Елена Елисеева
Формирование диалогической речи детей с ОНР III уровня
▼ Скачать + Заказать документы
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Елисеева Елена Владимировна,
воспитатель МБДОУ д/с
комбинированного вида «Теремок»
Аннотация. В этой статье рассматриваются особенности диалогической речи детей с общим недоразвитием речи III уровня. Выявлены условия его формирования.
Ключевые слова: диалогическая речь, общее недоразвитие речи III уровня.
Публикация «Формирование диалогической речи детей с ОНР III уровня» размещена в разделах
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Все аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы. Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п.).
Общее недоразвитие речи – это общий диагноз, включающий в себя группу разных по степени сложности речевых расстройств, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы – как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической стороны речи [4].
В целях выявления особенностей диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня проводилось исследование на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида «Теремок» г. Трубчевск. В нем приняли участие: 4 воспитателя и 1 учитель-логопед, 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. В ходе исследования было проведено тестирование детей по специально подобранным методикам: «Индивидуальная беседа» М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной [1] и исследование диалогической речи с опорой на серию сюжетных картинок Р. И. Лалаевой [2]. Результаты проведенного исследования позволили нам констатировать, что исследование по методике «Индивидуальная беседа» показало, что в данной группе нет детей с высоким уровнем развития диалогической речи. У 50 % детей преобладает средним уровень развития диалогической речи и у 50% - низкий уровень. Исследование диалогической речи с опорой на серию сюжетных картинок показало следующий результат: у 20% обследованных детей - средний уровень, у 50% –уровень развития диалогической речи ниже среднего, а у 20% - низкий уровень.
Итак, для формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня необходимо создать речевую среду в ДОУ и в семье ребенка, которая обеспечит постоянное употребление речевых средств общения и развития новых умений разговорной речи, для формирования диалогической речи у детей с ОНР необходимо вести целенаправленную коррекционно-педагогическую работу, которая заключается в комплексном подходе и имеет четкую коммуникативную направленность, обучение диалогической речи проводить в двух формах : в свободном речевом общении и на специальных занятиях. Таким образом, результаты констатирующего этапа исследования показали, что дошкольники с ОНР III уровня недостаточно владеют диалогической речью. Результаты анкетирования показали, что у педагогов достаточно необходимого материала, который позволяет полноценно развивать диалогическую речь детей. Воспитатели и учитель-логопед имеют достаточное наличие художественной и методической литературы по формированию диалогической речи детей : кассеты, диски, иллюстрации, серии картин, картотеки дидактических и сюжетных игры, игры драматизации. Анализ результатов анкетирования, документации специалистов позволил нам констатировать о том, что при реализации коррекционно-развивающей работы у педагогов не возникают затруднений, связанные с ограниченностью выбора форм и методов коррекционного воздействия для формирования диалогической речи детей с ОНР III уровня.
Список литературы:
1. Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2008. – 152с.
2. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М., 2004 г.
3. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М. : Академия, 2009. – 296с.
4. Флерина, Е. А. Разговорная речь в детском саду // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М. : Академия, 2009. – 210с.