МААМ-картинки

Формирование начальных элементов грамматики в старшем дошкольном возрасте с использованием ИКТ

Наталия Климова
Формирование начальных элементов грамматики в старшем дошкольном возрасте с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование начальных элементов грамматики в старшем дошкольном возрасте с использованием ИКТ

Пояснительная записка

Программа «Формирование начальных элементов грамоты и грамматики в старшем дошкольном возрасте с использованием информационно-компьютерных технологий», далее именуемая Программа, является дополнительной образовательной программой по развитию речи. На этапе дошкольного образования дети усваивают основные навыки правильной речи, что является профилактикой возможных нарушений письменной речи в начальной школе.

Публикация «Формирование начальных элементов грамматики в старшем дошкольном возрасте с использованием ИКТ» размещена в разделах

Современные компьютерные информационные технологии позволяют объединить в образовательном пространстве текст, звук, изображение, анимацию. Моделирование различных ситуаций и сюжетов активизирует познавательную деятельность детей и усиливает усвоение материала. Использование компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным, современным, расширяет возможности предъявления информации.

Компьютерные речевые игры способствуют пополнению словарного запаса, так как имеют тематическую направленность. Тренируют речеслуховое память и внимание, так как насыщены картинным и звуковым материалом. Игры, формирующие словоизменительные и словообразовательные навыки способствуют легкому усвоению грамматических норм языка. Большое количество заданий формируют у детей начальные понятия о звуке, слоге, способствуют усвоению правильного звукопроизношения. Составляя рассказы по представленному картинному материалу, ребенок учится описывать предмет (события, затем рассказывать и рассуждать. Так постепенно формируется связная речь

Цель Программы:

Формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических категорий в речи детей 5-7 лет с использованием современных мультимедийных технологий.

Задачи Программы:

1. Развитие навыков звукового анализа.

2. Устранение дефектов слоговой структуры и развитие фонематического слуха.

3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса.

4. Формирование грамматического строя речи.

5. Развитие связной речи.

6. Развитие коммуникативности, успешности в общении.

Целевые ориентиры:

В результате освоения Программы ребенок должен хорошо овладеть устной речью, а именно: использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний; пересказывать небольшие рассказы, составлять рассказы о предмете по плану и образцу, по сюжетной картинке и по серии сюжетных картинок.

Ребенок должен согласовывать слова в предложении (в роде, в числе и падеже, образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками и прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Употреблять в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов. В конце обучения ребенок не только овладеет алфавитом, но и освоит послоговое чтение.

Ребенок должен научиться различать понятия «звук», «слог», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Должен находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

Таким образом, настоящая дополнительная образовательная Программа позволяет сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период и создать предпосылки для дальнейшего успешного обучения детей в общеобразовательной школе.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Занятия с детьми могут проходить в групповой и индивидуальной форме.

Содержание изучаемого курса

Содержание Программы определено с учетом дидактических принципов имеющие особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Данная Программа предполагает занятия, направленные на развитие всех сторон речи дошкольника.

На занятиях активно используется сенсорное игровое оборудование Используется как стандартное программное обеспечение,, так и авторские электронные презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные развивающие и обучающие игры (серия развивающих игр интерактивного портала «МЕРСИБО») и т. д.

1. Развитие фонетико-фонологических умений.

1.1. Овладение фонетико-фонологическими категориями.

1.1.1. Формирование фонематического слуха (слухового внимания) – умения различать на слух звуки родного языка.

1.1.2. Обучение правильным артикуляторным навыкам произнесения звуков родного языка (с использованием объяснения положения органов артикуляции во время произнесения звука, артикуляторной гимнастики).

1.1.3. Овладение навыками звукового анализа и синтеза:

овладение звуковыми характеристиками (согласный / гласный, твердый / мягкий, глухой / звонкий);

определение местоположения звука в слове.

Овладение навыками слогового анализа и синтеза:

определение количества и последовательности слогов;

определение ударности слога.

Используются обучающие игры «Бедный дракончик», «5 китайских братьев», «Паровозики», «Правильный банан», «Конструктор игр».

2. Развитие лексико-грамматических умений.

2.1. Формирование лексикона.

2.1.1. Формирование предметного, глагольного и словаря признаков.

2.1.2. Обучение установлению родовидовых, антонимических, родственных отношений.

2.1.3. Обучение дифференциации понятий «слово», «предложение», «рассказ».

2.2. Овладение грамматическими категориями.

2.2.1. Формирование словоизменительных навыков:

овладение категорией единственного и множественного числа существительных (с использованием продуктивных, затем непродуктивных моделей);

овладение падежной категорией существительных

(в последовательности – именительный, винительный, родительный, дательный, творительный, предложный);

овладение предложно-падежными конструкциями (предлоги вводятся в последовательности: на, под, в, за, к, от, по, из, с (со, над, из-под, из-за, между, через);

обучение согласованию существительных с количественными, собирательными и порядковыми числительными;

обучение понятию рода прилагательных и согласованию существительных с прилагательными в роде, числе и падеже;

обучение употреблению глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе;

обучение употреблению глаголов в 1-м, 2-м, 3-м лице настоящего времени в единственном и множественном числе;

обучение употреблению глаголов прошедшего времени в единственном и множественном числе, согласованию существительных с глаголами прошедшего времени;

обучение употреблению глаголов будущего времени

в единственном и множественном числе;

обучение согласованию существительных с притяжательными местоимениями.

2.2.2. Формирование словообразовательных навыков:

обучение образованию существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;

обучение образованию существительных при помощи увеличительных суффиксов;

обучение образованию качественных прилагательных с использованием графических символов;

обучение образованию относительных прилагательных с использованием предметных картинок;

обучение образованию притяжательных прилагательных с использованием предметных картинок;

обучение образованию сравнительной и превосходной степени прилагательных;

обучение образованию наречий от прилагательных;

обучение образованию прилагательных от наречий;

обучение образованию приставочных глаголов настоящего времени;

обучение образованию сложных слов.

2.2.3. Формирование синтаксических навыков:

обучение элементам синтаксического анализа предложения с использованием графических символов;

обучение построению сложносочиненных предложений с причинно-следственной, временной связью;

обучение пониманию логико-грамматических конструкций.

Используются обучающие игры «Потерянный хвост», «Кто за кем?», «Дискотека», «Наши превращения», «Сорока - белобока», «Поезд - неделька», «Удар - гол».

3. Развитие связной речи.

3.1. Обучение пониманию текстов повествовательного и описательного характера.

3.2. Обучение самостоятельному продуцированию / репродуцированию текстов повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ / пересказ).

3.3. Формирование монологического высказывания.

3.4. Формирование умения вести диалог с собеседником.

Публикации по теме:

Книга для ребёнка в старшем дошкольном возрасте В старшем дошкольном возрасте возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического восприятия и.

«Знакомство с воздухом». Экспериментирование в старшем дошкольном возрасте «Знакомство с воздухом». Экспериментирование в старшем дошкольном возрасте. Цель: помочь детям «увидеть» воздух, доказать, что он есть повсюду,.

Формирование предпосылок универсальных учебных действий в старшем дошкольном возрасте Формирование предпосылок универсальных учебных действий в старшем дошкольном возрасте Синибор А. А., старший воспитатель Слайд 2. Сегодня.

Формирование сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте Формирование сюжетно- ролевой игры. Выполнила воспитатель МАДОУ «ЦРР- Детский сад №210» г. Перми Брылунова Марина Николаевна Задача воспитателя.

Картотека музыкальных игр в старшем дошкольном возрасте Ступеньки. Цель: развивать звуковысотный слух детей. Игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик, детские.

Конспект природоведческого занятия в старшем дошкольном возрасте Природоведческая экскурсия с детьми старшей группы Тема: «Весенний лес» Цель: - Формировать представление о состоянии природы весной;.

Консультация для родителей «Формирование норм культурного поведения ребенка во время еды в старшем дошкольном возрасте» Уважаемые родители, часто ли вы задаетесь вопросом, нужны ли дошкольникам знания культурного поведения и соответствующие навыки? Конечно.

Развитие математических способностей с использованием игровых технологий Лего конструктора в старшем дошкольном возрасте АКТУАЛЬНОСТЬ Развитие математических способностей в дошкольном возрасте закладывает фундамент обучения математике в школе, способствует.

Развитие речи в старшем дошкольном возрасте Речь представляет собой сложную систему, которая включает в себя внутреннюю речь и внешнюю речь. В свою очередь внешняя речь подразделяется.

Сообщение для родителей «Формирование основ культурно-гигиенической культуры в старшем дошкольном возрасте» Несмотря на то, что наиболее благоприятным периодом для формирования культурно-гигиенических навыков является раннее детство, дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование начальных элементов грамматики в старшем дошкольном возрасте с использованием ИКТ
Опубликовано: 4 марта 2019 в 22:59
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование начальных элементов грамматики в старшем дошкольном возрасте с использованием ИКТ» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Климова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД