Ольга Соколова
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.
Публикация «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Что подразумевается под грамматически правильной речью?
Под грамматической стороной речи понимают грамматически правильное ее использование.
Слова – основная лексическая единица, выражающая понятие. Словарь – это слова (основные единицы речи) обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.
Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Различают морфологический и синтаксический уровень грамматической системы.
Развитие речи дошкольника
Подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций; образование недифференцированных голосовых шумов и звуков (с 3 до 6 месяцев);
К 1 году жизни у ребенка появляются аморфные, лепетные слова, состоящие из ударных слогов. Так называемые «слова – корни» не сочетаются по правилам грамматики и означают в той или иной ситуации, как действия, так и предметы.
К 2-му году жизни словарь ребенка содержит около 300 слов, где каждое слово соотносится с конкретным предметом или действием. На данном этапе пассивный словарь больше активного: ребенок хорошо понимает обращенную речь и выполняет инструкции взрослого.
К 3 годам в словаре ребенка насчитывается более 1000 слов. Формируются слова – обобщения, обозначающие родовые понятия. Уточняется значения слов. Объем словаря увеличивается за счет обогащения жизненного опыта ребенка, обобщения с окружающими взрослыми.
К 4 годам словарный запас возрастает до 1600–1900 слов.
К 5 годам дети овладевают набором слов, обозначающих основные геометрические формы, знают измерения некоторых величин, пространственные отношения определяют дифференцированно и точно. Словарь состоит из 2200 слов.
Таким образом, к концу дошкольного периода, к моменту поступления школу у детей с нормой сформировано :
Умение пользоваться фразовой речью;
Умение работать с предложением;
Правильно строить простые предложения;
Видеть связь слов в предложениях;
Распространять предложения второстепенными и однородными членами;
Работать с деформированным предложением;
Самостоятельно находить и устранять ошибки;
Составлять предложения по опорным словам и картинкам.
У детей с речевыми нарушениями:
- Почти отсутствуют обобщающие понятия
(транспорт, посуда, животные и т. д.);
- Затруднено усвоение служебных слов и слов с отвлеченным значением; Неточность слухового восприятия слов, в особенности их окончаний, суффиксов и приставок препятствует вычленению грамматических форм слова, усвоению грамматических связей между словами.
- Грубые нарушения проявляются по-разному:
- Ограниченный запас слов и недостаточное овладение грамматическим строем языка влекут за собой и ограниченное понимание читаемого текста;
- С трудом усваиваются и названия признаков предметов, так как окончания имен прилагательных в русском языке чаще бывают безударными. Особую сложность для детей представляет усвоение служебных слов, которые нередко состоят из одного согласного звука, поэтому они опускаются детьми.
игры
Нарушения лексики
Незнание названий многих предметов и их частей.
Преобладание слов с конкретным значением, трудности в усвоении слов с абстрактным значением.
Отсутствие обобщающих слов.
Отсутствие глаголов, обозначающих способы передвижения животных.
Замена приставочных глаголов бесприставочными.
Употребление незначительного количества слов, обозначающих признаки предмета.
Не подбирают синонимы, антонимы, редко используют прилагательные, обозначающие внутренние качества человека.
Ограниченное количество наречий
Неточное употребление слов.
Преобладание пассивного словаря над активным.
Недостаточность сформированности семантических полей.
Нарушения словоизменения и словообразования
Искажения в употреблении падежей.
Нарушения в построении предложно-падежных конструкций.
Нарушения в построении словосочетаний : наречие «много» + существительное.
Неправильное согласование существительных и числительных.
Неправильное согласование существительных и прилагательных.
Недостаточность функции словообразования.
Нарушения синтаксической структуры речевого высказывания
Преобладание простых нераспространённых предложений.
Распространённые предложения отличаются однообразием, чаще включает прямое дополнение (Мальчик ест конфету., иногда –обстоятельство места (Дети идут в школу.).
В самостоятельной речи имеют место фрагментарные предложения с пропуском подлежащего, либо сказуемого, либо того и другого.
Нарушения структуры предложения.
Составление грамматических форм слов с помощью игровых приемов:
Задание 1: а) научить детей составлять предложения из четырех слов по модели: винительный падеж единственного числа+ дательный падеж единственного числа:
Кому папа читает книгу? – Вове, девочке Оле
Кому мама дает конфету? – дочке, девочке
Кому Вова дает сахар? — собаке, Жучке
Кому мальчик несет очки? – бабушке, дедушке
Кому мама гладит платье? – девочке, Оле, Тане
б) Составление предложений по картинкам:
Девочка дает сено козе.
Мальчик несет маме цветы.
Задание 2. Научить давать качественную оценку действий, используя вопросы: кто это? что он (она) делает? как он (она) это делает? :
Таня танцует как? – Хорошо
Витя танцует как? – Плохо
Нина поет как? – Громко
Оля поет как? – Тихо
Задание 3. Научить детей отвечать на вопрос у кого? (с предлогом у)
Предметное лото.
Загадки о животных (у кого рога? У кого длинные уши?
У кого быстрые ноги? У кого острые ногти? У кого большие зеленые глаза и длинные усы? У кого длинный пушистый хвост?
Задание 4. Предложить выполнить поручения: положить предмет внутрь чего-то и ответить, куда положен предмет:
Поставь игрушки в шкаф.
Скажи куда ты их поставил.
Положи кубики в ящик.
Скажи, куда ты их положил.
Задание 5. Предложить сравнить пары сюжетных картинок и составить по ним предложения:
Кошка сидит под стулом – кошка сидит на стуле.
Мяч лежит под столом – мяч лежит на столе.
Собака лежит под крыльцом – собака лежит на крыльце.
Птичка сидит под кустом – птичка сидит на кусте.
Белка сидит под елкой – белка сидит на елке.
Задание 6. По сюжетным картинкам выучить следующие выражения:
едет, катается на + предложный падеж единственного числа (машине, самолете, осле, коне, велосипеде)
катается на + предложный падеж множественного числа (лыжах, санках, коньках, качелях)
играет в + винительный падеж (мяч, куклы, прятки, кубики)
Задание 7. Научить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1 лица единственного числа:
Катя спит – Я сплю.
Таня читает – Я читаю.
Катя бежит – Я бегу.
Толя рисует – Я рисую
Задание 8. Научить одни и те же глаголы настоящего времени единственного числа употреблять в 1-м лице множественного числа:
Я пью – Мы пьем.
Я иду – Мы идем.
Я пою – Мы поем.
Я шью – Мы шьем.
Я мою руки – Мы моем руки.
Задание 9. Научить видоизменять глагол 3-го лица единственного числа настоящего времени в инфинитив с помощью вопроса что делать?
Дети собирают грибы. И нам надо (что делать) собирать …
Мальчик копает песок, и нам надо … (копать песок).
Мальчик убирает комнату, и нам надо (убирать комнату).
Девочка моет руки, и нам надо (мыть руки).
Мальчик пьет чай и нам надо (пить чай).
Задание 10. Закрепить употребление следующих словосочетаний:
наречие много + родительный падеж множественного числа существительных на –ов
предикативное слово нет + родительный падеж множественного существительных на –ов.
Игровые приемы:
«Чего здесь много?». Детям раздаются карточки. На них изображен один предмет, на других много таких предметов. Ведущий показывает и называет свою карточку: «У меня на картинке нарисован один дом. У кого нарисовано много домов?»
«Дополни и скажи». Называется предложение, не заканчивая его. Дети должны вставить по смыслу нужное слово, поставив его в соответствующем падеже и числе:
В небе летит самолет, а на аэродроме стоит много … самолетов.
Задание 11. Научить с помощью вопросов чей? или чья? правильно отвечать, согласуя местоимения мой, моя с существительными:
Игровой прием:
Посмотрите, какие у меня вещи. Послушайте, как я их буду называть:
Мой шарф – моя сумка, мой карандаш – моя ручка, мой пакет – моя тетрадь. Послушай, как я по-разному спрошу про эти предметы: шарф он чей? Он мой, сумка – она чья? Она моя. А теперь сами назовите вещи, которые находятся в коробочке. Поднимет руку и скажет тот, чью вещь я достану.
Задание 12. Научить согласовывать определения с теми словами, к которым они относятся:
Назвать величину предметов:
Этот дом большой. А этот домик какой?
Девочка большая. А кукла какая?
Кот большой. А котенок какой?
Назвать вкус предметов:
Сахар сладкий, соль соленая, мороженое сладкое…
Назвать цвет предметов:
Красный, желтый, синий, зеленый … кубик
Сравнить предметы по вкусу:
Пушинка легкая, а камень …
Сумка легкая, а чемодан …
Задание 13. Научить составлять предложения, из которых первое предложение начинается словом сначала, а второе предложение начинается а потом:
Сначала надо разобрать постель, а потом лечь спать.
Сначала надо вымыть ноги, а потом идти спать.
Сначала надо почистить зубы, а потом умыть лицо.
Сначала надо вымыть посуду, а потом ее вытереть.
Сначала надо надеть пальто, а потом варежки.
Сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить.
Игровые приемы:
«Что сначала, что потом» дети садятся в кружок. Выбирается водящий. Водящий говорит, что он будет делать сначала, а дети должны догадаться, что он будет делать потом. «Сначала я расстегну шубу, а потом. Дети: «Ты ее снимешь».
«Угадай, где ошибка» взрослый, а потом сами дети составляют предложения, специально путая последовательность действий. Взрослый: «Сначала я съем кашу, а потом сварю кашу»…
Задание 14. Научить составлять предложения с разделительным союзом или:
Игровые приемы:
«Сам не знаю, что буду делать». На столе выставлены различные предметы для игр (сачок, кукла, бубен, карандаш, бумага, прыгалки, флажки, коляска, совочек, формочки). Ребенок выбирает две из них.
Каждый должен рассказать, что он собирается делать. «У меня мяч и сачок, я буду играть в мяч, или ловить бабочку сачком» и т. д.
«Или-или». Дети стараются запомнить все предметы на столе. Все закрывают глаза, а водящий берет в это время предметы со стола ( например: карандаш или пластилин) и выходит. Дети открывают глаза и предполагают, что делает водящий за дверью. Ответы детей : «Вова рисует, или лепит из пластилина». Аналогично проводится и с другими предметами.
Дети должны научиться:
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть навыками диалогической речи;
- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и т. д. ;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);