Получи документы

Формирование навыков социально-бытового ориентирования у детей с умственной отсталостью в условиях детского дома

Наталья Бекенеева
Формирование навыков социально-бытового ориентирования у детей с умственной отсталостью в условиях детского дома
▼ Скачать + Заказать документы

1. Основные методы и приемы формирования

социально-бытовых навыков

У воспитанников детских-домов-интернатов с умственной отсталостью навыки самообслуживания находятся на низком уровне, возникают трудности при одевании, шнуровке, застегивании пуговиц, молнии, уходу за своим внешним видом, возникают трудности приспосабливаться к самостоятельной практической жизни. Они с трудом усваивают навыки общения, навыки поведения в общественных местах. Все эти проблемы приводят к трудностям в адаптации и социализации детей данной категории. Именно поэтому я решила работать над формированием социально-бытовых навыков своих воспитанников.

Публикация «Формирование навыков социально-бытового ориентирования у детей с умственной отсталостью в условиях детского дома» размещена в разделах

Целенаправленная, систематическая работа по формированию навыков и привычек культурного поведения в нашем детском доме начинается с поступления детей. И на протяжении обучения закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в детском доме, школе, на улице и в общественных местах. Достигается это систематическим приучением воспитанников к выполнению правил. Это приучение проходит в три этапа:

I этап

- формируются, затем уточняются и закрепляются основные бытовые умения и навыки, обеспечивающие постепенное вхождение в социальную жизненную среду;

II этап

- формируется, закрепляется и постепенно расширяется спектр социально-бытовых умений и навыков, которые необходимы в процессе жизнедеятельности в разные временные периоды;

III этап

- формируются и вводятся в предметно-бытовое и межличностное общение с учетом индивидуальных особенностей воспитанников невербальные и вербальные средства коммуникации.

1.1. Занятия по социально-бытовой ориентировке

Системообразующим компонентом коррекционно-развивающей среды для детей являются занятия. Занятия по социально-бытовой ориентировке нацелены на формирование и развитие социально - значимых качеств личности ребенка, подготовку его к выполнению бытовых умений и навыков, обеспечивающих достаточно комфортный уровень жизни. Календарно-тематическое планирование по СБО включает в себя такие разделы как: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Культура поведения», «Жилище», «Питание», «Транспорт», «Бытовая техника». Занятия проводятся согласно учебному плану 2 раза в неделю.

На занятиях дети обучаются элементарным социально-бытовым умениям сначала с помощью воспитателя. А затем и с элементами самостоятельности, используя определенный диапазон моделей коммуникативного общения.

Из своего опыта работы могу сказать, что очень результативными являются интегрированные занятия. Задания распределяю с учетом возможности ребенка, одни справляются сами с другими индивидуально.

Большое значение для привлечения интереса детей к занятиям, активизации их деятельности имеет разнообразие форм проведения. Я провожу традиционные комплексные занятия с системой различных методов и приемов; экскурсии, занятия-игры, занятия-путешествия ( например: «Путешествие в страну Мойдодыра», «В гости к бабушке Федоре»).

Занятия-практикумы по обучению детей умениям бытового труда. Это уход за одеждой, обувью, помещением; даю занимательные названия занятиям, например: «Шустрая иголочка», «В царстве мыльных пузырей», «В гостях у тетушки Прачки».

На занятиях по формированию знаний, умений и навыков по социально-бытовой подготовке, использую следующие методы и приемы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, беседа, моделирование реальных ситуаций, дидактические, сюжетно-ролевые, имитирующие игры, проблемные ситуации, оценивание действий людей в реальных ситуациях, просмотр фильмов. Главной опорой в усвоении любого познавательного материала умственно отсталым детям служат наглядные средства обучения. Поэтому демонстрация является одним из важных методов в обучении и воспитании таких детей.

Во внеурочное время в процессе повседневной практической жизни я с воспитанниками повторяю, закрепляю и расширяю знания, полученные в ходе учебных занятий, автоматизирую имеющие умения и организовываю у воспитанников полезные привычки, эталоны поведения, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям.

1.2. Самообслуживающий труд и культурно-гигиенические навыки

Развитие навыков самообслуживания - это самый первый и важный шаг в процессе развития социальной самостоятельности детей с умственной отсталостью. Формирование навыков одевания — это первый доступный ребенку вид трудовой деятельности. Как и любой навык самообслуживания, умение самостоятельно одеваться помогает ребенку чувствовать себя уверенно и независимо. Чаще всего дети не знают или нарушают последовательность при одевании. В этом случае я их направляю и помогаю выполнять действия в правильной последовательности. Также использую предметно-схематические модели последовательности одевания на прогулку. Параллельно с этим включаю в работу дидактические игры-упражнения на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания : мыть руки, полоскать рот, одеваться и раздеваться и пр. Эти навыки - одна из составляющих культуры поведения человека в быту. Через практическую деятельность (режимные моменты в течение всего дня) происходит целостное восприятие того что делает ребенок. Например, можно сто раз сказать о пользе чистки зубов, или зачем застилать кровать, но, лишь повторяя эту операцию изо дня в день под контролем воспитателя, вырабатываются навыки, которые перейдут в привычку. Привычка – это психолого - эмоциональное состояние поведения детей с интеллектуальными нарушениями. Я развиваю не только практическую сторону данной темы, но и мотивационную, т. е. ребенок должен знать зачем он это делает, для чего надо уметь причесываться, одевать чистую одежду, ухаживать за своим внешним видом, прилично себя вести - чтобы с тобой дружили, чтобы нравится, чтобы тебя брали в поездки, кино, театр и т. д. Формировать отношение к любым видам деятельности одна из воспитательных задач коррекционного воспитания. Умственно отсталые дети находятся в большой зависимости от взрослого. Так как воспитатель находится рядом начиная с подъема и до отбоя, то при формировании у воспитанников положительного отношения к определенному виду деятельности я очень эмоционально, контрастно выражаю свое отношение к разным поступкам, поведению и взаимоотношениям людей, к разным по внешнему виду вещам (положительное - к чистым, опрятным, и негативное, нетерпимое – к грязным, неухоженным).

1.3. Хозяйственно-бытовой труд

Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, утюжка и прочие дела - не перечислить, как их много. Я приучаю детей к выполнению домашних дел не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное - привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку у них трудиться и заботиться друг о друге, формируя тем самым благородные побуждения. Хозяйственно-бытовой труд предполагает умение поддерживать порядок в группе и спальне, участвовать в организации бытовых процессов (накрыть на стол, провести уборку в группе и др.). Особенностью этого вида труда является его общественная направленность, так как он направлен на удовлетворение потребностей коллектива. Обучение хозяйственно-бытовому труду начинается с младшего возраста и осуществляется как посильная помощь воспитателям, санитарке. Дети помогают собирать игрушки, подметать пол, накрывать на стол и убирать посуду, раздавать дидактический материал перед занятиями и др. Приучают детей к хозяйственно-бытовому труду также дежурства в столовой и по подготовке к занятиям. Так как освоение навыков хозяйственно-бытового труда детьми с нарушениями интеллекта требует от педагога постоянного контроля, я неоднократно проговариваю алгоритма действий: «Хорошо отжимай тряпочку, двумя руками», «Постель заправляй аккуратно, подушку ставь ровно, красиво». Ведь именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание.

1.4. Трудовое воспитание

Трудовая деятельность детей генетически связана с предметной и игровой. Выбор методов в обучении трудовым действиям зависит от возраста детей, глубины нарушения интеллекта, состояния их моторики, восприятия, внимания.

Несмотря на то, что труд детей младшего возраста чаще всего возникает в игре, трудовая деятельность в отличие от игры является продуктивной, т. е. труд имеет результат, направленный на удовлетворение потребностей самого ребенка или коллектива детей и взрослых. У детей с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста подражание трудовым действиям взрослых происходит в игре, когда детей привлекает не достижение результата, а непосредственно действие, связанное с игрой. Ключевыми мотивами трудовой деятельности детей с умственной отсталостью является потребность в успехе, принятии, одобрении. В младшем возрасте ознакомление с трудом взрослых я начинаю в условиях учреждения с организации наблюдений за трудом таких близких детям людей, как санитарка, воспитатель. Я как педагог подчеркиваю значение этой работы: «Тетя Оля помыла пол, в группе стало красиво». «Дядя Коля подметает двор, убирает мусор. Кругом чисто, красиво». Так же я обращаю внимание на инструменты и предметы, как люди пользуются ими; учу детей подражать действиям взрослых, имитировать их в играх. В этом же возрасте воспитанники начинают осваивать приёмы ухода за жилищем, создание и сохранение порядка в группе. Поэтому я учу раскладывать аккуратно в шкафу одежду, убирать в группе на места игрушки.

К среднему возрасту трудовая деятельность приобретает самостоятельное значение. Для детей становятся интересны и доступны мотивы труда, они могут определять цели выполнения трудовых действий, владеют способами их достижения. В условиях детского дома-интерната большое значение имеет создание уюта в спальне, в классе. Мои воспитанники учатся приемам работы с инвентарем при уборке помещения (подметание и мытье пола, вытирание пыли, поливка комнатных растений). В среднем возрасте дети начинают выполнять обязанности дежурного по графику, который был составлен по согласию детей. Добросовестно выполняя обязанности дежурного, стараются выполнить их так, чтоб следующий воспитанник не имел претензий. При этом я всегда принимаю активное участие в процессе трудовой деятельности, всегда помогаю, подсказываю, как правильно надо сделать.

В работе с детьми я использую такой способ коллективной деятельности, как совместно-индивидуальный: каждый ребенок, хотя и работает одновременно с другими, не испытывает никакой зависимости от них. Например, наведение порядка в своих тумбочках, полках для одежды и т. п., что дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе — это особенно важно на этапе овладения навыком.

В условиях детского дома на своем участке мои воспитанники учатся ухаживать за растениями, расчищать снег, собирать листья и др. В процессе труда воспитанники приобретают навыки обращения с орудиями труда (лопатой, лейкой и т. д.). Освоение детьми с нарушением интеллекта простых трудовых действий в природе (сгребание листьев в определенное место, расчистка дорожек, бордюров от снега) позволяет решать одновременно две задачи: формировать бережное отношение к окружающему миру растений и животных и закреплять трудовые навыки, необходимые для дальнейшей социально-профессиональной адаптации. В этом же возрастном периоде организую экскурсии по детскому дому : на кухню, в медицинский кабинет, в прачечную. Дети знакомятся с поваром, медсестрой, дворником, наблюдают за их действиями. Для обогащения и уточнения материалов наблюдений используются беседы, рассматривание картинок, просмотр фильмов, в процессе которых уточняются названия профессий, характерные действия, необходимые для их выполнения инструменты.

Важным средством активизации сформированных представлений и знаний о деятельности представителей разных профессий является организация сюжетно-ролевых игр, в которых дети выступают в различных ролях, что отражает понимание ими деятельности людей. С детьми среднего школьного возраста я провожу разнообразные сюжетно-ролевые игры. В моей группе организован уголок «Доктора Айболита», уголок автомастерской, уголок продавца. Имеются атрибуты для игры в повара и строителей. В процессе всей работы по ознакомлению с трудом взрослых я акцентирую внимание на результатах труда, его значимости для людей («Врач вылечил Сашу — он здоров». «Шофер быстро привез больного в больницу»).

В старшем возрасте ознакомление с трудом взрослых носит систематический характер и связано с расширением представлений детей о занятиях и профессиях людей. Дети знакомятся с такими профессиями, как служащие банка (банкир, кассир, социальный работник. У ребят формируются представления о деятельности представителей разных профессий, складывается интерес к ним. Этому способствуют целевые экскурсии. Для приобретения социального опыта воспитанниками и расширения их кругозора систематически провожу целевые экскурсии к банку, по достопримечательностям города, к памятникам боевых действий, организую посещения музеев города, детских библиотек.

В старшем возрасте идет целенаправленная работа по формированию навыков элементарных профессий. Исходя из индивидуальных особенностей воспитанников и их трудовых предпочтений мной были составлены индивидуальные рабочие программы по обучению элементарным навыкам рабочей профессии (уборщик территории, уборщик помещений и грузчик).

1.5. Занятия по домоводству

Начиная со среднего возраста воспитанники нашего детского дома начинают посещать занятия по домоводству. Для этих занятий оборудована специальная комната, которая максимально приближена к домашним условиям. Там есть вся бытовая техника, приборы и посуда для приготовления пищи. Цель занятий по домоводству: учить детей с интеллектуальными нарушениями правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным самообслуживанием и с обслуживанием себя и членов семьи, и заложить основы нравственного поведения, нормы этики в ближайшем (семейном) окружении. Мои ребята с удовольствием посещают эти занятия. Они уже научились заваривать чай, резать хлеб и делать себе бутерброды, готовить салаты из овощей.

1.6. Здоровьесберегающие технологии

Работа педагога сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с интеллектуальными нарушениями, на повышение здорового образа жизни. Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников, я целенаправленно работаю над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищу методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с задержкой психического развития. Сохранение и укрепление здоровья, как во время учебных занятий, так и в свободное время особенно важны для детей с умственной отсталостью.

Физминутки, релаксация, гимнастика для глаз, минутки покоя, разнообразные подвижные игры в помещении и на свежем воздухе способствуют стабилизации психофизического состояния здоровья детей.

Для развития мелкой моторики я использую пальчиковую гимнастику, игры с природным, бросовым материалом (бассейны из гороха, фасоли и т. п., а также игры с различными пособиями (шнуровки, мозаики, пазлы и т. д.). Развитие мелкой моторики проводится ежедневно, в любое удобное время, а также в непосредственно образовательной деятельности.

Таким образом, формирование социально-бытовых навыков, связанных с разными видами труда (самообслуживание и формирование культурно-гигиенических навыков, хозяйственно-бытовой труд, занятия по домоводству) благотворно влияет на уровень развития детей с нарушениями интеллекта, позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации.

Литература

1. Абельбейсов В. А. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социология образования, 2011. – № 7. – С. 51-56

2. Баряева Л. Б. Из опыта организации работы с глубоко умственно отсталыми детьми [Текст] / Л. Б. Баряева // Дефектология. – 1994. - № 6.

3. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Д. - СПб. : КАРО, 2009.

4. Бегидова С. Н., Морозова И. В. Педагогические условия формирования социального опыта у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей//Вестник Адыгейского государственного университета, 2015. – № 3. – С. 53-56.

5. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, 2006. [электронный ресурс]. URL : https://niv.ru/doc/dictionary/social-pedagogy/index.htm

6. Маллер А. Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта [Текст] / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. - М. : Педагогика, 1988.

7. Маллер А. Р. Ребёнок с ограниченными возможностями [Текст] : книга для родителей / А. Р. Маллер. - М. : Педагогика-Пресс, 1996.

8. Сапожникова Т. И., Логинова Е. Н. Социализация воспитанников детских учреждений : особенности становления сироты как личности //Социология, 2013. – №4. – С. 77-82.

9. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. 2013. URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778

Публикации по теме:

Развитие словаря и формирование произносительных возможностей у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью Мастер-класс для родителей Цель: Познакомить родителей с особенностями работы с детьми с умственной отсталостью. Задачи: Познакомить.

Презентация «Дидактические игры для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью» Для детей очень значимо формирование представлений об окружающем. Дошкольное детство наиболее благоприятный период для этого и достаточно.

Двигательное развитие детей-инвалидов с умственной отсталостью (умеренной и тяжелой) и ТНР Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности.

Формирование графомоторных навыков у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Для детей с ОВЗ существует особая система специального образования. Специальное образование обеспечивает лицам с ограниченными возможностями.

Фронтальное занятие для детей с умеренной умственной отсталостью «У нас в гостях петушок» Фронтальное занятие для детей с умеренной умственной отсталостью Развитие ручной моторики, развитие слухового восприятия, развитие течи.

Конспект НОД «Путешествие на луг» для детей с умственной отсталостью легкой степени Цель: Способствовать формированию сенсомоторной деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальными ограничениями посредством.

Конспект занятия «День русской поэзии» для детей с умственной отсталостью Конспект межгруппового занятия на тему: «День русской поэзии» Цель: речевое развитие и формирование интереса к художественному слову, умения.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой (для детей с умственной отсталостью) Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой (для детей с умственной отсталостью) 2018г. Разработала: Савосина Я. Н.

Особенности личностных качеств детей с умственной отсталостью Развитие личности является одной из наиболее важных проблем в теории воспитания и обучении. Под личностью в общей психологии подразумевается.

Варианты дидактических игр для детей с умственной отсталостью по ознакомлению с природой Игра «Прятки» Цели: Развитие зрительного внимания. Закрепление умения употреблять предлоги ЗА, НА, ПОД, В. Формирование пространственных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков социально-бытового ориентирования у детей с умственной отсталостью в условиях детского дома
Опубликовано: 25 октября 2019 в 08:27
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков социально-бытового ориентирования у детей с умственной отсталостью в условиях детского дома» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Бекенеева (УИ 1399387) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД