МААМ-картинки

Педагогические условия развития декоративной деятельности дошкольников согласно ФГОС

Татьяна Остапенко
Педагогические условия развития декоративной деятельности дошкольников согласно ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема приобщения детей к декоративно-прикладной деятельности является одной из значимых в современном образовании дошкольников. Народные художественные промыслы обладают большим развивающим потенциалом.

Педагогические условия ознакомления с искусством и обучения детей навыкам декоративной деятельности изучались в трудах Л. В. Васильевой, А. А. Грибовской, О. О. Дроновой, Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной, О. А. Соломенниковой и др. Программа по обучению детей дошкольного возраста декоративному рисованию «Радость творчества», создана О. А. Соломенниковой. Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет средствами народного и декоративно-прикладного искусства.

Публикация «Педагогические условия развития декоративной деятельности дошкольников согласно ФГОС» размещена в разделах

Основные задачи программы: расширить представления детей о многообразии произведений декоративно-прикладного искусства; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; развивать эстетический вкус, умения и навыки рисования; закреплять умение рисовать декоративные элементы; знакомить детей с законами построения геометрического и растительного орнамента.

Т. С. Комаровой была предложена система занятий по ознакомлению дошкольников с декоративно- прикладным искусством, которая строилась на следующих принципах ФГОС :

- Обучение детей декоративному рисованию по мотивам народного декоративного искусства. Это объясняется тем, что все приемы декоративной деятельности представлены в этом искусстве и оно представляет собой высокохудожественные образцы, достойные для подражания.

- Обучение детей декоративно-художественной деятельности на основе близкого, родного искусства местного края.

- Занятия декоративным рисованием рассматриваются как элемент общей системы воспитательной работы, направленной на развитие личности средствами народного прикладного искусства.

- Обучение декоративно-художественной деятельности необходимо вести с применением подлинных предметов народного искусства.

- Взаимосвязь всех видов декоративно-художественной деятельности (рисования, лепки, аппликации).

- Процесс обучения предполагает ограниченную связь в формировании знаний, чувств и активного действия (в форме собственной изобразительной деятельности).

Методику работы с детьми следует вести одновременно в двух направлениях:

1. Общевоспитательная работа по материалам народного декоративного искусства.

2. Специальное обучение детей соответствующей деятельности на занятиях.

Системообразующим началом работы с детьми (первое направление) является формирование у дошкольников эмоционально-интеллектуального опыта, способствующего возникновению у ребят действенных мотивов собственной изобразительной деятельности и осмысленного ее освоения.

Дополнением к такой работе с детьми может быть просмотр фильмов, диафильмов, художественных альбомов, открыток на соответствующие темы. Чтение литературы или рассказ, раскрывающий в доступной и интересной форме небольшой объем информации об истории художественного промысла, его особенностях будет полезен самым старшим детям.

Без специального обучения освоение детьми декоративных узоров по мотивам народной росписи затруднительно. Поэтому необходимо разработать цикл занятий, направленных на обучение детей способам создания узора (второе направление). Цикл таких занятий базируется на содержании общевоспитательной работы, изложенной выше, сосуществует и взаимодействует с ней, так как именно в ней заложена основа для создания у детей соответствующих, нравственно ценных мотивов деятельности на занятии. Этот цикл занятий также выстраивается системно. В основе постепенное усложнение содержания (изобразительно-выразительных средств, характера познавательной деятельности, а значит, степени самостоятельности и творчества детей. Поэтому использование методов и приемов обучения также должно быть системным.

По методике Т. С. Комаровой системе задач соответствует и система методов, приемов обучения. Взаимосвязь с общевоспитательной работой не исключает, а предполагает включение в нее, непосредственно до занятий (за день-два) целенаправленной предварительной работы с детьми. Сутью ее является формирование у детей «живых» представлений, наглядных образов.

Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями, и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими, и процесс творчества не вызовет хорошего настроения. Дети будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное. Постепенно это приведет к потере интереса к росписи, и тогда их влияние на всестороннее развитие личности окажется не со знаком плюс, а со знаком минус.

Отдельные методы и приемы - наглядные и словесные совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии.

Наглядность обновляет материально-чувственную основу детской изобразительной деятельности, слово помогает созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого и изображаемого

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексахин Н. Н. Художественные промыслы России [Текст] : М. : Наука, 2005.- 321 с.

2. Антонова А. В. Красота. Радость. Творчество. [Текст] : Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет: / Антонова А. В., Зацепина М. Б., Комарова Т. С. – М. : Знание, 2000.

3. Артемьева Л. А. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. [Текст] : / Артемьева Л. А., Гаврилова В. В. – М. : Учитель, 2010.

4. Белошапкина А. «Использование народного прикладного искусства на занятиях по декоративному рисованию» [Текст] : Дошкольное воспитание. / Белошапкина А., Федосова А – 1986. - №1. - С. 14 – 18.

5. Березина В. Г. Детство творческой личности [Текст] :/Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. - СПб. : издательство Буковского, 1994. - 60с.

Публикации по теме:

Педагогические условия формирования трудолюбия старших дошкольников в процессе ознакомления с миром взрослых Организационно-педагогические условия нами определяются как совокупность требований к содержанию, формам, методам, приемам руководства,.

Педагогические условия развития физических качеств у детей 5–6 лет Аннотация. Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них физические качества: сила, ловкость, гибкость,.

Педагогические условия развития музыкальной одаренности у детей младшего возраста Одной из актуальных проблем современного образования является наиболее полное выявление потенциала одаренных и талантливых детей. Понятие.

Педагогические условия развития познавательно-исследовательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста Ученые, педагоги, психологи уже не одно десятилетие говорят о том, что обучение должно быть «проблемным», а значит, должно содержать элементы.

Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Слайд 1 Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Слайд 2 Изобразительное.

Психолого-педагогические условия развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста .

Психолого-педагогические условия развития субъектности детей и педагогов в рамках внедрения ФГОС до В рамках стратегических задач модернизации российского образования совершается переход к образованию, ориентированному на реализацию индивидуальной.

Психолого-педагогические условия развития воображения у учащихся ДШИ на занятиях по декоративно-прикладному творчеству Чепель Оксана Михайловна г. Данков, Липецкая область МАУ ДО Детская школа искусств им. А. И. ПлотноваПсихолого-педагогические условия развития.

Организационно-педагогические условия формирования навыков безопасного поведения в природе у дошкольников УДК: 373.2 Магистрантка 2 курса специальности «Дошкольное образование» Эмирвелиева Зарема Суюновна Научн. рук. к. п. н., доц. каф. Дошкольного.

Педагогические условия развития творческой свободы младших школьников в процессе музыкально-ритмической деятельности Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия развития декоративной деятельности дошкольников согласно ФГОС
Опубликовано: 13 декабря 2017 в 00:10
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия развития декоративной деятельности дошкольников согласно ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Остапенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД