Елена Беляева
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский.
Актуальность.
Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования.
Публикация «Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» размещена в разделах
Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей является продуктивная деятельность, способствующая :
- развитию способности нестандартно мыслить;
- готовности к активности творческого характера;
- умению создавать креативные продукты собственной деятельности;
-формированию эстетического отношения к миру.
Ребенок – это маленький первооткрыватель, который постоянно растет, развивается, меняется, узнает новое и никогда не сидит на месте. Поэтому очень важно найти занятие, которое придется ему по душе и поможет, активно развиваться не только физически, но и эмоционально.
Начинать творить можно с самых малых лет. Что может быть веселее, чем мять эластичный пластилин или от души мазать краской по бумаге? Творческие занятия развивают эстетическое восприятие, воображение, усидчивость, мелкую моторику и помогает познать окружающий мир в деталях. Именно с помощью детского творчества можно узнать, как из бумаги смастерить интересные поделки, красками сделать мир ярче, а клеем скреплять не только части картонного домика, но и пальцы. Творчество – понятие неограниченное, в нем нет правил, законов, зато есть полная свобода для фантазии и деятельности. Детское творчество помогает ребенку почувствовать себя самостоятельным, а также сближает детей и их родителей. Совместное творчество помогает лучше узнать друг друга.
Творчество (энциклопедическое понятие) - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимость, оригинальностью и общественно исторической значимостью.
Творческая активность – это свободный полёт воображения, способность к фантазии, интуиция, которые могут вылиться в изобретения и открытия.
Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров художественно – эстетического развития старших дошкольников посредством :
- использования наряду с традиционными приемами нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности;
- взаимосвязи непосредственно образовательной с самостоятельной и совместной с педагогом деятельностью детей;
- взаимодействия с родителями как активными участниками образовательного процесса.
Цель
Создания условий для развития творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности
Задачи:
• Формировать навыки детей в работе с разнообразными материалами и техниками;
• Формировать предпосылки поисковой деятельности;
• Обучать детей элементам дизайн деятельности;
• Развивать эстетическое восприятия мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
• Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов ;
• Развивать сенсомоторику, мелкую моторику рук, пространственное воображение, зрительное восприятие;
• Вовлечение родителей в творческий процесс с детьми.
Форма и методы работы:
-Групповая и индивидуальная работа с детьми;
-Выставки творческих работ в группе и в ДОУ;
-Тематические развлечения;
-Мастер-классы с педагогами и родителями;
-Консультации для родителей и педагогов;
-Родительские собрания с использованием ИКТ;
-Публикация информации на сайте ДОУ;
- Создание предметно-пространственной среды.
Рекомендации
Для развития творческих способностей дошкольников необходимо :
- Создать условия: подготовить необходимые материалы для творчества и найти время для игры с ними;
- Вызвать желание у ребенка проявлять инициативу, развивать интерес к окружающему миру,
- Проявлять терпение к неожиданным идеям и решениям ;
-Поддерживать ребёнка, когда он находится в процессе творческого поиска; - Проявлять интерес к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами;
- Проявлять симпатию к попыткам ребёнка выразить свои впечатления в продуктивной деятельности и желанию сделать ее понятной для окружающих.
Вывод:
Целенаправленная продуктивная художественно- творческая деятельность способствует развитию творческих способностей старших дошкольников.
Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение, «погружают» ребенка в атмосферу творчества.
Роль педагога,
во – первых, сформировать способность
Смотреть — Видеть, Чувствовать — Познавать — Творить, вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования);
во – вторых, вовлечь родителей в активную совместную деятельность.
Только так у ребёнка возникнет желание проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.
В жизни всегда должно быть место творчеству, ведь творчество – это радость!