Екатерина Пашкова
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно- гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду».
Самые маленькие овладевают простейшими навыками (мыть руки, застёгивать пуговицы), постарше – более сложными (пользоваться вилкой, быть опрятным). Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребёнка.
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Методика соответствующей работы воспитателя определяется программными требованиями и возрастными особенностями детей дошкольного возраста. К числу основных условий успешного формирования культурно- гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, чёткий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой
Понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).
Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин небольшого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учётом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем- картинка. Это повышает интерес детей к умыванию. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Закрепление их происходит в играх, труде, занятиях, в быту.
Формирования культурно- гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых- родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.
У детей дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению. Воспитатель показывает, как надо держать ложку, выходить из- за стола, мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением. Детям становится понятна целесообразность требований воспитателя (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т. д.). Умелое руководство взрослых сокращает время овладения навыками личной гигиены. Обучение некоторым навыкам, например культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определённой последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.). Упражнение ребёнка в совершении одних и тех же действий, сопровождаемое постоянным контролем со стороны взрослых, приводит к постепенному формированию требуемых навыков. Особенно важен контроль на начальной стадии формирования навыка. В дальнейшем воспитатель проверяет тщательность и добросовестность выполнения действий. Отсутствие должного контроля приводит к появлению у детей неверных навыков : они могут неправильно держать ложку, вилку, забывать пользоваться носовым платком, небрежно складывать одежду.
В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Внешний вид воспитателя и родителей, их поведение должны служить образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз.
В воспитании навыков следует опираться и на хороший пример самих детей. Воспитатель обращает внимание малышей на тех сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это.
Предложив детям убрать игрушки после игры, воспитатель замечает, что им помогает и не участвующий в игре ребёнок. «Посмотрите, дети, - говорит педагог,- Игорь не играл с вами а тоже убирает, помогает товарищам. Вместе вы быстро уберёте игрушки». Другие дети тоже принимаются помогать. Однако, используя положительные примеры, воспитатель должен проявлять такт, не допускать противопоставления одних детей другим.
Особая роль в воспитании культурно- гигиенических навыков принадлежит игровым приёмам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим играм («Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Накормим куклу обедом» и т. п.).
Большое влияние на формирование навыков оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор, уточняющие представления детей о том, например, как надо умываться, сидеть за столом, помогать друг другу. Воспитатель обращает их внимание на иллюстрации из детских книг, подбирает картины: «Дети играют», «Дорогие гости», «Новенькая» и т. п. В формировании навыков важен индивидуальный подход к детям. Необходимо помнить о том, что эта задача сложная, требующая систематичности, настойчивости, взыскательности и большого терпения. Все указания детям должны даваться в дружелюбном, спокойном тоне, вызывающем у них положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками.
Итак, при формировании культурно- гигиенических навыков мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Приучать есть аккуратно.
2. Продолжать учить детей с помощью взрослых мыть руки перед едой, после загрязнений, насухо вытирать лицо и руки полотенцем.
3. Опрятно есть, тщательно пережёвывать пищу.
4. Держать ложку в правой руке.
5. Пользоваться салфеткой.
6. Полоскать рот по напоминанию взрослого.
7. Воспитывать умения выполнять элементарные правила культурного поведения, не выходить из- за стола, не окончив жевать, говорить «спасибо».
К числу основных условий успешного формировании культурно- гигиенических навыков относятся :
- рационально организованная обстановка;
- чёткий режим дня;
- руководство взрослых.
Используемые методы и приё мы:
- личный пример взрослых;
- НОД;
- показ;
- объяснение;
- пояснение;
- поощрение;
- беседы;
- упражнения в действиях;
- дидактические игры;
- потешки;
- стихотворения;
- пословицы, поговорки;
- игровые приёмы;
- викторины, развлечения;
- приём повторения действий (например, попросили перед мытьё м: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки).
Критерии опрятности еды включают умения:
- Правильно пользования столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
-Не крошить хлеб;
- Пережёвывать пищу с закрытым ртом;
- Не разговаривать с полным ртом;
- Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
- Благодарить;
- Пользоваться только своим прибором.
Мытья рук и личной гигиены:
- Мыть лицо, уши, руки;
- Закатать рукава;
- Смочить руки;
- Взять мыло, намыливать до появления пены;
- Смыть мыло;
- Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
- Пользоваться расчёской.
Для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях.
Для ребёнка младшего возраста самообслуживания включает в себя освоение следующих навыков :
- приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки);
- раздевание и одевание (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки);
- гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой);
- опрятности (пользоваться горшком).
Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психофизических возможностей.
К ним относятся:
- общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам);
- мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры);
- зрительно- слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом);
- мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т. е. подражать действиям взрослых).
Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо именно с них.
Как правило, к двум годам общая моторика у детей развита довольно хорошо, а вот развитие мелкой моторики сложный процесс, требующий поэтапного освоения.
На 1 этапе ребёнок учится выполнять сгибательные движения кисти и применять их в игре.
На 2 этапе осваивает хватание (пространственная и сенсорная ориентация, зрительно- моторная координация, согласованная работа рук, различные типы захватывания: кулачком, щёпотью (тремя пальцами, одной рукой, обеими; различные действия пальцами: расставлять, сжимать вместе, выделять один палец).
На 3 этапе происходит развитие соотносящих действий, когда ребёнок учится совмещать два предмета или части, собирать такие игрушки, как матрёшки, башенки, совершенствуется согласованность обеих рук, продолжает развивать глазомер.
На 4 этапе происходит развитие подражательных движений руками (пальчиковые игры, выполнение действий по показу).
Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше. В процессе прямого обучения сообщите ему кратко и чётко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребёнок смотрит на вас. При необходимости покажите это действие сами. Показ должен быть неторопливым, чётким и последовательным. После объяснения и показа возьмите своими руками руки ребёнка и проделайте вместе с ним нужное действие. Во время самостоятельного выполнения действия ребёнком поправляйте его корректно, в позитивном тоне, не указывая на то, что нельзя делать, или что надо перестать делать, а говоря прямо, что необходимо делать именно сейчас. Например, нужно сказать: «Давай есть медленно», «Говори тихо», «Возьми одну» вместо: «Не торопись во время еды», «Не кричи громко», «Не бери много» и т. д.
Любое действие можно разделить на маленькие поддействия, выполняемые в определённом порядке. Обучая ребёнка новому навыку, составьте алгоритм и действуйте каждый раз согласно ему. Так например, процесс одевания штанишек может выглядеть так:
1. Сядь на стульчик.
2. Возьми штанишки обеими руками за поясок.
3. Подними одну ножку и вдень её в одну штанину.
4. Поставь ножку на пол.
5. Подними вторую ножку и вдень её в другую штанину.
6. Встань и подтяни штанишки наверх обеими руками.