Ольга Пронина
Отчёт воспитателя по теме самообразования «Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт воспитателя по теме самообразования
Темой моей работы стало «Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста».
Публикация «Отчёт воспитателя по теме самообразования „Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Культура поведения для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в настоящее время вопросы нравственного воспитания детей встают особенно остро. Именно в дошкольном возрасте ребенок наиболее полно, всей душой воспринимает мир, учится быть человеком. «Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важнейших задач воспитания» - писал В. А. Сухомлинский.
Решающая роль в воспитании принадлежит семье, в которой ребёнок усваивает первую школу общения с близкими. Второй такой школой является детский сад, где ребёнок приобщается к окружающей жизни и у него сформировываются нравственные основы общения. Отсюда и значимость работы педагога по формированию культуры поведения у детей.
Цель работы я определила так: создать условия для формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу, посвященную данной тематике;
2. Формировать у детей положительное отношение к правилам поведения, желание их соблюдать;
3. Повысить заинтересованность родителей в нравственном воспитании детей;
4. Повысить компетентность родителей в вопросах культуры поведения.
Методы, используемые для решения поставленных задач:
• Изучение психолого-педагогической, методической литературы, а также опыта исследователей по проблеме нравственного воспитания и формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста;
• Наблюдение;
• Анкетирование;
• Беседы с детьми;
• Беседы с родителями.
В качестве ожидаемого результата работы предполагается:
• Благоприятная психологическая атмосфера в детском коллективе;
• Дети понимают и принимают основные правила поведения в обществе, положительно относятся к их соблюдению;
• Родители заинтересованы воспитанием детей, формированием у детей навыков культурного поведения, обладают соответствующими компетенциями.
Собственно, что же такое культура поведения? В литературе ее определяют так: это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Культура поведения имеет немаловажное значение для гармоничного развития личности, т. к. способствует общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие.
Культура поведения объединяет в себе следующие компоненты:
1. культура деятельности : проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, играет, занимается, привычку доводить начатое дело до конца, бережно относиться к игрушкам, вещам;
2. культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения;
3. культурно-гигиенические навыки – проявляется в представлениях детей о необходимости быть опрятным, содержать в чистоте лицо, руки, тело, одежду, обувь и т. д.
Необходимо понимать, что формирование культуры поведения – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, к себе, к вещам.
Было проведено анкетирование родителей детей старшей группы с целью определения их взгляда на формирование культуры поведения у детей. В результате было выявлено, что родители хотят видеть следующие проявления воспитанности у детей :
1. Вежливость. Это качество украшает, делает привлекательным растущего человека, вызывает к нему симпатии окружающих.
2. Деликатность. Тот, кто деликатен, никогда не даст повода ощущать свое превосходство, не станет навязывать человеку свое общество вопреки его желанию, задавать не неуместные вопросы или проявлять излишнее любопытство.
3. Чуткость. Это моральное качество проявляется в заботе о людях, умении сопереживать, помочь, утешить.
4. Чувство такта. Оно является регулятором поступков человека, его отношений с людьми.
5. Предупредительность. Добиваясь от детей предупредительности, мы хотим, чтобы она проявлялась у них из добрых побуждений оказать внимание, помочь близким и окружающим людям.
6. Скромность. Эта нравственная черта характеризует подлинную воспитанность. Скромный человек не старается казаться оригинальным, не выпячивает свое «я», ведет себя просто, естественно, с достоинством. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и в то же время высокая требовательность к самому себе.
7. Трудолюбие. Эта черта характера, которая имеет огромную социальную ценность. Она проявляется в активности, добросовестности, бережливости, уважении к вашему труду и общественному достоянию, а также стремлении самому делать то, что посильно.
8. Дисциплинированность. Дисциплинированность проявляется в культуре чувств, поступков, потребностей.
Существуют различные формы работы по формированию культуры поведения у детей :
1. познавательная деятельность;
2. игровая деятельность;
3. самостоятельная деятельность детей;
4. взаимодействие с родителями
В любой из этих форм работы мы можем применять различные методы и средства.
Методы:
• Упражнения (наглядный показ способов поведения);
• Воспитывающие ситуации;
• Напоминания;
• Убеждения;
• Положительный пример взрослых и сверстников;
• Поощрения;
• Наказания (они должны быть направлены на возникновение у провинившегося желания поступать хорошо, исправить свой поступок).
Средства:
• Авторитет взрослых;
• Пословицы и поговорки;
• Произведения детской литературы;
• Правила поведения.
Дальнейшая работа:
Пополнение картотеки игр;
Разработка конспектов занятий с учетом необходимости включения в них различных приемов формирования культуры поведения;
Активное взаимодействие с родителями;
Дальнейшее изучение литературы по теме.
Воспитание у детей навыков и привычек, способствующих формированию нравственного поведения, должна осуществляться непрерывно на протяжении всего дошкольного детства и в единстве со всеми другими задачами воспитания, предусмотренными специальными программами. Только тогда поведение ребенка становится выражением его воспитанности.