Тамара Кильчицкая
Технология тестопластики в развитии художественно — творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта «Технология тестопластики в развитии художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Кильчицкая Тамара Владимировна,
воспитатель МБДОУ № 8
Город Армавир,
Год разработки проекта – 2014 г.
Актуальность проекта
Публикация «Технология тестопластики в развитии художественно — творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них малыш может выразить своё отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения ребенка к миру декоративно-прикладного искусства. Ознакомление с произведениями народного творчества способствует воспитанию у дошкольников патриотических и интернациональных чувств, формирует художественный вкус, эстетическое восприятие, способность видеть и чувствовать гармонию, жить и созидать по законам красоты.
Вопросы развития творческого потенциала детей для меня всегда являлись особенно значимыми. Ещё много лет назад, придя работать в детский сад, я поняла, что каждый ребёнок талантлив по-своему.
Среди бессмертных творений, созданных человечеством на протяжении всей истории его развития и представляющих национальную гордость, одно из первых мест принадлежит народной игрушке.
Я давно заметила, что дети старшего дошкольного возраста охотно берутся за любые дела, но у них нет ни достаточного опыта, ни навыков мастерства. Без помощи взрослых: воспитателя, или родителей, многие затеи обречены на провал, или на весьма посредственное исполнение. Но в совместной деятельности с детьми, возможности каждого ребенка выходят на качественно иной уровень. Моя задача, как педагога, предлагать задания в порядке нарастания сложности, постоянно находить оптимальную нагрузку для детей и тем самым создавать благоприятные условия для их творческого роста, поощряя активность и поддерживая должный уровень трудности, помогать развиться воле ребенка, его фантазии…
В работе с детьми используют рисование, аппликацию, лепку, конструирование, вязание и другие техники, которые позволяют ребенку отразить все разнообразие декоративно-прикладного искусства. К таким техникам относится и тестопластика.
Тестопластика – это лепка из соленого теста, материала, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы и надолго сохранять полученный результат. Используя возможности тестопластики, как средства приобщения дошкольников к культурным народным традициям, можно успешно влиять на развитие личности ребенка, вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго, воспитывая чувство патриотизма, интерес к культурному наследию своей Родины, развивая его воображение, фантазию и стремление к творчеству.
Среди бессмертных творений, созданных человечеством на протяжении всей истории его развития и представляющих национальную гордость, одно из первых мест принадлежит народной игрушке.
Проект «Технология тестопластики в развитии художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» предлагает разнообразные формы работы.
В познавательно, игровой деятельности, в беседах пополняются знания ребенка о народной игрушке. Затем целесообразно предложить ребенку нарисовать или изобразить в лепке, аппликации свои впечатления.
Работая над проектом и его реализацией, я заметила, что дети заинтересовались темой Дымка.
Из беседы с родителями было выявлено, что дети любят помогать мамам и бабушкам на кухне лепить из теста различные изделия.
Тестопластика открывает больше возможности для развития творческих способностей, эстетического вкуса, мелкой моторики рук ребенка.
При работе с тестом хорошо развивается мелкая моторика рук, которая поможет детям и на уроках в школе. Концентрация внимания, умение выслушать задание или объяснение до конца, сообразительность, упорство в достижении цели необходимы не только ученику начальной школы, но и детям среднего и старшего звена. А такие качества личности, как взаимопомощь, творческий потенциал, умение преодолевать трудности будут необходимы на протяжении всей их дальнейшей жизни.
Проблема:
Недостаточность знаний детей о народных промыслах.
Дети любят дарить подарки мамам, папам, родственникам, друзьям.
Дорога игрушка, сделанная своими руками.
Цели проекта
Расширить знания детей о дымковской игрушке.
Развивать эстетическое восприятие у детей, познание о декоративно - прикладном искусстве.
Воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство высокой человеческой духовности, чувство уважения к мастерам народного творчества.
Задачи проекта
При взаимодействии изобразительной деятельности и устного народного творчества, способствовать развитию эстетического вкуса и формированию чувства прекрасного у детей дошкольного возраста.
Приобщить детей к культурным традициям семьи, общества и государства. Воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины.
Обучить методам творческой (эмоционально-эстетической) проектной деятельности.
Развивать мелкую моторику рук.
Вид проекта
Долгосрочный (1месяц).
Тип проекта
Творческий (эмоционально-эстетический).
Сроки реализации проекта
Октябрь 2014 года.
Участники проекта
Воспитатель, дети старшей группы, музыкальный руководитель, родители.
Необходимые материалы
Соленое тесто, доски для лепки, гуашь, готовые силуэты дымковских барышень, кисти №2, №4, подставки для кистей, салфетки матерчатые, стаканы с водой.
Элементы дымковской росписи.
Систематизированный литературный и иллюстративный материал о дымковской росписи.
Ожидаемые результаты
Развитие интереса к народному творчеству.
Умение работать с тестом, формируя руками целостную форму получаемого предмета.
Воспитание чувства ответственности за культурные ценности народа.
Предполагаемый продукт проекта
- Систематизированный литературный иллюстративный материал «Дымковская роспись»
- Выставка творческих работ (рисование, лепка) по теме «Дымковская игрушка».
Этапы реализации проекта
-Подготовительный (сбор материалов, беседы).
-Содержательный (чтение художественной литературы, заучивание стихов о Дымковской игрушке, продуктивная деятельность детей по данной теме).
-Аналитический (анализ и систематизация собранного материала, оформление альбома).
Список литературы
1. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М. : Мозаика – Синтез, 2005.
2. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М. :ТЦ «Сфера», 2000.
3. Шайдурова Н. В. Народные промыслы – картотека предметных картинок. выпуск 12 серия «Оснащение педагогического процесса в ДОУ» - СПб: ООО Издательство «Детство – пресс», 2011. – 32с. цв. ил.