Татьяна Синица
Формирование графомоторных навыков у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Синица Т. П.
Учитель-логопед: Исаченко Л. И.
В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии сферы двигательной активности, особенно явно это проявляется у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Графомоторные навыки данной категории детей отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. У детей наблюдается неправильная передача пространственного положения предмета, слабое развитие навыков соизмерения, соотнесения и расчета размеров; построение линий прерывистыми, неровными движениями. Для овладения в дальнейшем письмом, как графомоторным навыком, этим детям кроме сформированности временных и оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, необходим достаточный уровень развития двигательной сферы.
Темочки:
- Графомоторика. Развитие графических навыков
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- ОНР, нарушение речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Графомоторные навыки – совокупность графических умений и моторной готовности.
Причины недоразвития графомоторных навыков :
-несформированность зрительного или зрительно-пространственного восприятия;
-несформированность зрительно-моторной координации;
-недоразвитие мелкой моторики руки (не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев);
-недоразвитие функций зрительного или двигательного контроля;
-недоразвитие механизмов программирования сложнокоординированных действий;
-низкая выносливость детей к статическим нагрузкам.
овладение графомоторными навыками представляет собой достаточно сложный процесс, который предполагает сформированность целого ряда предпосылок:
-зрительно-пространственных операций;
-зрительно-моторной координации;
-мелкой моторики.
Несформированность данного навыка может оказать негативное влияние в дальнейшем на усвоение ребенком в школе орфографических навыков и самостоятельной письменно - речевой деятельности в целом. Поэтому в нашей группе проводится систематическая и целенаправленная работа по формированию графомоторных навыков у детей.
Развитие мелкой моторики осуществляется с помощью «пальчиковых» игр, пальчиковой гимнастики, упражнений «для пальчиков», сопровождаемых речитативом; Предметная деятельность (застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование, игры с прищепками, мозаикой и т. д.)
.
Чтоб ребенок правильно держал карандаш, необходимо научить правильному захвату.
Сначала нужно развить дифференцированные движения пальцев рук; умение складывать большой и указательный палец в щепотку и захватывать различные предметы (перекладывать палочки в коробки, расстегивать и застегивать пуговицы, шнуровать, нанизывать бусы, сортировать крупу, а так же игры с юлой.)


Сначала ребенок учится проводить различные линии в разных направлениях. Затем учимся ставить точки. Тренировать точечные движения очень важно детям с ОНР. Сначала указательный палец взрослого ставиться на ладошку ребенка и совершает пальцем легкие вращательные движения по часовой стрелке, не отрывая палец от ладони. После этого ребенок проделывает это упражнение самостоятельно.

В нашей группе используем пособие “Волшебные обводилки”,которое помогает улучшить координацию движений, развивать внимание, воображение, пространственные представления, аккуратность ребенка.
А так же используем линейки – трафареты. Начинаем работать с начало с геометрическими фигурами: обводим и раскрашиваем (заштриховываем,а потом из геометрических фигур составляем картину и заштриховываем в разных направлениях.
Процесс овладения графомоторными навыками является довольно трудоемким для ребенка, а для детей с ОНР он вдвойне сложен. Если не проводить коррекционную работу в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в ошибки на письме, что в свою очередь приведет к снижению успеваемости. Коррекционно-развивающая работа в области формирования и развития графомоторных навыков может вестись различными способами. Главное, чтобы она стала важнейшей задачей дошкольного воспитания детей с ОНР.