Папки-передвижки

Формирование и развитие КГН у детей раннего возраста (из опыта работы)

Елена Шатилова
Формирование и развитие КГН у детей раннего возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование и развитие КГН у детей раннего возраста (из опыта работы)

Процесс воспитания культуры поведения и соблюдения культурно-гигиенических навыков (КГН) начинается с момента появления на свет малыша. Он наблюдает за окружающими людьми. Тут и начинают закладываться те стереотипы поведения, которые в дальнейшем под воздействием различных внешних факторов формируются в определенный навык. Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Работая с детьми раннего возраста, я заметила, что у большинства детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Мы начали работать с родителями. Выяснилось, что большинство родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает. Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности, мы организовали ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснили родителям, что семья – первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки. Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Именно поэтому мы решили углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении решаются не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей. Чтобы заинтересовать детей, привить желание самим выполнять действия, связанные с их формированием, мы разработали картотеку дидактических игр по привитию детям КГН. Картотека культурно-гигиенических навыков согласно требованиям образовательного стандарта помогает воспитателю организовать практическую деятельность с детьми. Это перечень игровых заданий с образовательными целями по усвоению указанных умений. У детей появляется возможность в игровой форме самим учиться : есть, умываться, пользоваться предметами первой необходимости и т. д. Как проверено на практике, картотека является эффективным в работе над развитием у детей правил гигиены и культуры поведения, учитывает требования образовательной программы, государственного стандарта и внутренних правил, а также материально-технических возможностей ДОУ, помогает педагогу эффективно планировать и организовывать образовательную ежедневную деятельность с малышами. В своей работе мы используем следующие формы и методы : Наглядные методы: наблюдения, показ иллюстраций и картин, личный пример. Словесные методы: пояснение, рассказ, чтение художественных произведений, объяснение. Игровые методы: дидактические, сюжетные, подвижные игры, обыгрывание сказок. Формы : Игры-занятия по ознакомлению с окружающим миром. Игры – занятия с элементами экспериментирования. Сюжетные, дидактические игры и упражнения. Художественное слово. Чтение художественной литературы. Праздники и развлечения, беседы. Мы должны научить детей различать хорошее и плохое поведение; закрепить умение соблюдать установленные социумом правила и нормы; следить за чистотой тела (самостоятельно умываться, закрепить навык переодевания; формировать навык аккуратно складывать вещи, игрушки, пользоваться столовыми приборами, следить за культурой поведения за столом. Но такие умения в раннем возрасте еще не стали устойчивыми. Дети часто забывают или неправильно выполняют какой-либо разученный навык. Например, малыши могут научиться пользоваться столовыми приборами, но при этом неверно держать ложку, проливать воду из стакана, забывать мыть руки перед едой и т. д. К нам в группу приходят очень разные малыши. Кто-то из них самостоятельно пользуется горшком, а кто-то категорически отказывается с ним дружить, некоторые детки едят ложкой, другие же приучены только к бутылочке или с большим удовольствием копаются в своей тарелке руками. Ребенка старше полутора лет желательно кормить за столом. В нашей группе мы следим за тем, чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей. Помимо этого, воспитываем и закрепляем у детей и другие навыки (которые также закладываются в семье) : следим, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались носовым платком, салфеткой. Мы считаем, что одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в детском садике и дома приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. На первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука – освоение и применение культурно-гигиенических навыков. Обязательно учим малышей по окончании еды, вставая из-за стола, говорить спасибо. С первого дня пребывания детей в группе начинаем работу по воспитанию навыков одевания (раздевания) : учим снимать и надевать колготки, носки, обувь. При одевании и раздевании также даём возможность детям в какой-то степени действовать самостоятельно. Например, надевая кофточку ребенку, говорим: «Дай ручку, я на тебя надену кофточку». Приучаем детей к опрятности в одежде, переодеваем их, как только загрязнилось платье, или стали мокрыми штанишки. После тихого часа показываем детям, в какой последовательности надо одеваться. То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков. Мы считаем, главное, не надо торопить события. Умение самостоятельно надеть и снять с себя верхнюю часть одежды, нижнее белье и носочки, пижаму, обувь – очень серьезное достижение малыша. Из нашей практики мы поняли, что очень сложно научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Подготовку к умыванию начинаем в группе: дети засучивают рукава, как показывает воспитатель. Объясняем, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит». Дети сами повторяют эти слова. Умываться идем маленькой подгруппой. Объясняем и показываем детям, что сначала надо намочить руки. Даём ребенку кусочек мыла, показываем, как намылить руки и как смыть мыло; затем мы учимся, как самостоятельно вытираться полотенцем (своим полотенцем) и т. д. Обучая детей умыванию, проводим дидактические игры: «Катя умывается», «Миша в гостях у Маши». На занятии с детьми рассматриваем сюжетную картинку «Дети умываются». В игровом уголке сделали умывальник, повесили полотенце для кукол. Наблюдая за играми детей, можно видеть, как они учат кукол умываться и вытирать лицо полотенцем. Приучая детей к опрятности, оказываем помощь при пользовании носовым платком, учим своевременно сообщать о своих естественных потребностях. Мы считаем, что приучение к горшку должно быть для ребенка понятным и постепенным процессом. Не забываем хвалить малыша в случае успеха и напоминать ему о необходимости этого мероприятия. Не позволяем малышу засиживаться на горшке. Ежедневно повторяем малышам, что все, что требуется для обслуживания своего организма, ухода за ним, содержания, должно быть личным: своя расческа, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, свое полотенце. Для того чтобы малыши хорошо знали свое полотенце и горшок, они маркируются в детском саду. Маркировка должна быть удобной и детям, и взрослым. Для малышей – это цветные картинки. Мы знакомим малышей с «их» картинками и предметами и объясняем их назначение. Мебель и сантехника соответствуют в группе уровню роста малыша. Необходимое для воспитания КГН оснащение у нас все яркое, с рисунками и декорациями. Например, в туалетной комнате солнышко, облака. Обеденная зона со смешариками, которые пьют чай. Это способствует развитию интереса к формируемым навыкам, а также стойкому их усвоению и запоминанию. Именно с целью закрепления знаний на шкафчики, видные места для малышей прикрепляем занимательные детские наклейки. Подводя итог хотим напомнить, что повторять усваиваемые умения следует регулярно. Например, ребенок неукоснительно должен мыть руки после прогулки и перед едой в садике, после посещения туалета. Воспитателю в процессе работы над формированием КГН в группе следует применять индивидуальный подход.

Темочки:

Прививая гигиенические навыки детям, мы тем самым развиваем у них эстетическое чувство и вкус.

Список литературы

1. Белостоцкая Е. М. Гигиенические основы воспитания детей – М., 1987.

2. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности во второй группе раннего возраста. Издательство Мозаика-Синтез, 2008.

3. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева Н. Е. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2014.

4. Смирнова Т. С. Игровые занятия с детьми 2-4 лет по формированию представлений о себе. Волгоград Издательство Учитель, 2014.

5. Алямовская В. Г. Беседы о поведении ребенка за столом. – М. : ТЦ Сфера, 2015.

6. Томилова С. Д. Полная хрестоматия для дошкольников – Москва: АСТ, 2015.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Познавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работыПознавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работы Познавательное развитие детей раннего возраста. (Из опыта работы). «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть.

Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет.Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет. Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Хочу поделиться своей работой по формированию предпосылок к развитию речи у малышей. Всем.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста".Из опыта работы. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения.

Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы) В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на развитие интересов детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование и развитие КГН у детей раннего возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 12 мая 2021 в 15:03
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование и развитие КГН у детей раннего возраста (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шатилова (УИ 2415507) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД