Валентина Взорова
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Освоение основ культуры гигиены приобретает важное значение в приобщении детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста создает предпосылки для охраны их здоровья в целом.
Гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения человека, так как гигиеническое воспитание является частью общего воспитания. Формирование культурно-гигиенических навыков начинается с раннего дошкольного возраста, и формируются они под непосредственным воздействием взрослых и той среды, в которой растет и развивается ребенок. Решающую роль в данном случае имеют следующие факторы: то, когда начата работа по формированию культурно-гигиенических навыков, условия, в которых это происходит, насколько последовательно и систематически это происходит, каково эмоциональное отношение ребенка к выполнению гигиенических процедур.
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» размещена в разделах
Внимание воспитанию привычки к чистоте, порядку, аккуратности необходимо уделять не только в дошкольном учреждении, где дети находятся большую часть времени, но и в семье, где родителям следует закреплять привитые культурно-гигиенические навыки младших дошкольников.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Педагогам в процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
В процессе воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста необходимо учитывать следующие факторы:
1. Систематичность - все основные режимные процессы должны осуществляться в определенной последовательности, например, с первых месяцев жизни ребенка, постоянное повторение в течение суток кормления, массажа, купания и т. д., совершающихся всегда в определенной последовательности, постоянство условий их проведения способствует формированию условных рефлексов, что позволяет формировать навыки культуры и гигиены естественно и непринужденно.
2. Постепенность и последовательность обучения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Этот фактор позволяет не пропустить оптимальный возраст для формирования того или иного навыка. Однако, если же ребенок уже чему-то научился и может делать сам, то он должен делать это самостоятельно.
3. Обучение любым культурно-гигиеническим навыкам необходимо осуществлять только тогда, когда у ребенка хорошее, позитивное настроение, важно, чтобы приучение к выполнению новых правил проходило живо, непринужденно, не вызывало у детей утомления и сопровождалась чувством удовольствия от самого процесса или от его результатов (сам оделся, красиво убрал игрушки на место).
4. Осуществление культурно-гигиенического воспитания должно соответствовать возрасту и усложняться, расширяться по мере взросления ребенка.
5. Согласованность действий всех взрослых, осуществляющих воспитание ребенка (педагогов и родителей, единство их требований.
Все навыки, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста, условно объединяют в две большие группы:
- навыки личной гигиены - соблюдать чистоту; следить за опрятностью своей одежды, обуви, пользоваться только индивидуальными предметами туалета; есть из своей тарелки, мыть руки перед едой; ежедневно заниматься утренней гимнастикой; выполнять закаливающие процедуры; чистить зубы и полоскать рот; уметь пользоваться туалетной бумагой и др.
- навыки культурного поведения - говорить спокойно, вежливо просить то, что необходимо; благодарить взрослого (сверстника) за то, что помогли; не мешать другим за столом во время приема пищи, на занятиях, на прогулке, в спальне при раздевании; входя в помещение с улицы вытирать ноги; убирать на место игрушки, книжки; здороваться и прощаться, уступать место старшим, проявлять заботу о младших и др.
Таким образом, воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста осуществляется в соответствии с установленными правилами, для выработки которых необходимы регулярность, последовательность и разумность. Привитие гигиенических навыков и навыков культурного поведения укрепляет здоровье, волю ребенка, дисциплинирует и подготавливает к социальной адаптации. Для того, чтобы культурно-гигиеническое воспитание младших дошкольников было эффективным, оно должно осуществляться в единстве как со стороны педагогов, так и родителей.
Здоровье сбережение воспитанников ДОУ
1. Закаливание.
2. Физкультминутки.
3. Гимнастика пробуждения.
4. Диагностика физической подготовки.
5. Рациональная двигательная активность в течение дня.
6. Усиленное внимание к ребёнку в период адаптации к ДОУ.
7. Физкультурные занятия, игры, развлечения; прогулки на свежем воздухе.
8. Создание санитарно-гигиенического режима соответственно требованиям Госсанэпиднадзора.
Формы работы с детьми :
совместная деятельность воспитателя с детьми:
индивидуальная работа с детьми
свободная самостоятельная деятельность детей.
К методам формирования гигиенических навыков относятся :
Разъяснение необходимости проведения регламентных работ, гигиенических процедур;
Пример взрослого;
Тренировки, упражнения;
Создание благоприятных ситуаций;
Поощрение помогает ребенку утвердиться в своих силах (особенно в освоении новых навыков).
Воспитание гигиенических навыков включает в себя широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать ряд педагогических приемов с учетом возраста детей :
1. Отображение и объяснение
В младшей группе показ должен сопровождаться объяснением, а новое действие необходимо четко разделить на операции, выделяя сначала самое важное, а затем незначительное.
Объяснение нового действия дается очень подробно, затем постепенно сужается до напоминания о правиле, которое может быть адресовано всем или отдельным детям. Напоминание может быть косвенным (воспитатель заранее выражает желание, чтобы дети выполнили задание правильно и небрежно напоминало требование) и прямым.
2. Упражнения и контроль
Упражнение: без него не может быть сформирован ни один навык, поскольку динамические стереотипы создаются и закрепляются только в активной деятельности каждого ребенка.
Контроль очень важен на начальном этапе формирования навыка. Следует проверить, как выполняются отдельные действия или задачи в целом. Отсутствие контроля приводит к формированию у детей лишь определенных навыков.
3. Пример взрослых
Необходимо постоянно помнить, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому учитель должен быть для них образцом. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, вызывающие интерес детей и привлекающие их внимание). Обучение ребенка, основанное на подражании, начинается очень рано, когда он еще ничего не понимает. От природы у них хорошо развита эмоциональная и механическая память, непроизвольное внимание. Именно поэтому ребенок, наблюдая за взрослыми, закрепляет, перенимает, формирует, создавая свою «энциклопедию» навыков, привычек, знаний.
4. Техники игры
Они позволяют учителю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – активнее влиять на малыша. Игровые приемы очень эффективны в воспитании детей раннего возраста. Помогает закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра «ошибки».
5. Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед, инсценировок.
Все это уточняет представления детей о том, как выполнять то или иное умение. Обязательным условием формирования у детей гигиенических навыков, воспитания привычек здорового образа жизни является высокая санитарная культура сотрудников дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Следующим условием, необходимым для успешного гигиенического воспитания, является единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с учителем, помощником воспитателя и, конечно же, в семье. Долг родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, которые ребенок получает в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, а сами всегда следовали ему.
Формы работы с родителями :
опрос родителей
консультации
индивидуальные и групповые беседы
оформление визуальной информации (стенды, передвижные папки)
участие в обогащении развивающейся предметно-развивающей среды группы.
Литература для изучения:
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
4. Афашагова, А. А. Формирование культуры здоровья детей как социально-педагогическая проблема [Текст]/ А. А. Афашагова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2008.
5. Гаранджа В. И. Формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников : учеб. пособие / В. И. Гаранджа. М. : Мост, 2010.
6. Зиновенко, О. А. К вопросу о профессиональной компетентности педагога ДОО [Текст]/ О. А. Зиновенко, Ж. С. Егорова // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2017. - С. 106-109
7. Кузнецова, Н. Л. Формирование профессиональной компетенции педагогов в сфере здоровьесбережения дошкольников [Текст] : Методическое пособие / Н. Л. Кузнецова, Л. Х. Панова, В. Г. Яфаева. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2013 – 72 с.
8. Холостова Е. И. Культурно-гигиенические навыки у дошкольников /Е. И. Холостова. М. : Бин, 2012.