Тамара Усачева
Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами Земли. Экологические проблемы и катастрофы непосредственно связаны с образованностью населения - ее недостаточность или полное отсутствие и породили потребительское отношение к природе.
Публикация «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления- единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Бережное отношение к природе, умение увидеть и оценить ее красоту - должно быть нормой поведения людей любого возраста.
Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что природа, окружающая нас, заставляет задуматься над тем, что можно сделать, чтобы Земля стала еще краше и богаче. Формируя гуманное и эстетическое отношение к природе, надо исходить, прежде всего, из того, чтобы ребенок понял; человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе и есть забота о человеке, о его будущем.
Поведение маленького ребенка бывает подчас сложным и противоречивым: имея самые добрые намерения, дети иногда совершают отрицательные поступки. Познавая окружающий мир, могут сорвать ядовитые растения, попробовать их на вкус, сильно сжать какое - либо насекомое, животное. Поэтому работая по эколого- эстетической теме, я старалась дать детям знания о природе, воспитать любовь к ней, бережное отношение, а также научить ориентироваться в окружающей природное среде - в нашем общем Доме - и обеспечить свое безопасное проживание с разными животными и растениями, то есть давала детям элементарные навыки правильного
поведения в окружающей обстановке.
Работая над выбранное темой, использовала различные формы обучения : интегрированные занятия, циклы наблюдения, циклы наблюдения, целевые прогулки, игровые обучающие ситуации, опыты и проблемные ситуации, опыты и проблемные ситуации, создала в группе и на участке достаточно богатую эколого- эстетическую среду.
Разрабатывая нужный материал и внедряя его в работу с детьми, всегда помнила, что М. Монтессори: «Развивай волю, а не подавляй ее, дай возможность ребенку приобрести опыт достижения цели. Воля развивается не запрещениями, разрешениями. Воспитать знающего, счастливого человека - это прежде всего воспитать независимого, свободного человека.»
Заботливое, доброжелательное отношение к каждому ребенку, позволило не только пройти с детьми весь программный материал, но и раскрыть индивидуальные способности. Зелень комнатных растений, аквариумы, веселый щебет птиц, таинственный многообразный мир игрушек - все это создает в группе нужную обстановку для развития обучающей и интеллектуальной деятельности.
Дежурство в природном уголке, пополнение его растениями, живыми обитателями- направлено на формирование осознанно-правильного отношения к природе, выработку первоначальных практических навыков по уходу за растениями и животными, развитию гуманных чувств.
Начиная со средней группы, все было направлено на развитие информационной культуры, проводились дидактические упражнения, направленные на развитие логического мышления, воображения, памяти. В старших группах, проводила с детьми и тренинги, логико-дидактические тренинги, направленные на понятие «информация», включающие в себя отношения между природой и человеком, между живой и неживой природой, связь всего живого на Земле. В любой деятельности детей обязательно присутствовало общение с природой. Так, занятие по математике проводилось в основном в процессе ознакомления с природой. Это способствовало лучшему пониманию математических понятий, отношений между ними. Информация на занятиях подавалась комплексно, в разных кодовых системах (словесной, предметной, цифровой, иллюстративной; задачи и упражнения логически связаны между собой).
Известно, что в усвоении понятий большую роль играют принципы обучения: систематичность, линейность, концентричность, поэтому занятия по всем видам деятельности по выбранной теме, я разработала для разных возрастных групп с учетом этих принципов. В старших группах рассказывала детям, как устроена Земля, знакомила с ее моделью, экосистемами: лес, луг, водоем. Использовала пособие «Экология в картинках», знакомила детей с проблемами загрязнения окружающей среды, а в связи с этим и ухудшением здоровья человека. Каждое занятие заканчивалось рисованием, лепкой, аппликацией объектов природы. Используя в работе различные методы и приемы, убедилась, что самым эффективным методом является наблюдение. Разрабатывала циклы наблюдений за птицами, за растениями, за явлениями природы. В течение всего года дети подкармливали птиц. Сейчас, наблюдая за детьми, отрадно видеть, как они сопереживают, сочувствуют животным, а самое главное - стараются оказать им помощь, но при этом не забывают об осторожности: не бросаются их гладить, не трогают руками. Они уже знают, что игры с животными могут привести к травмам, что животное хоть и слабее нас, могут постоять за себя.
Много говорили с детьми о Красной книге природы. Ставили с детьми небольшие спектакли по экологическому воспитанию - сказки из «лесной газеты» В. Бианки. Большим подспорьем в работе являлись видео кассеты: «Волшебный школьный автобус», «Тайны заветных трав», «Давайте думать вместе». Сказки из серии «Лесная азбука» В. Зотова.
В процессе трудовой деятельности дети получали знания о природе, растениях своего края (участок) и южных стран (уголок природы). Во время общения с детьми в любой деятельности старалась, чтобы дети не механически выполняли свою работу, а подходили к ней сознательно. Важно, чтобы они понимали: все, что они делают в природе, приносит пользу не только растениям и животным, но и им самим. Дети знают, как человек может остановить кровотечение, вылечить горло, простуду, и т. д. Для этого проводила занятие типа: «В гостях у доктора Айболита». Дети хорошо ориентируются в природе, знают правила поведения, общения с незнакомыми растениями и животными, Воспитывая эти навыки, проводила не только занятия, но и игры: «Ядовитое неядовитое», «Найди и назови», «Красная книга». Обязательно при проведении познавательных игр и занятий присутствовали элементы рисования, лепки, аппликации, конструирования. Учила детей бережно относится к своему здоровью. В игровой форме рассказывала, что солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья; учила прислушиваться к своему организму, вовремя реагировать на его сигналы.
Одновременно большая работа проводилась и среди родителей: беседы, консультации, дни «открытых дверей», тематические ширмы: «Народный календарь природы», «Защитим друзей леса», «Животные-санитары леса», «Ребенок и природа», «Осторожно-ядовитое растение», «Природа-помощник здоровью».
Таким образом, решая задачи по экологическому воспитанию, одновременно решала задачи по всем видам деятельности и по всем разделам воспитательной работы.