МААМ-картинки

Становление мотивационной сферы детей

татьяна алексеева
Становление мотивационной сферы детей
▼ Скачать + Заказать документы

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для дошкольного возраста.

Темочки:

Познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Воспитатели и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности.

Мотивация (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Перечислим виды мотивации.

Внешняя мотивация (экстринсивная)мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная)мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.

мотивация

Один из основных путей развития познавательной активности ребенка - расширение и обогащение его опыта (в дошкольном возрасте - прежде всего опыта чувственного, эмоционального, практического, развитие интересов. В этом отношении очень эффективны экскурсии, поездки, разнообразные формы детского экспериментирования;

Для каждого ребенка степень выраженности и сочетание мотивов учения индивидуальны Трудность оценки мотивов учения у детей дошкольного возраста заключается в том, что в беседе, как правило, ребенок дает социально одобряемые ответы, т. е. отвечает так, как этого ждут от него взрослые. В формировании у дошкольника мотивов учения решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства.

Методы, способы и приемы стимулирования и мотивации детской деятельности:

- эмоциональные (поощрение, порицание, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха)

-познавательные (опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий)

- волевые (предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, самооценка деятельности и её коррекция, прогнозирование деятельности)

- социальные (развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничество, заинтересованность в результатах и взаимопроверка)

С целью повышения уровня сформированности познавательной мотивации у старших дошкольников, необходимо выявить эффективные условия ее формирования в процессе обучения и воспитания.

Педагогические условия определяются как совокупность объективных возможностей содержания обучения, методов, организационных форм и материальных возможностей его осуществления, обеспечивающая успешность достижения поставленной задачи

По мнению С. А. Козловой и Т. А. Куликовой «условия - это обстоятельства, от которых что-либо зависит»

Как считает, Л. Н. Порохова, одним из важных условий формирования познавательной мотивации, является индивидуальный подход к детям. Дети робкие, застенчивые не проявляют интереса не потому, что они ко всему безучастны, а потому, что у них не хватает уверенности. К ним нужно быть особенно внимательными: вовремя заметить проявление любознательности или избирательного интереса, поддержать их усилия, помочь в достижении успеха, создать доброжелательное отношение других детей.

Пристального внимания требуют дети, которые не проявляют познавательного интереса к окружающему. Обычно они сами не задают вопросов и теряются, когда их о чем-либо спрашивает воспитатель. Чаще всего такие дети не нарушают порядок, не мешают другим и поэтому выпадают из поля зрения педагога. Общение с такими детьми должно быть индивидуально-групповым, а не только обще-групповым. Нужно направлять их внимание на окружающую действительность, учить всматриваться в явления жизни, помогать видеть в предметах отдельные признаки, не торопить, а постепенно формировать интерес.

Обязательным условием возникновения познавательной мотивации Г. И. Щукина считает дидактически продуманные занятия и игры. Воспитатель осуществляет обучающее и развивающее воздействие путем привлечения внимания детей, словесных указаний, что можно сделать, увидеть и наглядно показать способ действий.

По мнению А. Ф. Островской, в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживаниями душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.

Чтобы развивать у детей познавательную мотивацию, содействовать их устойчивости, воспитатель должен уметь руководить деятельностью детей. На основании наблюдений, я вижу, что одни дети инициативны, другие - механически повторяют то, что делали на занятиях, третьи - подражают соседу. Поэтому и руководство деятельность детей не может быть одинаковым. У первых стараюсь разнообразить деятельность. У вторых - поощряю даже небольшие проявления. Третьих стараюсь привлечь к деятельности, давая различные поручения.

Постоянно общаясь с детьми, наблюдая за ними в течении дня, я имею возможность всесторонне изучать детские интересы. Они отражаются в играх, повседневных делах, занятиях разговорах со сверстниками и взрослыми.

В ДОУ оборудована детская библиотека для дошкольников. Здесь дети с помощью взрослого находят необходимые пособия, доступные для их понимания энциклопедии. Наши воспитанники смотрят учебные фильмы и мультфильмы, осваивают развивающие игры. Когда информационного поля ДОУ недостаточно, возможен выход за пределы учреждения: совместная поисковая деятельность взрослых и детей в библиотеках, музеях и других культурных центрах.

В старших группах имеется мини-лаборатория, где дети проводят опыты и эксперименты.

Условия развития позитивной мотивации

- обогащение, расширение замыслов игровых сюжетов;

- удовлетворение потребности дошкольника к познанию;

- удовлетворение потребностей дошкольника в общении со сверстниками и взрослыми;

- комплексное и поэтапное психологопедагогическое обследование;

- развитие у родителей, воспитателей (педагогов) эмоционального принятия ребенка;

- создание ситуаций успеха в рамках деятельности.

В формировании у дошкольника мотивов учения решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства. Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации (в книгах, журналах, осознание общественной значимости школьного учения, умение подчинять свое «хочу» слову «надо», желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка -- все это является мотивационной основой школьного учения и формируется, главным образом, в условиях семейного воспитания.

Родители могут:

- учить преодолевать страх;

- выдавать авансы успеха («у тебя получится»,

- давать высокую оценку даже частям деятельности.

- можно подключать личную исключительность («только ты сможешь это сделать»,

- усиливать мотивацию («это необходимо нам для…»).

- поддерживать интерес ребенка ко всему новому,

- отвечать на его вопросы,

- давать новые сведения о знакомых предметах,

- организовывать экскурсии в школу, знакомить с основными атрибутами школьной жизни,

- использовать загадки на школьные темы,

- играть в игры «Собери портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?»

Задача взрослого: показать ребенку, что очень много известного и интересного он узнает в школе.

Неполноценная мотивация в дошкольном возрасте к обучению влечет важные, разрушающие личность школьника последствия:

- отсутствие (потеря) интереса к учебе;

- школьная дезадаптация;

- угнетенность, страх из-за негативного отношения педагога;

- нежелание идти в школу;

- негативные межличностные отношения;

Важно помнить!

Мотивационная система начинается строится в дошкольном детстве Завершается строение мотивационной системы в младшем школьном и подростковом возрасте.

Публикации по теме:

Активное включение родителей в образовательный процесс ДОУ через формирование мотивационной направленности ведения ЗОЖ Совершенствование физического воспитания и здоровья детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования.

Формирование мотивационной готовности в игровой деятельности дошкольников к школе (Введение) Формирование мотивации учения в дошкольном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современности. Ее актуальность.

Формы вовлечения родителей, социальных партнёров в формирование мотивационной сферы обучающихся Слайд 1 Формы вовлечения родителей, социальных партнёров в формирование мотивационной сферы обучающихся. Слайд 2 Для ребёнка духовным центром,.

Гендерное воспитание и его влияние на становление личности детей старшего дошкольного возраста. В России полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели.

Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста В современном мире значение проблемы эмоций достаточно велико. Эмоции влияют на все сферы жизни человека. Сегодня же эта проблема как никогда.

Развитие эмоциональной сферы в речевой области самых маленьких детей В начале Ноября в нашей группе проводилось родительское собрание по теме: " Эмоциональное развитие в речевой области". и эта тема оказала.

Становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников Задача формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании.

Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность. Дошкольное детство – золотая пора в жизни человека, полная различных.

Тестовый материал для определения уровеня развития мотивационной и эмоционально-волевой готовности ребёнка к обучению. 1. «Что я думаю о школе» (по А. Колеченко) ЦЕЛЬ: Выявить уровень развития мотивационной и эмоционально-волевой готовности. Педагог предлагает.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Становление мотивационной сферы детей
Опубликовано: 2 апреля 2019 в 09:05
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Становление мотивационной сферы детей» (включая файлы) размещена пользователем татьяна алексеева (УИ 1066557) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 января 2025 четверг
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД