Наталья Коровяковская
Консультация для родителей. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста через художественную литературу».
▼ Скачать + Заказать документы
"Воспитание дружеских взаимоотношений и культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу".
Воспитатель : Коровяковская Наталья Николаевна
Публикация «Консультация для родителей, „Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста через художественную литературу“,» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Культура поведения для детей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.
Джон Локк.
Дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладывается основа моральных качеств личности.
В настоящее время у детей дошкольного возраста наблюдаются проблемы в соблюдении моральных норм и правил поведения, в умении решать спорные вопросы и улаживать конфликты, в культуре общения детей с товарищами и взрослыми. Дети недостаточно понимают и могут пояснить такие понятия нравственности, как "дружба", "добро", "зло", сравнивая их просто с действиями или оценкой "хорошо", "плохо".
Проблема воспитания культуры поведения у дошкольников актуальна, так как культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми. Прививая ребенку навыки культурного поведения, мы вносим вклад в развитие общества.
Исследования В. И. Логиновой, М. А. Саморуковой, Л. Ф. Островской, С. В. Петереной, Л. М. Горович показывают что одним из наиболее эффективных средств воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста является художественная литература. Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение. Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой и образной формной, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях, сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы. Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения надо обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед с целью формирования гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих предоставлений в жизнь и деятельность детей. Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. В. Г. Велинский предъявлял 2 основных требования к детской литературе : этическое и эстетическое. Он говорил, что художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. Представления полученные детьми из художественных произведений переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоциональное отношение к поступкам героев, а затем и окружающих людей своим собственным поступкам.
В результате исследования проблемы воспитания дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста были сделаны следующие выводы: старший дошкольный возраст - благоприятный период для формирования у детей навыков культурного поведения. Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения.
Родителями недостаточно используется художественная литература для воспитания культуры поведения. В связи с этим можно рекомендовать следующие произведения для чтения детям:
Русские народные сказки.
"Заяц - хвастун", "Лиса и кувшин", обр. О. Капицы;
"Крылатый, мохнатый, да масляный", обр. И. Карнауховой;
"Царевна - лягушка", "Сивка - Бурка", обр. М. Булатова;
"Финист - Ясный сокол", обр. А. Платонова;
"Хаврошечка", обр. А. Н. Толстого;
"Никита Кожемяка", (из сборника сказок А. И. Афанасьева).
Проза.
В. Дмитриева. "Малыш и Жучка" (главы);
Л. Толстой. "Лев и собачка", "Косточка", "Прыжок";
С. Черный. "Кот на велосипеде";
Б. Алмазов. "Горбушка";
М. Борисова. "Не обижать Жаконю";
В. Драгунский. "Друг детства";
С. Георгиев. "Я спас Деда Мороза";
А. Гайдар. "Чук и Гек" (главы);
Н. Носов. "Живая шляпа";
К. Паустовский. "Кот - ворюга";
В. Катаев. "Цветик - семицветик";
Н. Телешов. "Крупеничка".