Надежда Уфимцева
Формирование культуры общения и этикета у младших дошкольников через совместную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Уфимцева Надежда
Июнь 2021г.
Ребенок усваивает родную речь так называемым “материнским способом”, подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. А. С. Макаренко писал: “ Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только, когда с ним разговариваете, или поучаете, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газеты- всего это для ребенка имеет большое значение”.
Публикация «Формирование культуры общения и этикета у младших дошкольников через совместную деятельность» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Если понаблюдать, как разговаривают между собой дошкольники, можно заметить, что многие из них кричат, явно подражая кому-то из взрослого окружения. А часто ли взрослые обращаются к своему ребенку в форме не приказания, а просьбы и употребляют слово “пожалуйста”, благодарят его, высказывают свое родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости? Нередко родители называют своего сына или дочку не иначе как Вовка, Катька. Ребенок, конечно, не обижается, так как уверен в их любви. Но у него притупляется свойственное дошкольникам обострённое чувство языка. Да и пример для подражания ребёнок получает не из лучших.
Между тем, каждый родитель хочет воспитать своего ребёнка счастливым человеком, уверенным в себе, успешно решающим жизненные проблемы, принятым в обществе, богатым дружескими и деловыми связями, любимым близкими людьми и друзьями, коллегами по работе. Вот почему окружающим взрослым необходимо терпеливо и доброжелательно обучать его правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных, ошибочных.
Культура общения – это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи. Существуют определенные правила ведения беседы, которые называются этикетом. Этикет (французское слово – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.
Культура речи – сложное понятие. Под культурой речи понимают владение нормами языка, то есть правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления. Обычно с этих позиций оценивают правильную и неправильную речь (употребление как допустимое или недопустимое).
Культура речи – это также речевое мастерство, умение выразительно и доходчиво излагать мысли. Вершиной речевой культуры признается литературный язык (это образцовая, обработанная мастерами слова форма общенародного языка). Правильность нашей речи мешают влияние диалектов, просторечия, жаргонов, а также засорение устной и письменной речи ненужными словесными штампами. Путь борьбы с этим – повышение общей и языковой культуры людей, развитие “языкового чутья”, языкового вкуса и интереса к языку.
Понятие общей культуры непременно входит культура общения, культура взаимоотношений, доброжелательное отношение к людям. Как считают генетика, доброта полезна человеческому виду. А доброжелательность к другим стоит развивать в себе. Важными знаками в окружающей человека среде является выражение лиц людей. Вот что об этом пишет В. Солоухин “А ведь у людей в распоряжении есть ещё и улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя; глаза – смотреть, ноги – ходить, рот – поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому не нужна. Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже и не увидел. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет”.
Этикет – это правила, которые человек должен выполнять в данном обществе при определенных обстоятельствах (какими формулами вежливости пользоваться, как вести себя в общественных местах, за столом и т. п.) и по которым складывается о нём первое впечатление, имеющее зачастую решающее значение для дальнейшего общения.
В детском саду соблюдение правил необходимо для нормального существование детского коллектива, и воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни. В воспитании культуры общения и этикета первостепенное значение имеет пример педагога. Ребёнок легко перенимает позитивный опыт общения. Например, в детском саду взрослому необходимо всегда приветствовать любого гостя группы, доброжелательно к нему относиться.
Беседуя с родителями, воспитатель дает образец культуры ведения диалога. Уважительное, доброжелательное отношение к обслуживающему персоналу, в процессе которого ребёнок может слышать образцы речевого этикета, тоже является необходимой составляющей воспитания дошкольника. Речь взрослых, их манеры, внешний вид, положительные эмоциональные проявления должны стать образцом для детей.
Однако, одним личным примером, всех вопросов воспитания культуры общения и этикета не решишь. Дети в силу своих психологических особенностей с трудом понимают и принимают правила, которые диктуют им взрослые. Даже если ребёнок смог запомнить и словесно воспроизвести правило, это не является гарантией того, что он его осознал и выполнит в определенных ситуациях.
На практике мы поняли, что обучать дошкольников хорошим манерам “ на ходу” нецелесообразно. Например, если во время еды начать учить пользоваться вилкой, то объяснение нового отвлечет ребёнка, может вызвать отрицательные эмоции и негативно сказаться на усвоении пищи и даже на аппетите. Поэтому знакомство с правилами поведения за столом и упражнения в их выполнении, мы решили проводить на специально организованных занятиях один раз в месяц. А для того чтобы, знакомство с правилами этикета вызывали у детей положительный, эмоциональный отклик и стали личностно-значимыми, мы использовали сказочных персонажей.
Так, например, одним персонажам мы подсказывали, как себя вести; другие учили нас тем или иным правилам; а третьи учились вместе с нами. Так, однажды на занятии к детям прилетел Карлсон, которого они учили, как нужно вести себя за столом и быть вежливым.
Познакомив детей с теми или иными правилами на занятиях, закрепляем их через дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры, в повседневной жизни. В совместной деятельности проводим игры-импровизации, игры-упражнения. Например, в игре-импровизации “Встреча гостей” дети учатся, как можно встретить гостей, поблагодарить хозяина за проведённый вечер. В другой игре учились здороваться, прощаться, благодарить. Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил этикета. Потому что во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научиться и в процессе игры воспитатель может показать, как необходимо себя вести в той или иной ситуации.
С целью закрепления навыков и умений мы используем иллюстрации, фотографии, мультфильмы, которые в доступной и образной форме напоминают детям о правилах этикета. Наиболее целесообразным временем для рассматривания картинок являются часы после дневного сна. Очень нравится детям альбом с фотографиями, раскрывающими содержание навыков культуры этикета на примере нескольких ребят, изображённых на снимках в различных ситуациях.
Формирование культуры общения и этикета невозможно себе представить без использования художественной литературы. Ведь при чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности.
Читая сказку К. Чуковского “Мойдодыр” дети переживали за мальчика, на которого рассердился его любимый крокодил, потому что он был грязным и неумытым. Были прочитаны сказки А. Барто, “Девочка-рёвушка”, “Девочка-чумазая”, К. Чуковского “Федорино горе” и другие. После чтения сказок, рассказов, стихов обязательно обсуждаем с детьми поступки героев. Задаем вопросы, позволяющие думать и делать выводы.
Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и конкретным поведением ребёнка, мы используем кукольный, настольный театр. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет через театрализованную деятельность оказывает позитивное влияние на детей. Театр позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа.
Педагог должен внимательно следить за тем, как каждый из его подопечных воспринимает воспитательные воздействия и влияния. Нужно определить уровень нравственной воспитанности каждого из детей. Наблюдения позволяют выявить у каждого ребёнка присущие ему особенности поступков, отношений с окружающими, трудности в освоении навыков культуры общения и этикета. Наблюдая за детьми можно определить, насколько типичен для ребёнка тот или иной поступок (грубость в разговоре с товарищем, небрежность в еде и одевании, отказ в ответ на просьбу убрать на место игрушки и т. п., что позволит вовремя скорректировать работу и заметить всё то новое, чем овладел воспитанник.
Все эти методы и приемы направлены на то, чтобы сформировать у ребенка навыки культурного общения и этикета не только со взрослыми, но и со своими сверстниками.
Список литературы:
1. Программа «Детство» - С-Пб «Детство-Пресс», 2000.
2. Нравственное воспитание в д/с. М: «Просвещение», 1975.
3. Т. А. Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении» М: 2009.
4. Емуарова Е., Кузьмина Т., Шестова А., Федоткина Г. «Путешествие в страну этикета» Д/В №11, стр. 58.