Папки-передвижки

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста

Екатерина Пашкова
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно- гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду».

Самые маленькие овладевают простейшими навыками (мыть руки, застёгивать пуговицы), постарше – более сложными (пользоваться вилкой, быть опрятным). Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребёнка.

Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста» размещена в разделах

Методика соответствующей работы воспитателя определяется программными требованиями и возрастными особенностями детей дошкольного возраста. К числу основных условий успешного формирования культурно- гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, чёткий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой

Понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).

Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин небольшого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учётом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем- картинка. Это повышает интерес детей к умыванию. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Закрепление их происходит в играх, труде, занятиях, в быту.

Формирования культурно- гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых- родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.

У детей дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению. Воспитатель показывает, как надо держать ложку, выходить из- за стола, мыть руки. Показ обычно сопровождается объяснением. Детям становится понятна целесообразность требований воспитателя (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т. д.). Умелое руководство взрослых сокращает время овладения навыками личной гигиены. Обучение некоторым навыкам, например культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определённой последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.). Упражнение ребёнка в совершении одних и тех же действий, сопровождаемое постоянным контролем со стороны взрослых, приводит к постепенному формированию требуемых навыков. Особенно важен контроль на начальной стадии формирования навыка. В дальнейшем воспитатель проверяет тщательность и добросовестность выполнения действий. Отсутствие должного контроля приводит к появлению у детей неверных навыков : они могут неправильно держать ложку, вилку, забывать пользоваться носовым платком, небрежно складывать одежду.

В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Внешний вид воспитателя и родителей, их поведение должны служить образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз.

В воспитании навыков следует опираться и на хороший пример самих детей. Воспитатель обращает внимание малышей на тех сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это.

Предложив детям убрать игрушки после игры, воспитатель замечает, что им помогает и не участвующий в игре ребёнок. «Посмотрите, дети, - говорит педагог,- Игорь не играл с вами а тоже убирает, помогает товарищам. Вместе вы быстро уберёте игрушки». Другие дети тоже принимаются помогать. Однако, используя положительные примеры, воспитатель должен проявлять такт, не допускать противопоставления одних детей другим.

Особая роль в воспитании культурно- гигиенических навыков принадлежит игровым приёмам. Используя их, воспитатель закрепляет у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим играм («Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Накормим куклу обедом» и т. п.).

Большое влияние на формирование навыков оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор, уточняющие представления детей о том, например, как надо умываться, сидеть за столом, помогать друг другу. Воспитатель обращает их внимание на иллюстрации из детских книг, подбирает картины: «Дети играют», «Дорогие гости», «Новенькая» и т. п. В формировании навыков важен индивидуальный подход к детям. Необходимо помнить о том, что эта задача сложная, требующая систематичности, настойчивости, взыскательности и большого терпения. Все указания детям должны даваться в дружелюбном, спокойном тоне, вызывающем у них положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками.

Итак, при формировании культурно- гигиенических навыков мы ставим перед собой следующие задачи:

1. Приучать есть аккуратно.

2. Продолжать учить детей с помощью взрослых мыть руки перед едой, после загрязнений, насухо вытирать лицо и руки полотенцем.

3. Опрятно есть, тщательно пережёвывать пищу.

4. Держать ложку в правой руке.

5. Пользоваться салфеткой.

6. Полоскать рот по напоминанию взрослого.

7. Воспитывать умения выполнять элементарные правила культурного поведения, не выходить из- за стола, не окончив жевать, говорить «спасибо».

К числу основных условий успешного формировании культурно- гигиенических навыков относятся :

- рационально организованная обстановка;

- чёткий режим дня;

- руководство взрослых.

Используемые методы и приё мы:

- личный пример взрослых;

- НОД;

- показ;

- объяснение;

- пояснение;

- поощрение;

- беседы;

- упражнения в действиях;

- дидактические игры;

- потешки;

- стихотворения;

- пословицы, поговорки;

- игровые приёмы;

- викторины, развлечения;

- приём повторения действий (например, попросили перед мытьё м: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки).

Критерии опрятности еды включают умения:

- Правильно пользования столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;

-Не крошить хлеб;

- Пережёвывать пищу с закрытым ртом;

- Не разговаривать с полным ртом;

- Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

- Благодарить;

- Пользоваться только своим прибором.

Мытья рук и личной гигиены:

- Мыть лицо, уши, руки;

- Закатать рукава;

- Смочить руки;

- Взять мыло, намыливать до появления пены;

- Смыть мыло;

- Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;

- Пользоваться расчёской.

Для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях.

Для ребёнка младшего возраста самообслуживания включает в себя освоение следующих навыков :

- приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки);

- раздевание и одевание (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки);

- гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой);

- опрятности (пользоваться горшком).

Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психофизических возможностей.

К ним относятся:

- общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам);

- мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры);

- зрительно- слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом);

- мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т. е. подражать действиям взрослых).

Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо именно с них.

Как правило, к двум годам общая моторика у детей развита довольно хорошо, а вот развитие мелкой моторики сложный процесс, требующий поэтапного освоения.

На 1 этапе ребёнок учится выполнять сгибательные движения кисти и применять их в игре.

На 2 этапе осваивает хватание (пространственная и сенсорная ориентация, зрительно- моторная координация, согласованная работа рук, различные типы захватывания: кулачком, щёпотью (тремя пальцами, одной рукой, обеими; различные действия пальцами: расставлять, сжимать вместе, выделять один палец).

На 3 этапе происходит развитие соотносящих действий, когда ребёнок учится совмещать два предмета или части, собирать такие игрушки, как матрёшки, башенки, совершенствуется согласованность обеих рук, продолжает развивать глазомер.

На 4 этапе происходит развитие подражательных движений руками (пальчиковые игры, выполнение действий по показу).

Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше. В процессе прямого обучения сообщите ему кратко и чётко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребёнок смотрит на вас. При необходимости покажите это действие сами. Показ должен быть неторопливым, чётким и последовательным. После объяснения и показа возьмите своими руками руки ребёнка и проделайте вместе с ним нужное действие. Во время самостоятельного выполнения действия ребёнком поправляйте его корректно, в позитивном тоне, не указывая на то, что нельзя делать, или что надо перестать делать, а говоря прямо, что необходимо делать именно сейчас. Например, нужно сказать: «Давай есть медленно», «Говори тихо», «Возьми одну» вместо: «Не торопись во время еды», «Не кричи громко», «Не бери много» и т. д.

Любое действие можно разделить на маленькие поддействия, выполняемые в определённом порядке. Обучая ребёнка новому навыку, составьте алгоритм и действуйте каждый раз согласно ему. Так например, процесс одевания штанишек может выглядеть так:

1. Сядь на стульчик.

2. Возьми штанишки обеими руками за поясок.

3. Подними одну ножку и вдень её в одну штанину.

4. Поставь ножку на пол.

5. Подними вторую ножку и вдень её в другую штанину.

6. Встань и подтяни штанишки наверх обеими руками.

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста с помощью ИКТ Самая большая ценность для человека – здоровье. Поэтому так важно помочь детям дошкольного возраста осознать, какую ценность представляет.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста ВВЕДЕНИЕ В настоящее время одной из наиболее важных проблем России является состояние здоровья народонаселения. Под ним подразумевается.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста с использованием фольклора Изучение научно-методической литературы, а также психолого-педагогических особенностей детей раннего возраста показало, что именно воз-раст.

Использование фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста «Использование фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» Консультация для.

Презентация «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста» .

Развитие навыков самообслуживания и соблюдения культурно-гигиенических норм у детей от 1,5–2,5 лет Прошло ровно 2 месяца как наш детский сад снова открыл двери для маленьких воспитанников. Вместе нам с малышами и их родителями, предстоит.

Родительское собрание «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» Цели: формирование у детей и родителей культуры здоровья. Задачи: Формирование у родителей представления о воспитании культурно- гигиенических.

Формирование у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания «Формирование у детей культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания» Добрый вечер! Я очень рада Вас видеть на очередном родительском.

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ Творческий отчет Воспитателя «Ивангордского центра ранней помощи детям —сиротам и детям с ОВЗ» Купериной Ирины Владимировны. Тема: «Воспитание.

Задачи и формы работы с детьми по формированию культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов здоровой личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста
Опубликовано: 20 января 2019 в 18:29
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Пашкова (УИ 1301837) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД