Анна Степаненкова
Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях:
во-первых, он обозначает грамматический строй языка,
во - вторых - науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении, а в детском саду усвоение с детьми грамматического строя языка.
Усвоение детьми грамматического строя речи происходит постепенно, путем подражания.
Публикация «Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
При формировании грамматически правильной речи детей следует различать работу над её морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, синтаксис - словосочетания и предложения.
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей.
Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении со взрослыми и детьми.
Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.
Формирование грамматического строя языка протекает в общем русле речевого (языкового) развития, и формы и методы педагогического руководства должны учитывать поэтапный характер общего речевого развития, прежде всего этапы формирования форм речи.
Усвоение детьми грамматического строя речи по возрастам :
На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматические формы, выражающие его отношение к предметам, пространству и времени. Как правило, сначала появляется родительный падеж, затем дательный, творительный, предложный. Фразы становятся многословными, появляются придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети часто задают вопрос: «Что это?». Ребенок способен узнавать и называть знакомые предметы, изображенные на картинке, называть действия («Собака бегает», но развернутые фразы, как правило, еще далеко не всегда правильны.
Хотя ребенок верно связывает слова в предложения, согласует их в роде и числе, но нередко при этом допускает ошибки в падежных окончаниях. Он различает и правильно пользуется глаголами настоящего и прошедшего времени. Ответы детей состоят в основном из простых предложений, однако в них все чаще появляются дополнения («Мальчик сидит на стуле»).
Дети пользуются и сложными предложениями, сначала сложносочиненными, а к концу года и сложноподчиненными, хотя последние употребляют еще очень редко. К концу года ребенок овладевает в такой степени, что свободно может рассказать о том, что видел, что нового узнал от взрослых, но его речь пока носит ситуативный характер. Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по цвету, размеру («Принеси красный кубик», различать их местоположение («Поставь рядом»). Пользоваться существительными, обозначающими названия транспорта, растений, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
глаголами, обозначающими некоторые трудовые действия; прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус предметов;
наречиями (близко - далеко; низко - высоко; быстро - медленно; темно — светло; хорошо - плохо). Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами прошедшего времени, составлять фразы из 3-4 слов. Отвечать на вопросы воспитателя.
2 младшая группа
Это возраст «почемучек», бесконечных вопросов.
Совершенствуется речь ребенка. Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие «суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи : местоимения, наречия,
появляются числительные, прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, хороший, твердый).
Ребенок начинает шире пользоваться предлогами и союзами.
К концу года они нередко используют в своей речи притяжательные прилагательные (папин стул, мамина кофта).
Одновременно с обогащением словаря дети интенсивнее овладевают грамматическим строем речи. На вопросы взрослых они все чаще отвечают развернутыми фразами, состоящими из 4-х и более слов, в его речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложносочиненные и сложноподчиненные. В предложениях используются однородные члены («Тут сидят Таня и Света», существительные и глаголы во множественном числе. В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия. Дети этого возраста допускают грамматические ошибки : неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными; неправильно употребляют падежные окончания («Мама окны моет»); при образовании родительного падежа существительных мн. ч. отмечается влияние окончаний —ов, -ев на другие склонения (ручка - «ручное»); наблюдаются частые ошибки в употреблении несклоняемых имен существительных («А у меня на «пальте» пуговица оторвалась); неправильное изменение по лицам даже часто употребляемых глаголов. Отмечаются некоторые несовершенства фразовой речи : не всегда правилен порядок слов в предложениях, нарушается оформление связей слов («один колесо»).
Задачи: 1. Продолжать учить детей согласовывать слова в роде, числе, падеже; 2. Употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за. 3. Учить детей употреблять в речи и различать имена существительные в форме единственного и множественного числа. Форму множественного числа существительных в родительном падеже. 4. Учить согласовывать глаголы во времени с существительными;
5. Учить понимать назначение предлогов (в, на, под, за, около)
6. Учить пользоваться разной интонацией;
7. Составлять предложения с однородными членами. 8. Отвечать полным предложением на вопросы, грамматически правильно оформляя свои высказывания.
Средняя группа
К 4 - 5 годам малыш овладевает падежами, сначала родительным, затем дательным, творительным, предложным. Начинается второй период вопросов: «Почему?» В речи детей появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражение временных и пространственных отношений (при определении цвета ребенок, кроме основных цветов, называет дополнительные - голубой, темный, оранжевый, начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка, наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.); собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты. Свои высказывания дети строят из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные. В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах; пользуются более усложненной и распространенной фразой.
Задачи:
1. Продолжать учить детей правильно согласовывать слова в предложении.
2. Совершенствовать умения: правильно использовать предлоги в
речи.
3. Образовывать форму множественного числа
существительных, употреблять их в именительном и родительном падежах.
4. Упражнять, правильно использовать форму множественного
числа родительного падежа существительных.
5. Употреблять формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, лежать, ехать, бежать.
6. Учить детей использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Старшая группа
На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Фраза становится, более развернутой, точнее высказывания. На шестом году ребенок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно. В структурном отношении речь значительно усложняется не только за счет простых распространенных предложений, но и сложных; возрастает объем высказываний. Все реже ребенок допускает ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных; часто правильно употребляет родительный падеж существительных во множественном числе. Он легко образует существительные, и другие части речи при помощи суффиксов, прилагательные из существительных (ключ из железа -железный). В своей речи ребенок пользуется сложными предложениями, хотя некоторые типы предложений еще вызывают у него затруднения. Предлоги и союзы употребляются в самых разнообразных значениях. Способны устанавливать и отражать в речи причинно - следственные связи; обобщать, анализировать и систематизировать. Однако, в речи детей все чаще встречаются грамматические ошибки : неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неправильное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных («грушев», «деревов», изменение по падежам несклоняемых существительных «На «пианине» стоят часы»). У детей появляется критическое отношение к своей речи.
Задачи:
1. Совершенствовать умения детей согласовывать в предложении существительные с числительными (На столе лежат пять груш, существительные с прилагательными. 2. Образовывать множественное число существительных. 3. Формировать умение пользоваться несклоняемыми существительными (кофе, пальто, пианино, кино, какао). Познакомить детей с разными способами образования слов (сахарница, солонка, строитель, снегоход, листопад).
4. Учить образовывать (по образцу) однокоренные слова (снег - снеговик - снежинка - снегирь).
5. Продолжать учить детей составлять (по образцу) простые и сложные предложения.
6. Учить, при инсценировках, пользоваться прямой и косвенной речью.
Задачи:
1. Совершенствовать умения детей согласовывать в предложении существительные с числительными (На столе лежат пять груш, существительные с прилагательными. 2. Образовывать множественное число существительных. 3. Формировать умение пользоваться несклоняемыми существительными (кофе, пальто, пианино, кино, какао). Познакомить детей с разными способами образования слов (сахарница, солонка, строитель, снегоход, листопад).
4. Учить образовывать (по образцу) однокоренные слова (снег - снеговик - снежинка - снегирь).
5. Продолжать учить детей составлять (по образцу) простые и сложные предложения. 6. Учить, при инсценировках, пользоваться прямой и косвенной речью.
Подготовительная группа
Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (машина грузовая и легковая, а не просто машина; одежда, обувь летняя и зимняя). Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф, пользоваться эпитетами, понимать метафоры (море смеялось). У детей складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы, которые наиболее точны: качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подбирая в них сходства и различия (белый как снег, все чаще пользуется сложными предложениями, употребляет причастные и деепричастные обороты. Правильно изменяют и согласовывают слова в предложении; может образовывать трудные грамматические формы сущест-х, прилаг-х, глаголов. В процессе речевого общения дети употребляют, как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова, употребляют падежные окончания. Однако нередко вместо точного названия предметов дают его описание («дерево» вместо дуб, ель, иногда неточно употребляют глаголы, другие части речи.
Задачи:
1. Продолжать учить детей использовать в речи синонимы, существительные с обобщающим значением (строитель, листопад).
Вводить в речь антонимы.
Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.
4. Закреплять умение согласовывать существительные с числами, существительные с прилагательными, местоимения с существительными и прилагательными.
5. Образовывать по образцу существительные с суффиксами; глаголы с приставками; сравнительную и превосходную степень имен прилаг-ых.
6. Использовать в речи сложные предложения разных видов.
7. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова.
(Примеры игр см. на слайде)