Елена Козионова
Нравственно-патриотическое воспитаение дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образованием Кушвинского городского округа
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 54
Общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по
художественно – эстетическому развитию детей
Опыт работы
Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание через приобщение детей к русской народной культуре»
Автор: Козионова Елена Алексеевна
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитаение дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре» размещена в разделах
Должность: воспитатель I квалификационная категория МАДОУ № 54
г. Кушва
Патриотическое и гражданское воспитание дошкольников, приобщение детей к отечественной культуре – проблема, которая меня начала волновать несколько лет назад.
Необходимость формирования высоких нравственных, морально – психологических и этических качеств, среди которых важное место занимает патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества – все эти вопросы необходимо поднимать уже в дошкольном учреждении. Проблема патриотического и гражданского воспитания становиться одной из самых актуальных.
Воспитательные традиции древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Патриотизм - это прежде всего любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к Земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, историю своих предков, их культуру.
Какие пути и средства патриотического воспитания я использовала в работе при решении этой проблемы?
1. Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.
2. Русские былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, непримиримость к врагам и т. д.)
3. Роль русских народных сказок в процессе формирования любви к Родине, своему народу, природе родного края.
4. Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль.
5. Народные пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве и их использование в работе с детьми.
Проанализировав программные задачи образовательной программы «Детство», я разработала свою рабочую программу «Родники» и в ней конкретизировала разделы по этому вопросу.
Наметила следующие приоритеты :
1. Создание атмосферы национального быта.
2. Широкое использование фольклора.
3. Знакомство с народными праздниками.
4. Знакомство с народным искусством.
5. Народная кукла.
Поставила цель:
«Воспитание патриотических чувств через приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Определила задачи:
* формировать стойкий интерес к национальной культуре;
* приобщить детей к русскому народному фольклору, в котором как нигде отражается добро, забота, любовь;
* приобщать детей к русским народным играм, которые развивают силу, выносливость, ловкость, смелость;
* патриотическое воспитание, через воспитание любви к своей
Родине и осознание принадлежности к русскому народу.
Задачи реализовывала через: 1
*творческую организацию непосредственно-образовательной деятельности ;
* учёт индивидуальных особенностей детей;
* максимальное использование детской деятельности;
* уважительное отношение к результатам детского творчества.
В работе по патриотическому воспитанию использовала следующие методы:
* целевые прогулки;
* наблюдения;
* рассказ;
*беседы;
* использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение)
* разучивание с детьми русских народных песен, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
* детское художественное творчество;
* привлечение детей к посильному общественно – полезному труду в ближайшем окружении;
* поощрения детей за инициативу и стремление самостоятельно порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к экспонатам музея;
* мой личный пример.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, трудом, традициями, отдельными историческими моментами русского народа вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в 2005 году создала в нашем дошкольном учреждении этнографический музей «Русская изба». В музее воссоздала обстановку русской избы. Здесь присутствуют предметы народного быта, русские народные костюмы и головные уборы, изделия народных мастеров, народная игрушка. Экспонаты музея натуральные, собранные с помощью сотрудников МДОУ, ветеранов педагогического труда, родителей воспитанников, жителей микрорайона. Музей – не традиционен: экспонаты не располагаются под стеклом. Здесь не только можно, но и нужно всё трогать, рассматривать поближе, использовать в деле, обыгрывать.
НОД в музее проводила 2 раза в неделю по подгруппам по 8 – 10 человек, что позволяет создать оптимальный вариант для доверительной атмосферы, даёт возможность концентрировать внимание, облегчает общение детей друг с другом, а детям позволяет делиться личными мыслями и впечатлениями. Всю непосредственно-образовательная деятельность детей строила в игровой форме, комплексно, как многовидовая и включала: рассказ педагога-экскурсовода или ребёнка – экскурсовода, русские народные игры, словесные игры по сюжетам знакомых произведений, театрализации, прослушивание произведений музыкального фольклора и фрагментов классической музыки, продуктивные виды деятельности.
Историческое значение этнографии рассматривала на НОД во взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего. НОД классифицировала на разные виды. В качестве основных средств, приобщения детей к истокам русской народной культуры широко использовала пословицы, поговорки, заклички, считалки, дразнилки, так же словесные игры по сюжетам знакомых произведений. Н. п. «Задай вопрос другу», «Знатоки пословиц», «Ты - мне, я - тебе». Для развития активного словаря детей средствами словотворчества использовала такие игры как «Ты загадай, а мы отгадаем», «Придумай свою загадку, частушку, небылицу», художественный народный промысел.
Блок «Быт и основные занятия русского народа» включает в себя: знакомство детей с народным земледельческим календарём и с предметами русского быта использовались экспонаты из экспозиции музея «Труд и быт русского народа», через собственный опыт, через деятельность и действия с экспонатами. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе НОД - игры вещи становятся знакомыми, узнаваемыми. Чтобы привлечь внимание к предмету старого быта, проводила игры «Таинственный предмет», «Потерянный багаж. Чтобы дети легче запомнили название и внешний вид экспоната, проводила дидактические игры «Чего не стало?», «Угадай». При проведении таких игр большое внимание уделяла умению задавать вопросы и описывать предмет. Экспонаты музея помогали детям понять значение давно вышедших из использования предметов быта и их название, таких как кадка, ушат, ухват, коромысло, кочерга.
На НОД тематического блока «Русский народный костюм» дети знакомились с народными костюмами областей России. Узнавали особенности женского и мужского головного убора, их украшение и своеобразие, о символах и оберегах, использовавшихся при шитье косовороток и сарафанов.
2
Для реализации задач НОД блока «Народно-прикладное творчество» музее имеются экспонаты по художественно-декоративному искусству. Это вещи, украшенные узорами работы народных мастеров : кружева и вышивка, керамические и тканевые изделия, жостовские и тагильские подносы, плетёные изделия, использование которых обогатили представления о мастерстве рук человеческих, расширяли кругозор детей, развивали детское творчество. Дети знакомились с дымковской, филимоновской, семёновской росписями игрушек, русских прялок, глиняной посуды. Изделия народных промыслов помогали понять и почувствовать трудолюбие, мудрость, широту русской души. Дидактические игры «Реставраторы», «Разбитая тарелка», «Собери целое», «Составь узор» помогали детям в умении всматриваться в изделие, самостоятельно выбирать краски, располагать рисунок данного вида росписи на своём изделии. Знакомство с народно-прикладным искусством происходило и на костюмированных ярмарках, посвящённых одному из ремесел.
Для каждой ярмарки дети создавали своими руками изделия из глины, солёного теста, цветной бумаги, бросового материала в творческой мастерской «У Данилы – мастера».
Блок НОД «Народная кукла» самый любимый у детей. Дети изготовляли кукол из ниток, кукол – скаток, кукол – пеленашек, кукол – ангелов, кукол-зерновушек, кукол-скруток.
Тематический блок НОД «Праздники и развлечения» строила, на обычаях и традициях русского народа отмечать народные календарные праздники: Новый год, Рождество, Святки, Масленицу, Пасха. Активно участвуя в обрядах и действах, дети приобщались к культуре и языку своего народа, к музыке, уважительному отношению к труду.
На Рождество дети пели русские народные песни, играли на ложках и трещотках, переодевались в ряженых, распевали колядки, исполняли русские народные танцы.
На Пасху соревновались в силе и ловкости, раскрашивали пасхальные яйца и играли с ними
На Масленицу узнавали о традиции встречи весны, сжигали «чучела Масленицы», знакомились с рецептом выпеканием «символа» Масленицы – блинов, играли в русские народные подвижные игры, водили хороводы, угощались блинами, катались в санях на лошади.
Блок НОД «Русский самовар и чаепитие на Руси» расширял представление детей о традициях русского народа пить чай из блюдца, дети узнали о городе Туле и печатных пряниках с затейливыми рисунками и надписями.
Играя в русские народные игры, дети узнали об их многовековой истории и поняли особенности русских народных игр : любовь русского народа к веселью, удальству. Они развивали у детей силу, выносливость, глазомер, воспитывали характер, волю. Игры вызывали интерес к русской народной культуре, способствовали укреплению здоровья, уважительному отношению друг к другу, обогащали эмоциональную сферу ребёнка.
Проводила работу по поддержанию семейных традиций. Дети описывали значимые события жизни своей семьи, рассказывали о своём ближайшем окружении по фотоальбому «Я и моя семья». Передавая экспонат в музей, дети сами рассказывали его легенду. Родители принимали активное участие в подготовке и проведении совместных русских народных праздников, развлечений и ярмарок.
При музее открыла кружок «Юный экскурсовод». Дети - экскурсоводы музея проводили экскурсии для детей, родителей, сотрудников детских садов города, ветеранов педагогического труда. В «Книге отзывов» посетители музея оставляли записи о своих впечатлениях. Дети – экскурсоводы детского сада принимали участие в городских смотрах – конкурсах музеев и были награждены грамотами и памятными призами.
Совместно с детьми проводила работу по направлению «Связь поколений». Дети встречались с ветеранами, которые делились секретами мастерства вышивания, вязания, кулинарии.
Ежегодно вместе с моими воспитанниками проводим акции, такие как «Ветеран», «Милосердие», «Неделя добра», «Вдовы», «Сувенир для ветерана», «Дети войны», «Посади дерево с ветераном ВОВ», «Георгиевская лента», «Мы за МИР!». В мастерской «У Данилы – мастера» они мастерят подарки и сувениры для поздравления ветеранов и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Музей неоднократно награждался почётными грамотами Управления образования города Кушва – 2005г., 2006г., 2008г. ,2009г. ,2010г., 2012г., 2015г., 2016г. занимал I место в городских смотрах – конкурсах «Лучший кабинет» среди образовательных учреждений города.
Моя работа отмечена Грамотами и благодарностями в рамках областного смотра - конкурса «Юные интеллектуалы Среднего Урала» и Дворца Молодёжи г. Екатеринбург.
Деятельность этнографического музея «Русская изба» МАДОУ № 54 по приобщению детей к истокам русской народной культуры освещалась в городских печатных изданиях и 3
«Педагогическом вестнике», показаны сюжеты по местному телевизионному каналу «Кушвинское телевидение».
Я думаю, что работа, проведённая по патриотическому воспитанию, не пройдёт даром. Уже сейчас могу сказать, что дети владеют первоначальными знаниями по истории страны.
Я верю, что русская народная культура во всех её проявлениях оставит в душах моих воспитанников неизгладимые впечатления, которые помогут им в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности, что они никогда не будут «Иванами, не помнящими родства». Я надеюсь, что работа, которую я начала в детском саду, найдёт своё продолжение в школе, и наши дети вырастут патриотами своей страны, будут любить и беречь свою Родину.
Список литературы:
1. Бударина Т. А., Куприна Л. С. Знакомство детей с русским народным творчеством. Детство-Пресс 2000
2. Ботякова О. Л. Солнечный круг Детство-Пресс 2002
3. Баранов Д. А. Русская изба Искусство 1999
4. Дайн Г. Л. Детский народный календарь Детская литература 2001
5. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры
Детство-Пресс 1998
6. Куприянова Л. Л. Русский фольклор С-Петербург 2008
7. Лаврентьева Л. С. Культура русского народа Паритет 2007
8. Соколова Л. В., Некрылова А. Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях ОЛМА-ПРЕСС 2009
9. Терещенко А. В. Быт русского народа Русская книга 2010
10. Тихонова М. В. Традиции русского дома ОЛМА-ПРЕСС 2010
11. Шангина И. И. Русский народ С-Петербург 2007