Елена Захарова
Презентация «Формирование исследовательских навыков у дошкольников старшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой
Общая тенденция развития современного мира такова, что исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому и исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкая специализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека.
Публикация «Презентация „Формирование исследовательских навыков у дошкольников старшей группы“» размещена в разделах
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.
Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.
Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому исследовательская деятельность занимает прочное место в дошкольном образовании. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
Исследовательскую деятельность можно представить, как:
- способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;
- способ взаимодействия с окружающей средой;
- поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Исследовательская деятельность
- это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения;
- это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Цель исследовательской деятельности в ДО : становление у детей и взрослых научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности.
Задачи исследовательской деятельности :
• обеспечение психологического благополучия и развития детей;
• развитие познавательных способностей;
• развитие творческого воображения;
• развитие творческого мышления;
• развитие коммуникативных навыков.
Исследовательская деятельность органично вписывается в систему дошкольного образования. Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.
Основой исследовательской деятельности в дошкольном образовании являются:
- Поисковая активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного
прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его
эффективности.
- Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.
Природа творческого поиска едина как для взрослого, так и для ребенка. Поэтому исследовательская деятельность детей дошкольного возраста организуется по той же схеме, что и взрослого человека и включает следующие элементы:
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- выработка гипотез;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- сбор материала;
- обобщение полученных данных;
- подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и т. п.)
В своей работе для формирования исследовательских навыков у детей дошкольного возраста педагоги используют:
- центры экспериментирования с оборудованием для исследовательской деятельности, где имеются:
1. Емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения.
2. Мерные ложки, ситечки, воронки разного размера, перчатки.
3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).
4. Резиновые груши разного размера.
5. Пластиковые, резиновые трубочки.
6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
7. Пластиковые контейнеры
8. Рулетка
9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, свечи, термометр.
10. Цветные прозрачные стеклышки.
11. Лупы, зеркала, магниты.
12. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.
13. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, шоколад.
14. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн).
Так же для формирования исследовательских навыков используются :
- игровые задания по развитию инструментальных умений и навыков исследовательского поиска;
- индивидуальную работу с использованием заданий;
- тренировочные задания в виде сюжетно-ролевых игр (например «Ученые»);
- самостоятельную исследовательскую практику детей;
- исследовательские конкурсы (например «Я – исследователь!»);
Дошкольные группы сотрудничают с Музеем занимательных наук Эйнштейна. Специалистами музея было проведено мероприятие «Туманомания» (эксперименты с сухим льдом). В процессе мероприятия дети исследовали морозное дыхание, сумашедшую газировку, неуправляемую пену, стелющийся туман, поющую ложку. Это было познавательное и завораживающие зрелище, от которого дети получили огромное удовольствие, позитивные и необычные ощущения.
Так же для формирования исследовательских навыков у детей педагоги используют проектную деятельность – как продукт сотрудничества воспитателей, детей, родителей.