Татьяна Трусевич
Формирование навыков речевого творчества у детей посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыков речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов.
Задачи:
1. Изучить возможности освоения детьми алгоритма по составлению рифмовок и рифмованных текстов в стиле нелепицы.
2. Создать условия для развития у детей способности чувствовать и понимать выразительность и образный язык стихотворных форм.
3. Построить систему работы применения выразительных средств речи в процессе преобразования языкового материала в поэтический.
Актуальность выбранной темы:
Публикация «Формирование навыков речевого творчества у детей посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Рифмы, учимся рифмовать
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
- во - первых, у дошкольников есть интерес к стихотворным текстам; нужно учить детей играть в стихи и со стихами, наполненными словесными играми в рифмы, ритмы, звукоподражания; это способствует становлению правильного произношения трудной фразы или сложного звукосочетания;
- во – вторых, существует необходимость воспитания у детей способности чувствовать художественный образ, интонационную выразительность речи, развития поэтического слуха;
- в – третьих, дети дошкольного возраста имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве, но из-за возрастных и физиологических особенностей не могут самостоятельно подбирать рифмы.
Цели речевого развития через рифмование :
Старший возраст.
Продолжать упражнять детей находить рифмующиеся между собой слова и создавать две - три рифмованные строчки об объектах, изображенных на картине, описанных в сказках или из реальной жизни.
Побуждать детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой пары слов, выраженные разными частями речи (существительными, глаголами, прилагательными, наречиями). Побуждать детей к созданию четырехстрочных стихов.
Итог за сентябрь-декабрь
По средствам речи человек общается, делится опытом, информацией, навыками. Овладев красиво и грамотно построенной речью, люди чувствуют себя в обществе более уверенно. Наблюдая за разными возрастными категориями детей, я пришла к выводу, что работу с художественным словом необходимо начинать с дошкольного возраста.
Основная ценность стихосложения заключается в том, что дети начинают внимательно относиться к слову, глубже мыслить и чувствовать, приобретая интерес к поэзии и литературе в целом. Углубляясь в процесс стихосложения, дети получают всесторонний опыт во многих областях деятельности: описывание, воображение, фантазирование, рисование и т. д. Уроки стихосложения позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка и дать возможность его развития, сформировать активную жизненную позицию личности дошкольника.
На систематических занятиях по стихосложению, речь ребёнка оттачивается, становится более содержательной, складной, выразительной, образной, насыщенной. Словарный запас дошкольников обогащается. Дети знакомятся с новыми звуковыми и смысловыми ресурсами художественного слова. Систематическая работа с рифмой повышает интерес ребёнка к словотворчеству и словообразованию.
Многие люди заблуждаются, думая, что работа со словом нужна лишь литераторам. Умение чувствовать и грамотно оформлять свои мысли, помогает ребёнку всецело реализовать себя и с лёгкостью адаптироваться в любом новом коллективе.
На первоначальном этапе, дети учились подбору слов, отличающихся друг от друга одним словом, что помогало развивать фонематический слух. Были подобраны для этого дидактические игры.
Воспитатель раскладывает картинки, дети проговаривая названия, подбирают пары:
Коза-коса, кит-кот, трава-дрова, усы- осы, катушка-кадушка, и т. д
Следующая игра «Рифмушки». Воспитатель начинает строчку, ребенок заканчивает в соответствии с рифмой. Например, Са-са-са, под кустом сидит …. Лиса. Ас, ас, ас – мы купили…. Ананас. Ла-ла-ла- вкусный мед несет …. пчела.
Дальше игра усложнялась. Воспитатель начинал, папример, Жок-жок-жок … Дети продолжают …. «я дарю тебе флажок». И т. д.
В виде словесной игры провожу упражнение на согласование прилагательного с существительным по смыслу, какой, например, бывает попугай? Железный? Солёный? Дружный? Весёлый? Подходит весёлый, значит, получаем словосочетание ВЕСЁЛЫЙ ПОПУГАЙ. Или: какой бывает щенок? Сладкий? Жёсткий? Гороховый? Грустный? ГРУСТНЫЙ ЩЕНОК. Далее дети составляют словосочетания на согласование глагола и существительного. Пример: Что умеет делать весёлый попугай? Копать? Читать? Летать? Пить? ВЕСЁЛЫЙ ПОПУГАЙ ПИЛ …ЧАЙ. А что умеет делать щенок? Строил? Резал? Причесывался? Скулил? ГРУСТНЫЙ ЩЕНОК СКУЛИЛ…во ДВОРЕ. Таким образом, выстраиваем предложение, которое, возможно, войдет в стихотворение. Ребята вспоминают необходимые слова: (Повторюшка, весёлый, сонный, гордый, хитрый) попугай, (Сидит на палке, лентяй, летал, ел, кричал) пил он чай. и путем подбора составляют двустишья. А далее получаются и четырехстишья. Рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания ребенка, в отношении описываемого образа.
В итоге «рождается» авторское стихотворение - небылица :
- попугай Сидит на палке как лентяй,
В окне видит он трамвай
И не хочет пить чай.
***
У меня живёт кошка
А зовут её Картошка,
Она прыгает как блошка,
Когда носится за мошкой.
***
Из будки выходит собачка:
«Не подходите, я - кусачка!»
Возьми, собачка, жвачку,
Поела собака жвачку
И добрая кусачка.
***
В клетке ест морковку кролик,
У него глаза как нолик.
Для того, чтобы рифму было легче подобрать, нужно формировать умение детей подбирать определения, активизировать словарь. Для этого мы описывали предметы по признакам. Воспитатель предлагает детям рассмотреть предмет (или в последствии рисунок с каким - либо предметом) и просит рассказать какой он? Подобрать определения к нему. Например: шарф-теплый, мягкий и т. д. И учились сочинять загадки. По признакам предмета угадывать предмет.
Вначале просто называли признаки предмета, затем немного усложнили, чтобы получались загадки. Загадки сочиняли совсем простые и в прозе, но вскоре некоторые дети научились рифмовать загадки. Некоторые из них:
Как только постучат к нам в дверь,
Она бежит и лает,
Но угадайте кто это такая?
(собака). Сочинила Катя Ж.
***
Лапой умывается, мурлычет,
Зовут ее Маня,
Кто это такая?
(кошка) Сочинила Соня Д.
***
Мед собирает, По цветам летает. (Пчела) Эва М.
Мы прошли этап рифмования; дети играя в новую игру «Придумай рифму», на время «заразились» ей, но наигравшись, некоторые из них потеряли интерес. Однако у некоторых детей он сохранился и результатом явился новый этап– стихотворство. Увлечённые, одарённые дети стали слагать стихи, сочинять самостоятельно или с небольшой помощью взрослых.
Вот некоторые стихи детей.
Осень золотая в гости к нам пришла
Помахала листиком и зима пришла.
(Соня. Д.)
Осень наступает, птицы на юг улетают
Мы скорей домой бежим,
Зонтик взять с собой спешим.
(Катя Ж.)
По тропинке мы идем,
В лужу мы не упадем,
Надо мной листки летают,
Шапка мне смотреть мешает.
(Лева Д.)
Летят птицы над нами,
Мы зовем их журавлями,
Они летят на юг,
Но весной они к нам вернутся.
(Женя Х.)
Зима наступила. Белый снег пошел.
Скоро Дед Мороз всем подарки принесет.
(Лера Ц.)
Елочка, елочка, зеленая иголочка,
Украшаем елку мы, скоро новый год.
С дед Морозом и Снегурочкой будет хоровод.
(Полина Ч.)
Чтобы порадовать всех окружающих нашими талантами, дети в будущем смогут читать стихи собственного сочинения на утренниках.