ИРАИДА КАЛАЧЕВА
Музыкально-образовательный проект «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры с помощью музыкального фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. И, пожалуй, самая большая проблема настоящего времени – упадок духовности и нравственности подрастающего поколения. В последнее время педагоги, родители все чаще с тревогой отмечают проблемы общения у дошкольников. Дети не могут поддерживать контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в себе.
Публикация «Музыкально-образовательный проект „Приобщение дошкольников к истокам народной культуры с помощью музыкального фольклора“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
Самый ответственный период в жизни любого человека – дошкольный возраст. Воспитание детей легче осуществлять через приобщение их к народным истокам. Русский фольклор глубоко патриотичен. Как важно это в настоящее время социальной нестабильности. Именно через фольклор дети получают представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважения к социуму, любви к малой и большой Родине. Музыкальный фольклор – уникальное явление. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов заключается большая сила педагогического воздействия. Фольклор уникален тем, что способствует развитию творческого начала ребенка, раскрытию лучших качеств его личности. Яркие, поэтичные, пронизанные добротой и любовью ко всему живому русские народные песни и игры помогают посеять в детской душе такие зерна, которые в дальнейшем прорастут стремлением созидать, а не разрушать; украшать, а не делать безобразной жизнь на земле. Народные игры как жанр устного, музыкального народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. В веселой игровой форме дети знакомятся с обычаями, бытом русского народа, трудом, бережном отношении к природе. Пение в сочетании с танцем и игрой – очень увлекательное занятие, позволяющее не только весело и с пользой провести время, но и увести ребенка в необыкновенный мир добра, радости, творчества. Народное творчество – кладезь, неисчерпаемый родник, который несет всем нам, а особенно детям, добро, любовь, помогает формировать интересную личность ребенка – гражданина России, патриота. Проект позволит расширить и углубить знания детей о русской народной культуре, приобщит их к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.
Музыкально-образовательный проект
«Приобщение дошкольников к истокам народной культуры с помощью музыкального фольклора»
Вид проекта : ролевой - игровой, творческий, долгосрочный.
Сроки реализации проекта :1 год
Участники проекта : всего в проект вовлечены 30 детей старшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель,2 воспитателя, родители.
Цель проекта :
Приобщать детей к истокам русской культуры, воспитывать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками;
• Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения;
• Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку, мужа (жену).
Воспитательные:
• Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
• Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
• Воспитывать в детях толерантность.
Развивающие:
• Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
• Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
• Развивать музыкальные способности : чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
• Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
• Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
Этапы реализации проекта
1 этап (разработка проекта) – сентябрь-подбор методической литературы, разработка сценариев, конспектов НОД, подбор иллюстративного материала; - подбор оборудования, изготовление пособий - создание предметно-развивающей среды;- проведение предварительной работы с родителями; - составление перспективного плана мероприятий; - разработка диагностики
2 этап (выполнение проекта) октябрь - апрель - организация практической работы с детьми; - формирование устойчивого интереса, положительного отношения детей к занятиям; - формирование практических навыков; - работа с родителями воспитанников: наглядное информирование, праздники, развлечения, спектакли.
3 этап (аналитический) май • Подведение итогов реализации проекта • Обобщение результатов работы, формулировка выводов (Выступление на педагогическом совете)
Предполагаемый результат:
1. Дети познакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками, с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.
2. У детей будут сформировано умение свободно и непринужденно общаться, умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету, выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии, умение сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам.
3. Разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность.
4. Будет сформирована выразительная, красочная, полная ярких сравнений, речь.
Продукт совместной деятельности: календарные и народные праздники, вокальное пение и сочинительство, танцевальное и игровое творчество.
Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения
В результате реализации проекта у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества. Данный проект является необходимым, т. к. дети проявляют активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором, с удовольствием принимают участие в театрализованных сценках, проявляют навыки актерского мастерства в инсценировках, играх, плясках, хороводах, что доставляет им большую радость.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Перспективное планированиес детьми 5 - 6 лет
месяц № занятия Тема Задачи
сентябрь 1.
2.
3.
4. «Брусничный пирог».
«Гармошечка – говорушечка»
(посиделки с мамами)
«Ах, капустка моя».
«Всякому делу своя пора». 1. Знакомить детей с календарными осенними праздниками, их традициями.
2. Побуждать детей эмоционально передавать движения в трудовых хороводах.
3. Обогащать репертуар пословиц поговорок о труде.
4. Вовлекать детей в процесс засолки капусты и выпечки пирогов.
5. Обогащать знания детей о природе.
6. Развивать у детей артикуляционный аппарат.
7. Знакомство детей с музыкальным инструментом – гармонь, характером его звучания.
8. Развивать в детях личностное качество - гостеприимство (хозяина).
октябрь 1.
2.
3.
4. «Где был Иванушка?»
«Закружись наш хоровод».
«Хлеб - всему голова».
«В гости к осени»
(праздник) 1. Побуждать детей эмоционально передавать характер героя в театрализации, формировать четкое произношение слов.
2. Закреплять навыки кукловождения.
3. Развивать навыки ритмичной игры на инструментах в оркестре, согласовывать свою игру с другими.
4. Расширять песенный репертуар произведениями шутливого характера, инсценировать их, передавать задорный характер.
5. Познакомить детей с трудом земледельца, воспитывать уважение к хлебу.
6. Знакомить детей с пословицами и поговорками о хлебе.
7. Развивать дикцию детей, используя прибаутки.
8. Побуждать детей самостоятельно выполнять хороводные движения: «Улитка», «Змейка».
9. Побуждать детей к проявлению инициативы и преодолению застенчивости.
ноябрь 1.
2.
3.
4. «Сказка к нам пришла»
(представление для малышей)
«Кузьминки – об осени поминки»
«Добро делать спешить надобно»
«Матушка родимая»
(развлечение с мамами) 1. Познакомить детей с календарным праздником Кузьминки и традициями этого праздника.
2. Познакомить детей с предметами быта: скамейка – сундучок, люлька – качалка, веретено.
3. Развивать артистические навыки.
4. Учить голосом передавать мелодичность колыбельных песен, побуждать эмоционально передавать характер песен.
5. Учить анализировать поступки человека и высказывать свое мнение.
6. Знакомить детей с произведениями устного народного творчества, раскрывающего доброе отношение друг к другу, взаимопонимание и формирование толерантного отношения к окружающим.
7. Развивать умение действовать сообща, согласовывать свои действия с действиями других
декабрь 1.
2.
3.
4. «Здравствуй, зимушка – зима»
«Ходит сон по лавочке»
(посиделки с мамами)
«Зимняя карусель»
«Новый год у ворот» 1. Познакомить детей с традициями русского народа – посиделками.
2. Украшение элемента русского костюма (кокошника).
3. Пополнить репертуар произведениями танцевально-игрового и детского фольклора.
4. Создать положительную атмосферу на празднике для обогащения эмоциональной сферы ребенка.
январь 1.
2.
3. «На пороге коляда»
«Святки»
(развлечение)
«Праздник валенка» 1. Познакомить детей с традициями русского народа – Рождеством.
2. Познакомить детей с предметами быта: рушник, русская печь, ухват и т. д.)
3. Учить петь песни-колядки.
4. Привлекать детей и родителей к изготовлению атрибутов и оформления зала к празднику.
5. Развивать в детях личностное качество - гостеприимство (хозяина и хозяйки).
6. Побуждать детей эмоционально проявлять себя в свободной пляске, применяя знакомые танцевальные движения.
февраль 1.
2.
3.
4. «Веселые частушки»
«Богатыри»
(развлечение с папами)
«Смех и веселье»
«Блины русские» 1. Пополнить песенный репертуар частушками. Уметь передавать их веселый характер.
2. Учить правильному певческому дыханию.
3. Побуждать детей использовать малые фольклорные жанры в повседневной жизни.
4. Воспитывать в детях волевые и нравственные качества на примерах былинных богатырей.
5. Развивать речь детей в чистоговорках и скороговорках.
6. Познакомить детей с персонажами народных праздников – скоморохами.
7. Развивать координацию рук и ног в танце, учить выполнять движение «Стенка на стенку».
март 1.
2.
3.
4.
«Гостьюшка годовая»
«Семья в куче – не страшна и туча»
«Василиса краса»
«Прялица» 1. Познакомить детей с традициями русского народа – Масленица, масленичная неделя.
2. Развивать чувство взаимопомощи, товарищества в играх, забавах.
3. Учить координировать произношение текста с движением в танцах, играх, песнях-инсценировках.
4. Воспитывать чувство уважения к маме, бабушке, девочке.
5. Познакомить с героиней русских сказок – Василисой. Учить плести косу.
6. Продолжать знакомить с предметами быта: прялка, коромысло, пяльца.
7. Обучать детей двигаться противоходом, выполнять хороводный шаг.
апрель 1.
2.
3.
4. «Чудеса – кудеса»
«Птицы летите – весну несите»
«Сороки»
«Пасхальное яичко»
(сказка для малышей) 1. Познакомить детей с традициями русского народа – весенние земельные работы, земледельческим календарем и праздником - Сороки.
2. Пополнять репертуар детей песенками-закличками.
3. Развивать навыки ритмичной игры на инструментах в оркестре, согласовывать свою игру с другими.
4. Познакомить детей с празднованием Пасхи.
5. Побуждать эмоционально воплощать образы в театрализации.
май 1.
2.
3.
4. «Весну привечаем – игры затеваем»
«Дорога не ешка, дорога потешка»
«Русская песня»
«Встреча у околицы»
(концерт для родителей) 1. Закреплять у детей знания устного фольклора.
2. Закреплять артистические навыки детей в выступлении.
3. Воспитывать в детях бережное отношение к природе.
4. Закрепить полученные коммуникативные навыки в играх.
Сентябрь
1. Беседа о календарных песнях. Слушание песен
2. Разучивание заклички «Осень, осень в гости просим».
3. Игра «Капуста», «Огородная», «Колечко» и др.
4. Игра на детских музыкальных инструментах (шумовых).
5. Разучивание слов к хороводу «Как пошли наши подружки».
7. Знакомство с русским народным инструментом – трещоткой или др.
8. Разучивание танца «Все от русских рябин»
Октябрь
1. Разучивание частушек.
2. Хоровод «Здорово, Кострома!»
3. Игра «Мельница».
4. Игра на детских музыкальных инструментах.
5. Разучивание песни «Говорят у нас вот так!».
6. Постановка сказки «Репка»
Проведение фольклорного праздника «Кострома».
Ноябрь
1. Беседа о предназначении потешек.
2. Разучивание потешки «Иванушка»
3. Беседа о колыбельных песнях «Гули».
4. Разучивание песни «Вдоль по улице ребятушки идут».
5. Игра «Горшок».
6. Заучивание потешек «на сон» : «Баю - баю - баюшки» и др.
7. Слушание колыбельной «Гули».
8. Игра «Всем, Надюша, расскажи».
9. Игра на детских музыкальных инструментах.
10. Слушание дразнилок. Заучивание «Барашеньки крутороженьки».
11. Песня «Как у наших у ворот».
12. Игра «Капуста».
Декабрь
1. Беседа о празднике «Святки» (от Рождества до Крещения, о традициях, обычаях, обрядах, которые проводились в эти дни.
2. Разучивание Рождественских колядок.
3. Разучивание слов к хороводу «Ой ты, зимушка - зима». Повторение
знакомых песен.
4. Игра «Пирог».
5. Игра на детских музыкальных инструментах.
1. Слушание «Авсень - коляда».
2. Разучивание прибаутки «Зайка белый».
Январь
Рождественский праздник «Коляда, коляда отворяй ворота»
1. Слушание «В низенькой светёлке».
1. Разучивание песни «Как повадился коток».
2. Игра «Льдинка».
3. Беседа о колыбельных песнях. Слушание «Баю - баюшки-баю».
4. Разучивание пестушки.
5. Исполнение знакомых песен.
6. Игра «Мельница».
Февраль
Слушание «Баю - баю - баюшки».
1. Разучивание песни «Шёл Ванюша».
2. Повторение песни «Как повадился коток».
3. Игра - хоровод «Всем, Надюша, расскажи».
4. Беседа о празднике «Масленица», о традициях, обрядах.
5. Слушание «Выходила наша Масленица».
6. Разучивание приговорок «Подай, тётенька, блина», «Блин - блиночек».
7. Хоровод «А мы масленицу провожали».
8. Повторение прибауток, приговорок к масленице».
9. Игра «Сковорода».
10. Разыгрывание Сценки «Иван да Марья»
Март
1. Заучивание закличек о весне.
2. Пение «Блины», «Шёл Ванюша», «Как повадился коток».
3. Хоровод «А мы Масленицу провожаем».
4. Игра «Горшок».
4. Беседа о приходе весны и о быте крестьян, труде, связанным с этим
временем года. Слушание «Уж я сею - высеваю».
5. Игра «Капуста».
Праздник «Масленица»
Апрель
1. Слушание дразнилок, заучивание «Лентяй - лентяй».
2. Пение «Ой, сад во дворе», «Шёл, Ванюша».
3. Игра на детских музыкальных инструментах.
4. Хоровод «Идёт Матушка - Весна».
5. Беседа о празднике Пасхи. Знакомство с обрядами, играми.
6. Разучивание пасхальных приговорок.
7. Игра «Ручеёк».
8. Разыгрывание сценки «Небылицы»
Праздник «Пасха Христова»
Май
1. Слушание песни «Утушка - луговая».
2. Заучивание заклички «Дождик, дождик, поливай!»
3. Хоровод «Вот уж скоро лето».
Игра на детских музыкальных инструментах.
4. Игра «Ручеёк», «Всем, Надюша, расскажи».
5. Пение частушек.
6. Игра на детских музыкальных инструментах.
7. Игра в «Ворона».
8. Слушание колыбельной песни «Вы не дуйте, буйны ветры».
9. Заучивание пестушки «Мое дитятко в дому».
10. Игра на детских музыкальных инструментах.
11. Игра «Пчёлы».
Литература:
1. Бекина С. И. “Музыка и движение”. (Упражнения, игры и пляски для детей 5–6лет)
1. Бударина Т. А., Корепанова О. Н. Знакомство детей с русским народным. Творчеством. – С-Пб. : Детство – пресс - 2001г. - 400с.
2. Буренина А. И. “Ритмическая мозаика” (Программа по ритмической пластике для детей).
3. Зарецкая Н. В., Роот З. Я. “Танцы в детском саду. ”
4. Калинина Р. Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. - С. -Петербург, 2002.
5. Каплунова И., Новоскольцева И. “Как у наших у ворот”, “Пойди туда, не знаю куда”, “Этот удивительный ритм”.
6. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М., 2006.
7. Кольцова М. И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. / Дошкольное воспитание, № 5/1993.
8. Михайлова М. А., Воронина Н. В. “Танцы, игры, упражнения для красивого движения.
9. Науменко Г. М. Русское народное детское музыкальное творчество. - М. :Сов. композитор, - 1988г. - 190с.
10. Науменко Г. М. Фольклорный праздник изд. – М. : Линка – пресс - 2000г. - 224с.
11. Остроух Г. А. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей. / Дошкольное воспитание, №9/1994.
12. Федорова Г. П. “Пой, пляши, играй от души”.