Людмила Тарасова
Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к национальной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре
Воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда, как бы не менялось общество. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края? «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражает работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к национальной культуре» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Первое чувство гражданственности и патриотизма. Доступно ли оно малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей стране. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Народные отличия сохранятся и в веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачев).
Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. А ведь русский фольклор – песни, песни, былины, сказки, православные праздники, проводимые с такой широтой, размахом, весельем, – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.
Патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре очень актуально, оно знакомит с увлекательным подходом к народным праздникам, постановкой спектаклей и театрализованных игр и многим другим, что делает жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.
Наш детский сад после капитального ремонта работает четыре года. За это время был разработан большой цикл развлечений по календарным народным праздникам в старших группах, где в игровой форме ребята знакомятся с русским народным творчеством. Активно участвуя в развлечениях, дети закрепляют уже полученные знания, узнают новые сведения, обогащающие их представления о жизни наших предков. Сценарии обрядовых развлечений разнообразны по форме и содержанию. Помимо познавательных сведений, они включают большое количество игр. Сценарии досугов связаны с сезонными изменениями природы и позволили включить в них стихи, запевки, прибаутки фольклорного содержания.
Готовясь к городским конкурсам, посвященным тематическим народным праздникам, совместно с родителями воспитанников, было изготовлено большое количество поделок из природного и других материалов.
Участвуя в районных песенно-танцевальных фольклорных конкурсах, дети расширяли свои познания о народных традициях.
Была создана картотека подвижных народных игр по всем возрастным группам, достаточно разнообразных по своему содержанию, тематике и организации. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубины старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.
Создание картотеки народных примет, расписанных по месяцам, позволяет педагогам комплексно подойти к вопросам планирования прогулок по всем возрастам.
Одновременно с этим создается развивающая среда по обозначенной теме. Первые шаги в этом направлении показывают, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для теперешнего быта вещи, подбираются предметы старинного русского быта. Большую помощь в патриотическом воспитании оказывает мини-музеи на базе старших групп. Материалы экспозиций музеев, систематизированные и представленные для детей в доступной форме, дают детям реальную возможность соприкоснуться с историей своего народа, своего Отечества. Музей, это обучающая и развивающаяся среда, которая дает самый существенный результат в воспитании будущего гражданина.
Анализируя накопленный опыт, созрела необходимость привести в систему накопленный материал. Для этого в сентябре месяце 2012 года была создана творческая группа, которая начала работу по разработке проекта «Патриотическое воспитание детей через ознакомление с истоками русской народной культуры».
Проект будет запущен в сентябре 2013 года и охватит возрастной период от трех до семи лет.
Цель проекта:
воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Задачи:
1. Создать атмосферы национального быта.
2. Широко использовать фольклор (сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки).
3. Знакомить с традициями и национальными праздниками.
4. Знакомить с народным искусством.
5. Знакомить с русскими народными играми.
Выполнение проекта рассчитано на два года. По временным срокам проект поделен на три этапа:
1 этап – сентябрь 2013года - ноябрь 2013 года;
2 этап – декабрь 2013года – май 2015 года;
3 этап – июнь 2015 года – август 2015 года;
Системная работа позволит подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
Всем нам хочется хоть одним глазком заглянуть в будущее, увидеть своих детей счастливыми, добрыми, умными, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка слова, сказанные с гордостью: «Я – россиянин!».
Мы всегда должны помнить, воспитывая будущее поколение, что обществу нужен полный сил строитель – созидатель нашего государства, и, от того, как мы решаем задачи патриотического воспитания, зависит будущее нашей страны.
Литература:
1. Орлова А. Н. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. – В. Академия, 1995 г.
2. Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : программа О. Л. Князевой. – М. : Детство-Пресс, 2002 г.
3. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. – М. : Просвещение, 1999 г.
4. Юдина Н. А. Энциклопедия русских обычаев. – М., 2004 г.