МААМ-картинки

Источники народной культуры как средство воспитания социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста

Евдокия Чаптыкова
Источники народной культуры как средство воспитания социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою родину, задача особенно актуальная сегодня не может быть особенно успешна решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ : «С молоком матери» ребёнок должен воспитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративно - прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство – этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта хакасского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм представляют перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

Публикация «Источники народной культуры как средство воспитания социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально и одна из функций воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Это и побудило провести нас провести целенаправленную работу по развитию творческих способностей у детей средствами декоративно - прикладного искусства хакасского народа.

Всё чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Этот взгляд на воспитание ребёнка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами декоративно – прикладного искусства хакасского народа в образовательных учреждениях как средство развития творческих способностей.

Ведь народное декоративно- прикладное искусство воспитывает чутко отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности.

В современной культуре народное искусство живёт в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры.

Ориентируясь на выше сказанное, можно отметить высокую степень значимости декоративно – прикладного искусства хакасского народа для развития патриотического воспитания детей. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений. Формирование основ личности будущего гражданина. Народное искусство в культуре занимает особое место, оно отражает самобытность народа, его поэтичность, мудрую простоту взглядов и чувств, воспевает лучшие черты народного характера : смелость, честность, оптимизм богатырскую силу.

Мы воспитатели, обращаемся к душе ребёнка. Воспитание его души – создание основы патриотических ценностей будущего взрослого человека.

Изделия декоративно- прикладного искусства. Которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа. Помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду и законам красоты. Однако необходимо отметить, что маленькому ребёнку невозможно дать глубокое представление о народном искусстве. Но некоторые образцы национальных промыслов детям можно показать.

Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется посредствам создания красивого интерьера детского сада, групповой комнаты, в оформлении которых включают произведение народного творчества. Немало важное значение отводится и непосредственно - образовательной деятельности по декоративной лепки, аппликации и рисованию. Знакомство с произведениями декоративно- прикладного искусства начинается с младшей группы.

В программе «Истоки» основу разделов изобразительное искусство и художественный труд составляет народное искусство. По - нашему мнению

процесс развития художественной культуры и формирования основ личности связан с воздействием народного искусства. Большое внимание в программе уделяется знакомству детей с подлинными образцами народного и декоративно - прикладного искусства русского народа. Детей приучают рассматривать точёные деревянные и глиняные игрушки, расписную керамическую посуду, лоскутные одеяла и др. Детям или ребёнку предоставляется широкая возможность открытия для себя удивительного мира художественных материалов, приобщение к созданию рисунков, объёмных изображений с помощью карандаша. Красок, глины и других материалов.

Важнейшей составляющей является ознакомление дошкольников с культурой хакасского народа, имеющей огромную воспитательную ценность в привитие детям с раннего возраста любви к родному краю, его истории, природе, формирующие лучшие качества и чувства ребёнка. Можно сделать вывод, что «декоративно-прикладное искусство хакасского народа» - это не разработанный раздел в системе художественного воспитания дошкольника. Поэтому проблема образования и воспитания дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства хакасского народа остаётся актуальной.

Мы воспитываем в детях эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, формируем устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Знакомим детей с предметами круглой, овальной и прямоугольной формы, учим замечать яркость световых образов в картинке, иллюстрациях, народной игрушке. Знакомим с приемами украшения различных силуэтов - платочки, варежки, чашки и. т. д. Воспитываем интерес к лепке, знакомим со свойствами глины и пластилина. Осуществляем взаимосвязь изобразительного искусства с устным фольклором: потешки, песенки, сказки,загадки.

При организации такой деятельности большая роль принадлежит воспитателю, его умению правильно подобрать интересное и доступное всем детям содержание узорного украшения. Уже в процессе подбора заготовок мы предусматриваем набор бумаги по форме, окраске, величине, имея в виду возможные варианты создания аппликации способом объединения готовых детских работ.

Планируя работу ознакомления с декоративно – прикладным искусством хакасского народа решаем следующие задачи:

* Познакомить с хакасским декоративно – прикладным искусством.

Проанализировать его особенности, материал изделий, специфику орнамента (по технике, элементам, цвету, композиции).

* Закреплять умение создавать геометризированные узоры в технике аппликации и рисунка.

* Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, национальным традициям и обычаям, мастерам народного творчества.

* Формирование дружеских чувств дошкольников к хакасскому народу, а также направлено на развитие положительных взаимоотношений, умение дружно работать в коллективе сверстников.

Мы считаем что, знакомство с декоративно –прикладным искусство хакасского народа будет выполнено при следующих условиях:

1. будет разработана система НОД по декоративно - прикладному искусству хакасского народа для детей дошкольного возраста;

2. будут созданы условия (наглядный материал, подбор литературы и. т. д, в которых развивается декоративно – прикладное искусство хакасского народы;

3. будет осуществляться взаимодействия с родителями по развитию патриотических способностей, по развитию патриотического воспитания средствами декоративно – прикладного искусства хакасского народа.

Ориентируясь на выше сказанное, можно отметить высокую степень значимости декоративно – прикладного искусства хакасского народа для развития патриотического воспитания детей и утверждаем её необходимость и целесообразность.

Многочисленные современные проблемы нашей жизни, связанные с бездуховной, безнравственной, невежественной, а, следовательно разрушительной деятельностью человека, непосредственно вытекает из проблем культуры. Поэтому воспитание и образование в целом ориентировано на создание более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане. Культура ценна для всего человечества, всем она дорога. Всё начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели, когда мать улыбается ребёнку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеского отношения к миру. А между тем культура человеческих отношений, общения людей между собой играют важную роль в жизни.

Любить свою малую Родину – значит знать её историю. Детский мир – это мир особенный. Дети живут своим детскими представлениями о добре и зле, о хорошем и плохом, у них свои детские представления красоты; у них даже своё измерение времени: в детстве день кажется годом, а год – вечностью. Мы ставим перед каждым ребёнком и перед собой приемлемую сверхзадачу, и вместе мы решаем её. Каждый наш день работы с детьми – это поиск. Мы не раскрываем детям истину, а учим её находить, потому что «самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам». С самого нашего детства ребёнок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду и. т. д) и приобретает опыт общественного поведения. В силу того, что дети годами посещают детский сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно и это способствует выработке привычек. Социально- нравственное поведение ребёнка зависит от условий, в которых он живёт. От характера деятельности и широты круга общения с окружающими.

Мы считаем, что декоративно – прикладное искусство способствует тому, что:

1. формируется понятие об уникальности каждого человека о том, что люди имеют свои характерные традиции;

2. развивается осознанное восприятии своих чувств, желаний взглядов, передавать настроении и впечатление от окружающего мира (своей малой родины) в рисунках, аппликациях, в движениях и песнях.

3. поддерживается положительная эмоциональное состояние ребёнка к установлению доброжелательных отношений между детьми, что стимулирует самостоятельную творческую деятельность детей;

4. развивает стремление сделать подделки своими руками для всех членов семьи;

5. даёт умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях;

6. закладываются нормы общения в коллективе, необходимость считаться с мнением других.

Воспитание социально – нравственного поведения детей дошкольного возраста через источники народной культуры, положенное в основу различных видов художественно – творческой деятельности. Нашло более широкое применение в воспитательно - образовательной работе с детьми. Различные виды народного искусства, имея общим источником жизнь, быт, традиции народа, более, чем другие виды искусства. Отвечают идее интегративного, взаимосвязанного их использования, что само по себе отвечает природе ребёнка, которое требует цельности, законченности во всём.

Одним из важных шагов в воспитании детей дошкольного возраста является патриотическое воспитание посредством декоративно – прикладного искусства хакасского народа. Следовательно, при воспитании и развитии детей, формируем в детях любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту.

Публикации по теме:

Физическая культура как средство духовно-нравственного воспитания детей В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением.

Игра как средство нравственного воспитания и формирования культуры общения. Игра как средство нравственного воспитания и формирования культуры общения. Значение игровой деятельности для формирования культуры общения.

Игра как средство воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возрастаИгра как средство воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста Цель: на основе теоретического изучения проблемы разработать систему воспитания культуры поведения детей младшего дошкольного возраста посредством.

Консультация для родителей. «Особенности нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» Младший дошкольный возраст очень важный период в социально нравственном развитии детей. В этом возрасте у детей активно формируются представления.

Отчёт «Художественная литература как средство нравственного воспитания детей раннего возраста» Введение Художественное слово – важнейшее средство воспитания маленького ребёнка. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные.

Педагогический опыт работы «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста» Мною разработан и обобщён опыт работы по теме «Воспитание культуры поведения» в 2014-2015г. с детьми старшей группы. Актуальность: Культура.

Проект: «Народное творчество как средство приобщения детей старшего возраста к истокам русской народной культуры» Проект «Народное творчество как средство приобщения детей старшего возраста к истокам русской народной культуры» Актуальность. В наше.

Проект нравственного патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевой игры Проект нравственного патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевой игры Название проекта: «Нравственное.

Консультация для родителей «Фольклор как средство нравственного воспитания детей в дошкольной образовательной организации» Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического развития человека. Это период интенсивного развития речи, который.

Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста Ребенок дошкольного возраста, приобретая в дошкольном образовательном учреждении важное умение, создавать доброжелательные взаимоотношения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Источники народной культуры как средство воспитания социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 октября 2016 в 16:19
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Источники народной культуры как средство воспитания социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Евдокия Чаптыкова (УИ 323998) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД