Светлана Повар
Формирование мотивационной сферы учащихся в обучении математике в условиях школы обучающихся с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Формирование мотивационной сферы учащихся в обучении математике в условиях школы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Повар Светлана Александровна
ГБОУ СО «Школа для обучающихся по АОП№ 14 г. Вольска»
учитель
Актуальность темы исследования
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения можно назвать центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразоваиия. Актуальность темы обусловлена и обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. С одной стороны, с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить. С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября, вчерашний дошкольник не становится автоматически настоящим учеником. Начало обучения в школе проходит на фоне невысоких показателей произвольного поведения, несформированности учебной деятельности, неразвитости мотивационной сферы учения. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать; «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Как же развить у ребёнка положительную мотивацию к учебной деятельности? Решить эту задачу, на мой взгляд, надо через развитие познавательной активности школьников, через творческую их самореализацию, через их самовыражение при поиске ответов на непростые вопросы, и, что не менее важно, ученик должен чувствовать удовлетворение результатами своего труда. Всё это возможно, организуя особый вид деятельности учащихся - проектную деятельность.
В качестве неоспоримых достоинств проектного метода названы высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности; межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. В данном исследовании, как одно из достоинств проектного метода меня интересовала «высокая степень познавательной мотивированности».
Проблемная ситуация
С одной стороны, с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.
С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября, вчерашний дошкольник не становится автоматически настоящим учеником. Начало обучения в школе проходит на фоне невысоких -показателей произвольного поведения, несформированности учебной деятельности, неразвитости мотивационной сферы учения.
Проблема
Как развить мотивационную сферу учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся, развитие мотивационной сферы учения.
Цель: «Повышение уровня мотивации для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в общеобразовательных классах»
Задачи:
1) Изучение психологических аспектов мотивации к учебной деятельности учащихся на уроке.
2) Знакомство с опытом работы прогрессивных педагогов, психологов, дефектологов по данной теме.
3) Создание ситуации успеха ученика с помощью апробации новых технологий.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов. Следовательно, актуальность темы обусловлена следующим : мотивация выполняет важные функции в обучении : побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: "не хочет учиться", мог бы прекрасно заниматься, а желания нет". В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
Проблема мотивации исследуется достаточно широко. Но, несмотря на большое количество исследований в этой области, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах.
Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель.
Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т. д. Нередко, что в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда, когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т. д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия.
Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость : можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? На эти вопросы я и попыталась для себя ответить. Итак, цель моей работы заключалась в поиске путей и средств формирования и повышения учебной мотивации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Этапы исследования
- Проведение и анализ диагностики мотивационной сферы учащихся.
- Формирование мотивации учащихся к проектной деятельности через развитие
исследовательских умений.
- Развитие мотивационной сферы через совместные воспитательные проекты.
- Регулярное проведение диагностик мотивационной сферы учащихся с 5 по 9 классы, анализ её динамики.
формирование положительных мотивов к изучению математики с помощью современных педагогических технологий.
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
-Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения математике.
-Используя специальные диагностические методики выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся.
-Выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению математики в условиях школы.
-Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.
-Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта
Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путё м внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения, метода проектов; технологии адаптивного обучения и информационно-коммуникационных технологий обучения. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в наших школах.
Предполагаемый результат:
• устойчивая внутренняя мотивация к изучению математики;
• сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок;
• способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени;
• социальные компетентности, развитие социального опыта учащихся.
Новизна проекта заключается в применении психологических исследований к организации учебной деятельности школьников. При проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению.
Начальным этапом формирования понятий является мотивация. Сущность этого этапа заключается в подчеркивании важности изучения понятия, в побуждении школьников к целенаправленной и активной деятельности, в возбуждении интереса к изучению понятия. Мотивация может осуществляться как по средствам привлечения средств не математического содержания (внешняя мотивация, так и в ходе выполнения специальных упражнений, объясняющих необходимость развития математических теорий (внутренняя мотивация). Например, появление обыкновенных дробей, как правило, мотивируется потребностями практики. Введение смежных углов можно мотивировать необходимостью изучения не только отдельных фигур, но и их объединений. Рассмотрение взаимного расположения прямой и окружности приводит к трем случаям, один из которых характерен тем, что окружность и прямая имеют одну общую точку. Указанный случай и обуславливает введение понятия касательной к окружности.
Данное исследование проводилось с целью рассмотреть особенности организации этапа мотивации при введении математических предложений.
Основные задачи, которые ставились перед началом исследования, были выполнены. Анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы показал, что сформированность мотивации является важным качественным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса. Но в то же время данной теме уделяется мало внимания, в основном идет упоминание о мотивации, говориться о ее роли, но ее сущность полностью не раскрывается.
В работе рассмотрены психологические характеристики мотивационной сферы учения, а именно потребностей, мотивов, целей, интересов. Главная же направленность мотивационной сферы - мотивы, т. е. направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса.
Выделены различные пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности. Для получения более эффективного результата следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе. Рассмотрена реализация этапа мотивации учебной деятельности при изучении математических понятий, теорем и алгоритмов. По рассмотренным методическим рекомендациям было проведено опытное преподавание.
Гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась в ходе проведения исследования. Действительно, мотивационный этап при введении математических предложений способствует формированию у учащихся положительных мотивов учения и познавательных интересов учебной деятельности.