Инзиля Гималиева
Формирование и развитие графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики.
Развитие тонкой моторики пальцев рук имеет выраженную коррекционно-развивающую направленность. Оно тесно связано с речевым, психологическим и личностным развитием ребенка. Под влиянием интенсивной коррекционной работы активно развиваются высшие психические функции, активизируется межполушарное и межанализаторное взаимодействие.
Публикация «Формирование и развитие графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
У детей с интеллектуальным нарушением хватание без специального воздействия не возникает, что в сочетании с физиологической незрелостью ведет к несформированности ручных умений и навыков. При выполнении предметных ручных действий ребенок просто захватывает предмет без учета его функционального назначения и фиксированного способа употребления, выработанного в обществе, а при орудийных предметных действиях ребенок учитывает способ действия с данным конкретным предметом, свойства и качества предмета, который захватывается или берется в руки. Именно формирование орудийных действий является одной из основных задач коррекционно-педагогической работы.
Для развития мелкой моторики и графомоторных навыков мною используется одна из дидактических игр под названием «Желуди в кувшинчиках». Коррекционная направленность занятий с данной дидактической игрой предполагает работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.
В процессе выполнения заданий ребенок получает знания о свойствах пособия (цвет, качество материала); знакомится с особенностями передвижений в пространстве, возможными направлениями движения; определяет местоположение одного кувшинчика по отношению к другим и к самому себе, ориентируется в схеме собственного тела и т. д. При этом познание происходит на основе восприятия разной модальности (кинетического, осязательного, зрительного, кинестетического и др., а также речи.
Во время работы сформировываем у детей различные типы хватания, умение оперировать каждой рукой, кистью руки, согласовывать действия обеих рук, также выделять каждый палец в отдельности. Учим различным типам хватания – захват в кулак, хватание щепотью, противопоставление большого пальца всем остальным, использование «указательного захвата».