Получи документы

Формирование национального самосознания средствами декоративной деятельности (2 фото)

Алла Красулина
Формирование национального самосознания средствами декоративной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Исследования последних лет показали особую значимость для развития ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды - всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для детей, - рассматриваются как необходимые составляющие предметно-развивающей среды.

Публикация «Формирование национального самосознания средствами декоративной деятельности» размещена в разделах

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному, патриотическому развитию детей дошкольного возраста. В настоящее время в дошкольной педагогике (как и в педагогике в целом) проявляется повышенный интерес к формированию национального самосознания, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе, патриотическое воспитание является неотъемлемой частью предметно-развивающей среды.

Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни. По мнению педагогов и психологов, патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Как организованный процесс патриотическое воспитание представляет собой взаимодействие воспитателей, родителей и детей. Успех осуществляемой работы во многом зависит от личности педагога[1].

Доминантой декоративно-прикладного искусства является прикладной характер, способность добавить новые художественные и эстетические черты предмету, объекту, окружающей среде, сделать их более выразительными, красивыми. Основным инструментарием декоративно-прикладного искусства является стилизация (условость, неопределенность) формы и декора (системы украшения).

Дошкольников привлекает разнообразие видов художественной практики, материалов и техник, а также практичность многих её видов и жанров. Это свидетельствует о том, что декоративная деятельность играет важную роль в художественном воспитании и образовании ребенка [2].

Спецификой декоративной деятельности согласно требованиям Типовой программы Дошкольного образования «От рождения до школы» составленной авторским коллективом под руководством Арутюнян Л. Н. для развития личности ребенка является формирование целостного и ценностного восприятия им этого искусства и понимания себя в нем как создателя красоты. Декоративная деятельность реализует природную потребность ребенка в украшении, превращении предметно-развивающей среды по законам красоты и гармонии; в моделировании себя, собственного образа «Я» как совершенства[3].

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства (радость, восхищение, восторг, формируется образное представление, развивается мышление, воображение. Восприятие произведений декоративно-прикладного искусства побуждает стремление ребёнка передать воспринятую красоту, способствует развитию созидательной активности, эстетических чувств и художественного вкуса, эстетической

(Рис 1.) оценки результатов труда народных мастеров, становлению художественных и интеллектуальных способностей.

В типовой образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» декоративно-прикладному искусству уделяется много внимания, а именно: знакомство детей с мастерами декоративно прикладного искусства, результатами их труда, знакомство с изделиями народного декоративно-прикладного искусства, различного занятия (декоративное рисование, декоративная лепка и др.

В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, Гжели, Опошни, Петриковки, Дымково и др. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов декоративно-прикладного искусства. Но особенно большое значение придается продуктивной деятельности. Обогащает детское творчество народная декоративно-прикладная роспись, народные игрушки и керамика.

Народная декоративно-прикладная роспись вызывает особый интерес у детей дошкольного возраста. Хохлома, привлекает детей своей яркостью красок. Жостовская роспись на подносах привлекает внимание детей своей изящностью и многообразием цветов. Мезенская роспись захватывает детей своей простотой. Разнообразие цветов, листочков, ягод петриковской росписи захватывает детей дошкольного возраста.

Так как ведущая деятельность детей - это игровая, большое внимание народных мастеров уделялось игрушке. Ребенок, увлеченный игрой, не замечает того, что он не только играет, но может ориентироваться в окружающем мире, знакомится с чем-то новым и ранее неизвестным. Ребенок и игрушка – это одно нераздельное целое в осуществлении той или иной игры или игровых действий.

Наиболее эффективным способом ознакомления детей с народной игрушкой является её собственноручное изготовление, это повышает интерес к истории своего народа, помогает окунуться в прошлое.

Дымковская игрушка вызывает у детей интерес лаконичностью форм и цвета. Городецкая игрушка вызывает интерес у детей своей гармоничностью цветов и

(Рис. 2) загадочностью.

Полхов-Майданские игрушки привлекают внимание своей пышностью и разнообразием.

Ярким представителем декоративно-прикладного искусства является – керамика. Опошнянская керамика привлекает детей простотой форм и разнообразием растительных элементов [4].

Ознакомление с видами декоративно-прикладного искусства представляет собой использование различных форм работы с детьми, что значительно повышает уровень их творческих способностей, оно помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.

Существуют различные виды занятий по декоративной деятельности :

- роспись шаблонов изделий декоративно-прикладного искусства;

- роспись на ткани;

- лепка народных игрушек;

- роспись изделий из глины, соленого теста, пластилина;

- украшение изделий налепами, рельефом;

- аппликация по мотивам того или иного вида декоративно-прикладного искусства и др.

Различные экскурсии в музеи, галереи и т. п. развивают творческую активность. В процессе игры с продуктами изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития тех ощущений и эмоций, которые содействуют формированию эстетического отношения к действительности и творческой активности дошкольников, формированию национального самосознания[5]. Например:

Д/и «Мозаика» (собрать шаблон того или иного изделия декоративно прикладного искусства);

Д/и «Что лишнее?» (среди перечня различных изделий (игрушек, посуды) необходимо найти не подходящее);

Д/и «Магазин народных игрушек» (необходимо «приобрести» игрушку, называя элементы росписи, название росписи, название игрушки);

Декоративная деятельность притягивает детей, способствует выявлению их способностей. Они приобретают умение самостоятельно работать, стремление создавать прекрасное. Результаты труда приносят детям творческое удовлетворение, оказывают на них глубокое эмоциональное воздействие.

Результаты проведенной работы по формированию национального самосознания средствами декоративной деятельности показали, что правильная организация пространственно-развивающей среды, декоративной деятельности

(Рис. 3) действительно способствует развитию у детей

творческой активности, а также их эстетическому, интеллектуальному и духовному воспитанию.

Список литературы:

1. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детской саду М. : Мозаика – Синтез, 2006.

2. От рождения до школы. Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Арутюнян Л. Н. и др. – Донецк: Истоки, 2015.

3. Корчинова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях - Ростов – на – Дону «Феникс» - 2002г.

4. Сухорукова Г. В. Образотворче мистецтво з методикою вікладання в дошкільному навчальному закладі.- К. : Видавничий дім «Слово», 2010 р.

5. Дзюба П. П. Дидактическая копилка воспитателя детского сада. - Р/н/Д. : Феникс, 2008 г.

Формирование национального самосознания средствами декоративной деятельности
Фото №1 При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений оборудование мебель игрушки пособия для детей рассматриваются как необходимые составляющие предметно развивающей среды
Публикации по теме:

Формирование и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности "Формирование и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности" 1слайд Среди самых интересных.

«Формирование навыков личной гигиены средствами театрально-игровой деятельности». План работы с детьми средней группы на год Задачи: Изучить теоретические основы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Учить детей под контролем.

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельностиФормирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально – экономических и духовных направлений.

Формирование целостного представления о мире средствами театрально-игровой деятельностиФормирование целостного представления о мире средствами театрально-игровой деятельности Прежде всего — совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество.

Формирование правил безопасного поведения дошкольников средствами театрализованной деятельности Детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства.

Формирование социальных и коммуникативных компетенций дошкольников средствами развивающего общения и игровой деятельности Дошкольное детство – время первоначальной социализации и индивидуализации ребенка, в процессе которых идет активное становление личности,.

Педагогические условия развития декоративной деятельности дошкольников согласно ФГОС Проблема приобщения детей к декоративно-прикладной деятельности является одной из значимых в современном образовании дошкольников. Народные.

Формирование партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников ДОУ средствами проектной деятельности Формирование партнёрских взаимоотношений с семьями воспитанников ДОУ через проектную деятельность. Фигурина Валентина Юльяновна Кузнецова.

Формирование партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников ДОУ средствами проектной деятельности Валентина Фигурина Формирование партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников ДОУ средствами проектной деятельности Формирование.

Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности В Законе Российской Федерации «Об образовании» поставлена.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование национального самосознания средствами декоративной деятельности
Опубликовано: 31 мая 2018 в 16:29
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование национального самосознания средствами декоративной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Алла Красулина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД