Галина Долгопятова
Родительское собрание «Развитие творческих способностей детей и формирование творческой личности»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Развитие творческих способностей детей и формирование творческой личности»
Цель мастер-класса: повысить мотивацию родителей дошкольников к использованию нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей.
Задачи:
• Дать родителям представление о программе нетрадиционного рисования с детьми, реализуемой в детском саду.
Публикация «Родительское собрание „Развитие творческих способностей детей и формирование творческой личности“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
• Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
• Сформировать у родителей интерес к деятельности детей на занятиях по рисованию
• Дать возможность родителям проявить свое художественное творчество, используя в своей работе понравившиеся изобразительные средства.
Актуальность мастер-класса:
• На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.
• В процессе работы, у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения и др., навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Материалы и оборудование:
На столах находятся изобразительные материалы и инструменты:
Для граттажа: картон с подготовленным фоном, зубочистки, салфетки.
Вступительное слово.
Уважаемые родители! Я очень рада видеть вас! Наша сегодняшняя встреча необычна. Это не собрание, не консультация, а мастер-класс, а это значит, что вы сможете проявить свою фантазию и творчество.
Тема нашей встречи «Развитие творческих способностей детей и формирование творческой личности».
Развитие творческих способностей и формирование творческой личности важнейшие задачи педагогической теории и практики. Творческие личности нужны были во все времена, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих людей. То есть данная проблема не нова ни в плане ее постановки, ни в плане доказательства необходимости ее решения уже в дошкольном возрасте. Поэтому, я думаю, что вы согласитесь с тем, что у детей необходимо развивать чувства прекрасного, формировать у них высокие эстетические вкусы. Не получив должного развития в дошкольный период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем.
В изобразительной деятельности заключен большой потенциал для раскрытия детского творчества. Дети не редко поражают взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии.
Как же достичь положительных результатов в освоении изобразительных навыков, умений, чтобы в каждой детской работе чувствовалась оригинальность и творчество?
На мой взгляд, с помощью нетрадиционных способов рисования можно незаметно для ребенка развивать его воображение и творческие способности. Даже малоактивный ребенок, проникаясь интересным и новым занятием, делает свои первые успехи.
Вы уже видели детские работы с использованием пальчиков рук, ладошек, с последующим дорисовыванием, жесткой кисти, пробок. Дети рисуют много и с большим желанием. Мне нравится, когда глаза наших детей блестят от восторга на занятиях, хочу, чтобы каждое занятие было праздником, хочу удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми и для этого нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать.
И поэтому я хочу чтобы вы стали моими помощниками в развитии творческих способностей наших детей.
Обратите внимание на слайд. Как вы думаете, что обозначают написанные здесь термины? (Граттаж, монотипия, рисование мыльными пузырями)
Родители высказывают свои предположения. Затем я коротко рассказываю об упомянутых техниках рисования.
Слайд. Граттаж.
В этом виде техники используется такой материал, как плотный лист бумаги или картона, акварель и восковые мелки (если хотите сделать фон цветным, свеча (если фон останется белым, мыло, гуашь или тушь. Если фон делаем цветным -закрашиваем лист акварелью. Даем листу хорошо высохнуть. Потом нужно покрыть лист воском. Для этого надо просто натереть его свечкой. Или же просто закрашиваем лист бумаги восковыми мелками. Затем нанести на этот слой черной краски –гуашью или тушью. Смачиваем кисть тушью, натираем ее мылом и покрываем лист. Мыло не дает туши скатываться по парафину. Даем слою высохнуть и покрываем еще в несколько слоев, до тех пор пока поверхность не будет однородно закрашена. Теперь можно дать ребенку авторучку с пустым стержнем и пусть он выцарапывает на воске любое изображение. В результате получится картинка, очень похожая на гравюру.
Слайд Монотипия. В переводе с греческого языка монотипия – один отпечаток. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. То, что отпечаталось можно оставить в таком же виде, а можно дополнить новыми деталями. Для выполнения рисунков в технике монотипия можно использовать люьые краски. Краска наносится на поверхность так же различными инструментами : кистью, валиком, тампоном…Поверхность на которую наносится краска, что бы сделать потом оттиск может быть: альбомная бумага, картон, пластмассовая доска, стекло, целлофан и т. д.
Слайд. Рисование мыльными пузырями.
В этом виде технике используется такой материал, как гуашь, детский шампунь, трубочки для коктейля и лист бумаги. Здесь используется дыхательная гимнастика.
В небольшое количество воды добавляем немного детского шампуня и затем этот мыльный раствор разливаем по нескольким баночкам, в которых уже добавлена гуашь. Затем трубочку опускаем в жидкость и дуем, чтобы пена стала «убегать» из емкостей. Затем быстро, пока пена не опустилась, опускаем лист бумаги на пену.
- Эти упомянутые техники, и еще многие другие называются нетрадиционными техниками рисования. Действительно, они необычны, поскольку включают в учебный процесс не только изобразительные материалы, но и различные предметы быта.
Вы можете задать вполне закономерный вопрос: зачем это нужно?
Отвечу: это интересно детям и дает отличные результаты. Я подготовила Программу кружка по использованию нетрадиционных техник рисования, по которой мы целенаправленно занимаемся и знакомимся с разнообразными техниками. Разрешите, я расскажу вам об этом в стихах:
О способах альтернативных
Хочу немного рассказать.
Свою большую эффективность
Они успели доказать.
Занятия нетрадиционные
Включают множество идей.
Порою провокационны,
Но интересны для детей.
В них необычно сочетаются
Материал и инструмент.
И все прекрасно получается,
И равнодушных точно нет!
Ну как быть можно равнодушным?
Ведь чтоб узор нарисовать,
И карандаш точить не нужно,
А можно просто свечку взять.
А как обычной зубочисткой
Изобразить далекий космос?
Ответит вам любой мальчишка:
С граттажем это очень просто!
Вот так мы постепенно и знакомимся
Со свойствами и качеством вещей.
Как здорово, что столько есть возможностей!
Как здорово, что столько есть идей!
Практическая часть.
(изображение и голос Кощея Бесцветного)
Живу я в черно-белом царстве,
Где нет ни красок, ни цветов.
В моем великом государстве
Не слышно детских голосов.
Здесь не найдете вы полянок
С зелено - желтою травой,
И не увидите деревьев
С багряно- красною листвой.
Где я живу - сплошная скука.
Мой друг - великий Бяка - Бука.
Зовут меня Кощей Бесцветное величество
И делаю я гадостей несчетное количество.
Сегодня с вами, милые ребятки,
Хочу немного поиграть я в прятки.
Карандаши и краски я спрятал, не ищите,
Подумайте, что делать и время не ведите.
Посмотрим, как вы сможете художниками стать
Без кисточек и красок пейзаж нарисовать.
Ха – ха - ха
- Уважаемые родители, подумайте, чем же мы сможем нарисовать пейзаж? (Родители предлагают свои варианты.)
Темой работы нашей творческой группы будет «Времена года». Давайте проведем жеребьевку ( вытягивают жетоны: весна, лето, осень, зима)
А теперь подготовимся к рисованию.
Пальчиковая гимнастика:
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа.
Эта долька - для чижа.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для котят.
Эта долька - для бобра.
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда!
Разбегайтесь кто куда!
- Проявите свои умения и фантазию в рисовании необычными вещами.
(Во время рисования включить тихую спокойную музыку оркестра под управлением Поля Мариа ком. Э. Морриконе) .
Итог мастер-класса.
- Уважаемые родители! Наш мастер-класс подошел к концу. Я вижу замечательные работы в необычных техниках. Вы можете показать их вашим детям, и я уверена – им понравится ваше творчество! Смею надеяться, что теперь в беседах с детьми о занятиях рисованием вы сможете проявить свою немалую осведомленность и творческие способности детей мы будем развивать вместе! А сейчас предлагаю всем вместе сфотографироваться на память о сегодняшней встрече. Спасибо всем за внимание!