татьяна алексеева
Становление мотивационной сферы детей
▼ Скачать + Заказать документы
Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для дошкольного возраста.
Темочки:
Познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Воспитатели и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности.
Мотивация (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Перечислим виды мотивации.
Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.
Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.
мотивация
Один из основных путей развития познавательной активности ребенка - расширение и обогащение его опыта (в дошкольном возрасте - прежде всего опыта чувственного, эмоционального, практического, развитие интересов. В этом отношении очень эффективны экскурсии, поездки, разнообразные формы детского экспериментирования;
Для каждого ребенка степень выраженности и сочетание мотивов учения индивидуальны Трудность оценки мотивов учения у детей дошкольного возраста заключается в том, что в беседе, как правило, ребенок дает социально одобряемые ответы, т. е. отвечает так, как этого ждут от него взрослые. В формировании у дошкольника мотивов учения решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства.
Методы, способы и приемы стимулирования и мотивации детской деятельности:
- эмоциональные (поощрение, порицание, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха)
-познавательные (опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий)
- волевые (предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, самооценка деятельности и её коррекция, прогнозирование деятельности)
- социальные (развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничество, заинтересованность в результатах и взаимопроверка)
С целью повышения уровня сформированности познавательной мотивации у старших дошкольников, необходимо выявить эффективные условия ее формирования в процессе обучения и воспитания.
Педагогические условия определяются как совокупность объективных возможностей содержания обучения, методов, организационных форм и материальных возможностей его осуществления, обеспечивающая успешность достижения поставленной задачи
По мнению С. А. Козловой и Т. А. Куликовой «условия - это обстоятельства, от которых что-либо зависит»
Как считает, Л. Н. Порохова, одним из важных условий формирования познавательной мотивации, является индивидуальный подход к детям. Дети робкие, застенчивые не проявляют интереса не потому, что они ко всему безучастны, а потому, что у них не хватает уверенности. К ним нужно быть особенно внимательными: вовремя заметить проявление любознательности или избирательного интереса, поддержать их усилия, помочь в достижении успеха, создать доброжелательное отношение других детей.
Пристального внимания требуют дети, которые не проявляют познавательного интереса к окружающему. Обычно они сами не задают вопросов и теряются, когда их о чем-либо спрашивает воспитатель. Чаще всего такие дети не нарушают порядок, не мешают другим и поэтому выпадают из поля зрения педагога. Общение с такими детьми должно быть индивидуально-групповым, а не только обще-групповым. Нужно направлять их внимание на окружающую действительность, учить всматриваться в явления жизни, помогать видеть в предметах отдельные признаки, не торопить, а постепенно формировать интерес.
Обязательным условием возникновения познавательной мотивации Г. И. Щукина считает дидактически продуманные занятия и игры. Воспитатель осуществляет обучающее и развивающее воздействие путем привлечения внимания детей, словесных указаний, что можно сделать, увидеть и наглядно показать способ действий.
По мнению А. Ф. Островской, в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживаниями душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.
Чтобы развивать у детей познавательную мотивацию, содействовать их устойчивости, воспитатель должен уметь руководить деятельностью детей. На основании наблюдений, я вижу, что одни дети инициативны, другие - механически повторяют то, что делали на занятиях, третьи - подражают соседу. Поэтому и руководство деятельность детей не может быть одинаковым. У первых стараюсь разнообразить деятельность. У вторых - поощряю даже небольшие проявления. Третьих стараюсь привлечь к деятельности, давая различные поручения.
Постоянно общаясь с детьми, наблюдая за ними в течении дня, я имею возможность всесторонне изучать детские интересы. Они отражаются в играх, повседневных делах, занятиях разговорах со сверстниками и взрослыми.
В ДОУ оборудована детская библиотека для дошкольников. Здесь дети с помощью взрослого находят необходимые пособия, доступные для их понимания энциклопедии. Наши воспитанники смотрят учебные фильмы и мультфильмы, осваивают развивающие игры. Когда информационного поля ДОУ недостаточно, возможен выход за пределы учреждения: совместная поисковая деятельность взрослых и детей в библиотеках, музеях и других культурных центрах.
В старших группах имеется мини-лаборатория, где дети проводят опыты и эксперименты.
Условия развития позитивной мотивации
- обогащение, расширение замыслов игровых сюжетов;
- удовлетворение потребности дошкольника к познанию;
- удовлетворение потребностей дошкольника в общении со сверстниками и взрослыми;
- комплексное и поэтапное психологопедагогическое обследование;
- развитие у родителей, воспитателей (педагогов) эмоционального принятия ребенка;
- создание ситуаций успеха в рамках деятельности.
В формировании у дошкольника мотивов учения решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства. Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации (в книгах, журналах, осознание общественной значимости школьного учения, умение подчинять свое «хочу» слову «надо», желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка -- все это является мотивационной основой школьного учения и формируется, главным образом, в условиях семейного воспитания.
Родители могут:
- учить преодолевать страх;
- выдавать авансы успеха («у тебя получится»,
- давать высокую оценку даже частям деятельности.
- можно подключать личную исключительность («только ты сможешь это сделать»,
- усиливать мотивацию («это необходимо нам для…»).
- поддерживать интерес ребенка ко всему новому,
- отвечать на его вопросы,
- давать новые сведения о знакомых предметах,
- организовывать экскурсии в школу, знакомить с основными атрибутами школьной жизни,
- использовать загадки на школьные темы,
- играть в игры «Собери портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?»
Задача взрослого: показать ребенку, что очень много известного и интересного он узнает в школе.
Неполноценная мотивация в дошкольном возрасте к обучению влечет важные, разрушающие личность школьника последствия:
- отсутствие (потеря) интереса к учебе;
- школьная дезадаптация;
- угнетенность, страх из-за негативного отношения педагога;
- нежелание идти в школу;
- негативные межличностные отношения;
Важно помнить!
Мотивационная система начинается строится в дошкольном детстве Завершается строение мотивационной системы в младшем школьном и подростковом возрасте.