Ольга Малафеева
Консультация для родителей «Формирование норм культурного поведения ребенка во время еды в старшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители, часто ли вы задаетесь вопросом, нужны ли дошкольникам знания культурного поведения и соответствующие навыки? Конечно – да! Кто и как их должен прививать, развивать, формировать и т. д.?
В детском саду уделяется пристальное внимание социально-коммуникативному развитию детей. Главным аспектом социально-коммуникативного воспитания ребенка является воспитание этикета современного ребенка, в частности, умение вести себя за столом. Ведь это один из показателей, характеризующих культурного человека. От этого зависит, уверенно ли он чувствует себя в обществе, как воспринимают его окружающие. И мы взрослые должны научить ребенка вести себя так, чтобы ему было комфортно в любой ситуации, а нам не было стыдно и неловко за его поведение.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование норм культурного поведения ребенка во время еды в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Консультации для родителей
- Культура поведения для детей
- Правильное питание ребенка. Консультации
- Старшая группа
- Столовой этикет. Правила поведения за столом для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
В детский сад ребенок приходит из семьи, и, следовательно, на формирование культурного поведения ребенка влияют не только общепринятые нормы и правила, но и традиции, сложившиеся в семье.
Обращали ли вы внимание на то, как ест ваш ребенок? Знает ли он, для чего нужны те или иные столовые приборы, умеет ли ими пользоваться?
В детском саду обучение детей правилам поведения за столом происходит как на специальных занятиях, так и ежедневно во время приема пищи. Дети знакомятся с разными видами посуды (кухонной, столовой, чайной) и столовых приборов, усваивают правила пользования ими. Чтобы полученные умения стали привычкой, потребностью ребенка, необходимо подкреплять их положительным примером родителей. Чистота, порядок, красивая сервировка, неспешная совместная трапеза, сопровождаемая приятной, спокойной беседой, должны стать ежедневной семейной нормой.
Устойчивый навык не может быть сформирован без практического закрепления. Ребенок никогда не научится уверенно пользоваться ножом и вилкой, если вы будете предлагать ему есть только ложкой, не будет знать, что делать с салфеткой, если дома не принято ею пользоваться. Своим примером, тактичными напоминаниями, созданием соответствующих условий вы должны терпеливо вырабатывать у ребенка навыки поведения за столом.
Совет психолога.
Всем известно пожелание «Приятного аппетита!» Красивая сервировка, вкусные и красиво оформленные блюда, спокойная обстановка - все это создает психологический комфорт во время еды и имеет большое значение не только для хорошего аппетита, но и для формирования навыков культурного поведения за столом.
Ребенок учится обращаться со столовыми приборами, старается вести себя хорошо, чтобы заслужить одобрение взрослых, но у него не сразу все получается. Не торопите его, не превращайте прием пищи в военные действия по воспитанию. Ваше раздражение не только испортит ему аппетит, но и затруднит усвоение правил этикета. Только терпение, такт, внимание и деликатная помощь помогут справиться с трудностями, создадут доброжелательную атмосферу во время еды.
Уважаемые родители, попробуйте закончить фразу из правил поведения за столом, а потом предложите детям.
• есть и пить надо. (беззвучно и аккуратно), не оставляя на скатерти следов пищи;
• не склоняться низко. (над тарелкой), лишь слегка наклонить. (голову);
• на столе лежат только кисти рук, локти на стол. . (не ставим)
• обе руки либо свободны, либо. (заняты): нож в правой руке - вилка. (в левой);
• если вилка или ложка в правой руке, то левая. (придерживает тарелку);
• за столом нельзя говорить. (громко или с полным ртом)
• если во рту пища, воду. (не пьют);
• если ложка или вилка упала на пол, не спешим ее поднимать, попросим другую, но при выходе из-за стола. (поднимем ее)
• упавшую на пол полотняную салфетку. (поднимаем сами) и не меняем на другую;
• бумажные салфетки меняем. (по мере надобности и при новом блюде);
• не спешим в еде, но и не сидим. (долго) за одним блюдом;
• всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами…
(«Спасибо, очень вкусно!» или «Спасибо, такая вкусная солянка»).
Мы часто говорим детям: «Когда я ем, я глух и нем» всегда ли это правильно? Представьте себе дружескую встречу. Приятные друг другу люди молча сидят за столом и сосредоточенно пережевывают пищу.
Уважаемые родители, неужели вы ведете себя именно так, встречаясь с друзьями? Приятная беседа не только не помешает ребенку все съесть, но и поможет чувствовать себя взрослее, увереннее. Дети могут поддерживать разговор, но они должны усвоить, некоторые правила ведения застольной беседы:
• нельзя разговаривать, если во рту еда;
• надо уметь слушать, не перебивая других.
Обсудите проблемные ситуации поведения взрослых и детей во время еды.
Ситуация I.
Оле три года. Она размазала салат по столу. «Вытри стол, Оля!» - сказала мама. Девочка насупилась и не двинулась с места. «Вытирай сейчас же! Сама напачкала, сама за собой и убирай!»
Мать ждала, но Оля сидела надувшись. Через некоторое время мать молча вытерла стол.
- Какой, по вашему мнению, должна быть реакция матери на поведение Оли? (Примерный ответ. Своим требовательным тоном мать, по существу, спровоцировала такое поведение ребенка. Затем, уступив, сделала то, что девочка могла бы сделать сама. Возможно, вопрос «Что же нам теперь делать?», обращенный к ребенку, вызвал бы у него желание исправить ситуацию. Если бы девочка этого не сделала, мать могла бы проявить твердость: дать дочери тряпку и, направляя ее руку, вытереть стол. Если бы ребенок начал сопротивляться, можно было попросить его выйти из-за стола.)
Ситуация 2.
Сергей, придя с улицы, сел за стол.
«Что за манера являться к обеду в таком виде? - строго спросила мать шестилетнего сына. - Какой же ты поросенок! Руки грязные, а рубашка? Посмотри на свои волосы! Ты их когда-нибудь причесываешь?» Глаза Сергея наполнились слезами. Он сидел с таким выражением лица, словно спрашивал: «К чему ты еще придерешься?»
• Как вы можете объяснить поведение ребенка и матери?
(Примерный ответ. Мальчик не соблюдает порядок, видимо потому, что не приучен к этому, а мать своими упреками только вызывает у него чувство обиды. В этой ситуации она могла бы просто сказать: «Вымой руки, причешись, заправь рубашку.». Когда сын приведет себя в порядок, его можно похвалить: «Как приятно, что ты умеешь о себе позаботиться».)
Памятка для родителей
Ребенка следует:
• кормить в строго установленное время;
• не торопить во время еды, дать возможность тщательно пе-режевывать пищу;
• не кормить насильно;
• не отвлекать во время еды чтением или игрой;
• не поощрять за съеденное; не угрожать и не наказывать за несъеденное.
Надо поощрять:
• желание ребенка есть самостоятельно;
• стремление участвовать в сервировке и уборке со стола.
Надо приучать:
• перед едой тщательно мыть руки;
• есть только за столом;
• правильно пользоваться приборами (ложкой, вилкой, ножом);
• есть аккуратно, с закрытым ртом;
• после еды благодарить;
• убирать за собой посуду и приборы или помогать взрослым.
Для усвоения и выполнения правил поведения за столом ребенку требуется не только время, но и единство требований со стороны воспитателей детского сада и семьи.