голеностопных суставов и развитию точных и ловких движений, а умеренный холод является прекрасным возбудителем мышц, средством закаливания
Так, Т. И. Осокина, в своих исследованиях указывает, что длина прыжка у шестилетних детей, ходивших на лыжах, увеличивается: у девочек на 30%, у мальчиков на 22%. А у детей, не ходивших на лыжах, длина прыжка за этот же период увеличивается только на 16% у девочек и на 8% у мальчиков. Примерно такие же результаты наблюдаются и в других видах движений. Таким образом, обучение детей ходьбе на лыжах способствует формированию двигательных навыков и в других видах движений.
Ходьба на лыжах – один из самых привлекательных, доступных и эффективных видов спорта, но вместе с тем, в настоящее время как в образовательных учреждениях (детских садах, школах) так и в плане активного семейного отдыха ему уделяется недостаточно внимания. Начальная лыжная подготовка включена во все основные общеобразовательные программы дошкольного образования. Однако практически, в связи с организационными и методическими трудностями, систематические занятия начальной лыжной подготовкой часто заменяются подвижными играми и упражнениями или проводятся нерегулярно, что снижает их оздоровительную и развивающую эффективность. Для любого детского сада доступно обучение детей передвижению на лыжах, так как оно не требует создания особых условий, просто нужно снаряжение юного лыжника.
Поэтому вышесказанное определило актуальность разработки и реализации в старшей группе ГДО проекта : «Формирование начальных навыков и умений ходьбы на лыжах, представлений о лыжных видах спорта детей дошкольного возраста».
Объект исследования – процесс формирования начальных навыков и умений ходьбы на лыжах детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – приобщение детей старшего дошкольного возраста к лыжному спорту.
Цель проекта: сформировать начальные навыки и умения ходьбы на лыжах, познакомить с лыжными видами спорта.
Задачи проекта:
Для детей
• усвоить знания о лыжных видах спорта, истории создания лыж;
• освоить навыки лыжной подготовки : ходьбу ступающим, скользящим шагом, добиваясь переноса тела с одной ноги на другую, удлиняя шаг и повороты переступанием;
• сформировать потребность в здоровом образе жизни и регулярных занятиях физкультурой и спортом.
Для родителей
• приобрести знания по начальной лыжной подготовке детей старшего возраста;
• создавать условия для закрепления у детей умений и навыков по начальной лыжной подготовке, приобретенных в детском саду;
• принимать активное участие в проводимых ГДО спортивных лыжных соревнованиях, мастер классах;
Целевая группа проекта
Проект адресован воспитанникам старшей группы и родителям.
Гипотеза: реализация данного проекта поможет сформировать у воспитанников и их родителей интерес к лыжному спорту. Воспитанники приобретут умения и навыки по начальной лыжной подготовке. Родители создадут благоприятные условия для занятий детей ходьбой на лыжах, станут активными участниками мероприятий в дошкольном образовательном учреждении.
Механизм реализации проекта
В ходе реализации проекта использовались следующие формы работы :
• непосредственная образовательная деятельность на воздухе – 2 раз в неделю по 25 - 30 минут;
• просмотр презентаций, альбомов, телепередач, чтение художественных произведений;
• физкультурный праздник.
Основные методы, используемые при проведении непосредственной образовательной деятельности по начальной лыжной подготовке:
1. Наглядные – показ физический упражнений, слуховые, зрительные ориентиры (флажки, палки, бубен).
2. Словесные – описание движений, объяснение, рассказ, беседа, указания, команда.
3. Практические – повторение движений, упражнения, применение элементов соревнования и т. д.
Ресурсное обеспечение
Для реализации данного проекта были использованы следующие ресурсы.
Таблица 1
Материально – техническая база
№
п\п Наименование
1 Компьютер
2 Телевизор
1 Лыжи
2 Флажки
3 Палки гимнастические
4 Конусы
5 Корзины
Сроки реализации проекта
Продолжительность реализации проекта 2 месяца: ноябрь – декабрь 2018г.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный - ноябрь 2018 года:
• подготовка инвентаря;
• разработка проекта;
• заинтересовать детей лыжами и проинструктировать.
2. Практический - конец ноября по декабрь 2018 года:
• реализация календарного плана работы проекта.
3. Аналитический - конец декабря 2018 года:
• анализ и описание итогов реализации проекта.
План реализации проекта
Сроки Наименование мероприятия
Подготовительный этап
Ноябрь 1-2неделя Подготовка лыж к учебному году.
Включение в непосредственно образовательную деятельность подготовительных упражнений.
Изучение литературы и интернет - ресурсов по теме.
Оформление презентаций, альбомов, подбор литературы.
Включение в непосредственно образовательную деятельность подготовительных упражнений.
НОД: - техника ходьбы на лыжах – ступающий шаг;
-техника ходьбы на лыжах – скользящий шаг.
3 неделя Беседа: «Лыжи»;
Беседа: «Одежда для лыжника»;
Инструктаж по технике безопасности. Правила обращения с лыжным инвентарем;
Консультация для родителей: «Прогулки на лыжах».
НОД – формирования навыка ходьбы на лыжах на участке.
4 неделя Беседа, о спортивных соревнованиях на лыжах (лыжные гонки, биатлон, слалом, прыжки с трамплина);
Рассматривание презентации «История развития лыж».
НОД - повороты на месте способом переступания (вокруг пяток и носков лыж).
Декабрь 1 неделя
Консультация: «Как выбрать лыжи для ребенка»
НОД: - обучение спуску небольшого со склона в низкой стойке;
-закрепление скользящего шага в играх.
Чтение художественной литературы и просмотр спортивных соревнований детям родителями:
- закрепление скользящего шага в играх.
2неделя НОД: - закрепление навыков скользящего шага, развитие навыка ритмичной ходьбы на лыжах;
-закрепление навыков ходьбы на лыжах, спусков, поворотов на месте в игровых упражнениях и играх.
3неделя Художественное творчество: лепка «Лыжники».
Подготовка к лыжным гонкам.
НОД - соревнования среди детей старшей группы.
4 неделя Выставка поделок «Лыжники!»
Подведение итогов проекта.
Ожидаемые результаты
В деятельности детей :
• приобретение умений и навыков начальной лыжной подготовки для дальнейшего их совершенствования на уроках физкультуры в школе;
• повышение уровня физической подготовленности воспитанников;
• оздоровление и закаливание детского организма, снижение сезонной простудной заболеваемости;
• формирование устойчивого интереса к лыжным видам спорта.
В деятельности родителей:
• повышение интереса родителей к укреплению здоровья и совершенствованию физического развития детей посредством ходьбы на лыжах;
• создание условий для занятий ходьбой на лыжах в детском саду (обеспечение соответствующей формой одежды, помощь в ремонте лыжного инвентаря) и в условиях семейных прогулок;
• формирование традиций семейных лыжных прогулок;
• активное участие в проводимых ГДО спортивных праздниках, лыжных соревнованиях.
Продолжительность реализации проекта 2 месяца: ноябрь - декабрь 2018г.
Прогноз возможных негативных последствий
Если у ребенка нет желания заниматься, нужно проанализировать причины такого негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более благоприятные условия.
Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься лыжной ходьбой — он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятие в скучный урок. Дошкольники еще не испытывают потребности учиться в буквальном смысле слова. В связи с этим занятия должны проходить в виде игры — тогда ребенок все время будет находиться в прекрасном настроении. Нужно постепенно вовлекать ребенка во все новые игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребенок закрепил изученные движения. Ребенка нужно подбадривать похвалой, удивляться, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он умеет, что он уже сам покажет. Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развиваются уверенность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.