Валентина Фигурина
Формирование партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников ДОУ средствами проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование партнёрских взаимоотношений с семьями
воспитанников ДОУ через проектную деятельность.
Фигурина Валентина Юльяновна
Кузнецова Любовь Михайловна
Воспитатели подготовительной группы
Государственного бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детского сада № 154
общеразвивающего вида Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга
«Только вместе с родителями, общими усилиями,
педагоги могут дать детям большое человеческое счастье»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Формирование партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников ДОУ средствами проектной деятельности» размещена в разделах
В соответствии с ФГОС ДО на современном этапе одним из педагогических оснований изменения дошкольного образования является активное вовлечение родителей в работу ДОУ.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Детский сад сегодня находиться в режиме развития, а не функционирования, представляет собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Исходя из цели работы педагогического коллектива нашего детского сада, сформулировали цель работы с родителями группы:
создание условий для формирования ответственных партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников через проектную деятельность.
Весь коллектив детского сада тесно взаимодействует с семьями воспитанников :
Проводятся как общепринятые формы работы с родителями - дни открытых дверей, собрания, на которых решаются вопросы, касающиеся разных сторон жизни детей, открытые занятия, индивидуальные и групповые консультации, так и новаторские (флешмобы, тренинги).
Педагоги детского сада постоянно оформляют наглядную информацию для родителей, проводят тематические консультации, беседы, организуют мастер-классы, открытые просмотры для родителей.
Родители являются активными помощниками в создании развивающей среды в группе и в детском саду. Совместно решается множество организационных вопросов. Проводится большое количество мероприятий. На этих мероприятиях родители выступают в роли и зрителей, и участников.
Но не все современные родители проявляют интерес и желание участвовать в жизни ребёнка посещающего детский сад.
В своей работе с детьми старшего возраста мы используем включение семьи в образовательный процесс и создание условий для реализации личности каждого ребёнка. Одной из эффективных форм работы считаем проектную деятельность.
Проект - это интересно, т. к. он включает в себя взаимодействие ребёнка, родителей и педагогов.
Первый наш проект мы вместе с родителями назвали «Два берега одной реки».
В нашей работе мы постарались заинтересовать и привлечь родителей к обычной и повседневной жизни детей в детском саду. В процессе нашей совместной творческой деятельности дети являлись источником вдохновения при воплощении наших планов и передачи информации для улучшения взаимоотношений с родителями.
В процессе работы по проекту мы заметили, что родители все больше доверяют нам, советуются, предлагают свои варианты решения той или иной задачи. Родители с удовольствием участвовали в мероприятиях как активные участники: Команда в КВН по сказкам, актеры в театральной постановке, показывали обучающие тематические презентации для детей, участвовали в спортивных праздниках и т. д.
Наш проект оправдал свое название «Два берега одной реки» : Река – дети, а родители и воспитатели – берега. Воспитатели вместе с семьей «укрепляли», берегли и направляли нашу «реку» - деток в нелегком пути к знаниям.
Проект был успешно реализован и представлен на городской Ярмарке педагогических инноваций в стендовом докладе «Гармонизация детско - родительских отношений в условиях ФГОС ДО», и занял 2-е место.
Для объединения детей в дружный коллектив, для уважения и любви друг к другу мы решили запустить новый проект «Любовь, Доброта, Уважение». Это и стало главной темой нашей работы в новом учебном году.
По результатам накопленных у детей знаний, умений, навыков, и опытом предыдущего проекта было решено чаще привлекать родителей к нашей совместной работе. Наличие в группе смарт доски оказывает огромную помощь в реализации наших с детьми возможностей. В этом году мы провели разные встречи и мероприятия с родителями, направленные на решение главной задачи:
«Мамино сердце», представлен конспект, презентация, видео интервью детей с пожеланиями мамам, видеоматериал (игры, загадки – отгадки, песни, стихи, танцы, сценки. Изготовление подарков объединило всех детей:
На занятиях по изодеятельности дети делали открытку «Цветик – семицветик», используя крупу (рис, краски и свой маленький портретик в середине цветка, написали пожелание, которое сочинили все вместе. Сделали и наградили мамочек медалью в виде сердечка (оригами). Мамы отблагодарили детей и показали сказку «Теремок», затем угостили чаем с пирогами собственного приготовления.
В свою очередь нами были подготовлены дипломы для мамочек за участие в конкурсе «Осень – чародейка». Мамы были в восторге, а нам наградой стал их вопрос: «А такие праздники ещё будут»? И мы продолжили наши встречи:
«Путешествие в резиденцию Деда Мороза», (видео, конкурс новогодних стихов, сюрпризный момент, письма Деду Морозу, мастер-класс «Волшебная снежинка», подарки детям «Снеговичок»).
«Путешествие по сказкам» К. В. Н. (для воспитателей и родителей).
Особенно запомнился «Поэтический вечер, посвящённый памяти А. С. Пушкина». Презентация по просьбе родителей размещена на сайте д/сада.
Экологический проект «Весну закликаем, птичек встречаем».
«С Днём Рождения любимый город». Встреча состоялась в музыкальном зале с участием специалистов ГБДОУ. Вместе с детьми родители путешествовали по любимому городу, отгадывали загадки, участвовали в конкурсе и пели песню «Адмиралтейский район».
Акция «Георгиевская ленточка» объединила младшее и старшее поколение семьи и как результат выставка поделок.
Благодаря нашим совместным действиям в работе над проектом мы достигли желаемых результатов: дети раскрылись творчески, подружились, получили знания о любви к семье, близким, природе, Родине, городу Санкт-Петербургу. Научились относиться с уважением к старшим и друзьям, оказывать помощь в проблемных ситуациях. Родители отметили, что дети старались их радовать, показать свои умения и знания. Результат нашего проекта – отзывы родителей.
Именно проектная деятельность дает большую возможность привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, оказывает положительное влияние на развитие ребёнка-дошкольника, а именно расширяются знания детей об окружающем мире; развиваются познавательные, коммуникативные способности детей и развиваются детско-родительские отношения. Метод проектов позволяет достигнуть высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний, так как основывается на интересах детей, активной, самостоятельной деятельности. Использование проектной деятельности помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей, участниками встреч и помощниками воспитателя.
Работа по вовлечению родителей к жизни группы и детского сада занимает важное место. Без активного участия родителей в жизни детского сада невозможно организовать всестороннее воспитание, обучение и развитие детей. Работа по внедрению современных форм взаимодействия с родителями в педагогический процесс на данный момент еще не закончена, но мы уже видим результаты: благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада родители приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с коллективом родителей и педагогов ДОУ.
Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в участии в жизни группы и ДОУ, позволяет более качественно организовать процесс всестороннего развития, обучения и воспитания дошкольников.