Приложение МААМ

Становление мотивационной сферы детей

татьяна алексеева
Становление мотивационной сферы детей
▼ Скачать + Заказать документы

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для дошкольного возраста.

Публикация «Становление мотивационной сферы детей» размещена в разделах

Познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Воспитатели и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности.

Мотивация (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Перечислим виды мотивации.

Внешняя мотивация (экстринсивная)мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная)мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.

мотивация

Один из основных путей развития познавательной активности ребенка - расширение и обогащение его опыта (в дошкольном возрасте - прежде всего опыта чувственного, эмоционального, практического, развитие интересов. В этом отношении очень эффективны экскурсии, поездки, разнообразные формы детского экспериментирования;

Для каждого ребенка степень выраженности и сочетание мотивов учения индивидуальны Трудность оценки мотивов учения у детей дошкольного возраста заключается в том, что в беседе, как правило, ребенок дает социально одобряемые ответы, т. е. отвечает так, как этого ждут от него взрослые. В формировании у дошкольника мотивов учения решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства.

Методы, способы и приемы стимулирования и мотивации детской деятельности:

- эмоциональные (поощрение, порицание, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха)

-познавательные (опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий)

- волевые (предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, самооценка деятельности и её коррекция, прогнозирование деятельности)

- социальные (развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничество, заинтересованность в результатах и взаимопроверка)

С целью повышения уровня сформированности познавательной мотивации у старших дошкольников, необходимо выявить эффективные условия ее формирования в процессе обучения и воспитания.

Педагогические условия определяются как совокупность объективных возможностей содержания обучения, методов, организационных форм и материальных возможностей его осуществления, обеспечивающая успешность достижения поставленной задачи

По мнению С. А. Козловой и Т. А. Куликовой «условия - это обстоятельства, от которых что-либо зависит»

Как считает, Л. Н. Порохова, одним из важных условий формирования познавательной мотивации, является индивидуальный подход к детям. Дети робкие, застенчивые не проявляют интереса не потому, что они ко всему безучастны, а потому, что у них не хватает уверенности. К ним нужно быть особенно внимательными: вовремя заметить проявление любознательности или избирательного интереса, поддержать их усилия, помочь в достижении успеха, создать доброжелательное отношение других детей.

Пристального внимания требуют дети, которые не проявляют познавательного интереса к окружающему. Обычно они сами не задают вопросов и теряются, когда их о чем-либо спрашивает воспитатель. Чаще всего такие дети не нарушают порядок, не мешают другим и поэтому выпадают из поля зрения педагога. Общение с такими детьми должно быть индивидуально-групповым, а не только обще-групповым. Нужно направлять их внимание на окружающую действительность, учить всматриваться в явления жизни, помогать видеть в предметах отдельные признаки, не торопить, а постепенно формировать интерес.

Обязательным условием возникновения познавательной мотивации Г. И. Щукина считает дидактически продуманные занятия и игры. Воспитатель осуществляет обучающее и развивающее воздействие путем привлечения внимания детей, словесных указаний, что можно сделать, увидеть и наглядно показать способ действий.

По мнению А. Ф. Островской, в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживаниями душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.

Чтобы развивать у детей познавательную мотивацию, содействовать их устойчивости, воспитатель должен уметь руководить деятельностью детей. На основании наблюдений, я вижу, что одни дети инициативны, другие - механически повторяют то, что делали на занятиях, третьи - подражают соседу. Поэтому и руководство деятельность детей не может быть одинаковым. У первых стараюсь разнообразить деятельность. У вторых - поощряю даже небольшие проявления. Третьих стараюсь привлечь к деятельности, давая различные поручения.

Постоянно общаясь с детьми, наблюдая за ними в течении дня, я имею возможность всесторонне изучать детские интересы. Они отражаются в играх, повседневных делах, занятиях разговорах со сверстниками и взрослыми.

В ДОУ оборудована детская библиотека для дошкольников. Здесь дети с помощью взрослого находят необходимые пособия, доступные для их понимания энциклопедии. Наши воспитанники смотрят учебные фильмы и мультфильмы, осваивают развивающие игры. Когда информационного поля ДОУ недостаточно, возможен выход за пределы учреждения: совместная поисковая деятельность взрослых и детей в библиотеках, музеях и других культурных центрах.

В старших группах имеется мини-лаборатория, где дети проводят опыты и эксперименты.

Условия развития позитивной мотивации

- обогащение, расширение замыслов игровых сюжетов;

- удовлетворение потребности дошкольника к познанию;

- удовлетворение потребностей дошкольника в общении со сверстниками и взрослыми;

- комплексное и поэтапное психологопедагогическое обследование;

- развитие у родителей, воспитателей (педагогов) эмоционального принятия ребенка;

- создание ситуаций успеха в рамках деятельности.

В формировании у дошкольника мотивов учения решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства. Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации (в книгах, журналах, осознание общественной значимости школьного учения, умение подчинять свое «хочу» слову «надо», желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка -- все это является мотивационной основой школьного учения и формируется, главным образом, в условиях семейного воспитания.

Родители могут:

- учить преодолевать страх;

- выдавать авансы успеха («у тебя получится»,

- давать высокую оценку даже частям деятельности.

- можно подключать личную исключительность («только ты сможешь это сделать»,

- усиливать мотивацию («это необходимо нам для…»).

- поддерживать интерес ребенка ко всему новому,

- отвечать на его вопросы,

- давать новые сведения о знакомых предметах,

- организовывать экскурсии в школу, знакомить с основными атрибутами школьной жизни,

- использовать загадки на школьные темы,

- играть в игры «Собери портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?»

Задача взрослого: показать ребенку, что очень много известного и интересного он узнает в школе.

Неполноценная мотивация в дошкольном возрасте к обучению влечет важные, разрушающие личность школьника последствия:

- отсутствие (потеря) интереса к учебе;

- школьная дезадаптация;

- угнетенность, страх из-за негативного отношения педагога;

- нежелание идти в школу;

- негативные межличностные отношения;

Важно помнить!

Мотивационная система начинается строится в дошкольном детстве Завершается строение мотивационной системы в младшем школьном и подростковом возрасте.

Публикации по теме:

Активное включение родителей в образовательный процесс ДОУ через формирование мотивационной направленности ведения ЗОЖ Совершенствование физического воспитания и здоровья детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования.

Формирование мотивационной готовности в игровой деятельности дошкольников к школе (Введение) Формирование мотивации учения в дошкольном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современности. Ее актуальность.

Формы вовлечения родителей, социальных партнёров в формирование мотивационной сферы обучающихся Слайд 1 Формы вовлечения родителей, социальных партнёров в формирование мотивационной сферы обучающихся. Слайд 2 Для ребёнка духовным центром,.

Гендерное воспитание и его влияние на становление личности детей старшего дошкольного возраста. В России полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели.

Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста В современном мире значение проблемы эмоций достаточно велико. Эмоции влияют на все сферы жизни человека. Сегодня же эта проблема как никогда.

Развитие эмоциональной сферы в речевой области самых маленьких детей В начале Ноября в нашей группе проводилось родительское собрание по теме: " Эмоциональное развитие в речевой области". и эта тема оказала.

Становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников Задача формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании.

Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность. Дошкольное детство – золотая пора в жизни человека, полная различных.

Тестовый материал для определения уровеня развития мотивационной и эмоционально-волевой готовности ребёнка к обучению. 1. «Что я думаю о школе» (по А. Колеченко) ЦЕЛЬ: Выявить уровень развития мотивационной и эмоционально-волевой готовности. Педагог предлагает.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Становление мотивационной сферы детей
Опубликовано: 2 апреля 2019 в 09:05
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Становление мотивационной сферы детей» (включая файлы) размещена пользователем татьяна алексеева (УИ 1066557) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД