Татьяна Ельмекеева
Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Взаимодействие педагога и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для неё задачами социально- экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирование культуры поведения.
Публикация «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста, Взаимодействие педагога и родителей» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Культура поведения для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Темочки
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Цель работы: создать условия для взаимодействия с родителями в вопросах воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу, посвященную данной тематике.
2. Формировать у детей положительное отношение к правилам поведения, желание их соблюдать.
3. Повысить заинтересованность родителей в нравственном воспитании детей.
4. Повысить компетентность родителей в вопросах культуры поведения.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ведем по четырем направлениям:
1. Информационно – аналитическое направление;
2. Познавательное направление;
3. Наглядно – информационное направление;
4. Досуговое направление.
Нами были разработаны мероприятия по взаимодействию с семьями воспитанников, которые предусматривают следующие формы:
- родительские собрания;
- консультации;
- круглый стол;
- создание мини-библиотечек;
- мастер-классы;
Родительское собрание – одна из основных форм взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В подготовительной группе мы провели родительское собрание в форме посиделок, назвав его «Мама, папа,я - лучшие друзья».Родители и дети с интересом играли в игры, участвовали в инсцеировках, пели песни, отвечали на вопросы по правилам поведения. В зале была оформлена выставка художественных произведений по нравственному воспитанию.
В течение учебного года родителям были предложены несколько консультаций по воспитанию культуры поведения. Одна из них по гендерному воспитанию дошкольников : «Из чего сделаны девочки?» и «Из чего сделаны мальчики?». В уголке для родителей была оформлена папка–передвижка с рекомендациями по воспитанию девочек и мальчиков.
Ещё одна консультация - «Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста». Когда говорят о культуре поведения детей дошкольного возраста, имеют в виду целую сумму умений и навыков. Они позволяют поддерживать общий порядок в режиме дня, в укладе жизни семьи, дома, в установлении правильных взаимоотношений ребёнка с взрослыми и сверстниками. В старшем дошкольном возрасте при знакомстве детей с новыми правилами поведения взрослые показывают, как их надо выполнять. Очень важно организовывать повседневные упражнения в усвоении навыков культурного поведения.
Современные родители очень мало времени уделяют общению со своим ребенком. Чтобы исправить эту ситуацию, мы решили создать в группе мини – библиотечку для домашнего чтения, где любой родитель мог выбрать понравившуюся ребёнку книгу, взять её домой и прочитать дома в кругу семьи, вместе обсудить прочитанное и в итоге больше времени проводить с собственным ребенком.
В нашем детском саду постоянно проводятся «Семейные гостиные» с проведением мастер-класса для родителей. Они способствуют налаживанию доверительных отношений между детским садом и семьей, а также открывают возможности для родителей участвовать в образовательном процессе. Так мы провели «Семейные гостиные» на тему: «Роль народной куклы в воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста», «При солнышке тепло – при матери добро».
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, активизировать родителей используем, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Это интересно», «Поиграем», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Педагог Я. А. Каменский одним из первых увидел в игре средство нравственного воспитания. Мы провели день открытых дверей, назвали его «Посмотрите, как мы играем». Цель этого мероприятия: показать родителям, как их ребёнок общается со сверстниками в детском саду. Взрослые увидели, как в сюжетно – ролевой игре их ребёнок умеет договариваться с партнёром по игре, как, выполняя роли, он учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе, использует в игре природный материал, игрушки – заменители; учится справедливо разрешать конфликты. А, закончив игру, умеет самостоятельно убирать игрушки.
Самым интересным и полезным оказалось досуговое направление. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям : увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Мы проводили акцию «Подари книгу детям». У многих дома есть книги, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.
Также проводился в группе праздник «В стране Доброты», где родители узнали, насколько их дети воспитаны, вежливы, заботливы. Сами взрослые с интересом участвовали в конкурсе «Что такое этикет?».
В нашем детском саду постоянно проводятся выставки совместных работ детей и родителей – это поделки из природного и бросового материала, из овощей и фруктов. Также родителей привлекаем к оформлению участков, что играет немаловажную роль в нравственном воспитании наших детей.
Родители помогали организовать экскурсию, посвященную к 9 Мая, а также вместе побывали на выставке экзотических животных, часто бываем в парке нашего поселка. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.
Доверительные отношения с родителями устанавливались постепенно. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, оформление участка, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между нами и родителями.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Результатом нашей работы, проводимой с семьей, является убежденность родителей в необходимости нравственного воспитания детей с первых лет жизни, в возможности предупредить и преодолеть отрицательные проявления в их поведении, вырастить из них достойных граждан нашей страны.
Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми.
А. С. Макаренко