Мария Кунгурова
Методики на обследование связной речи, словарного запаса, синтаксического и грамматического строя детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методики на обследование связной речи, словарного запаса, синтаксического и грамматического строя детей старшего дошкольного возраста.
Методика 1.
Устный рассказ на заданную тему.
Автор: Л. С. Цветкова
Цель: изучение синтаксического строя речи.
Проведение исследования.
Исследование проводится индивидуально. Ребёнку даё тся задание: «Расскажи о весне». Результаты фиксируются в таблице.
Методика 2.
Сюжетные картинки
Автор: В. П. Глухов
Публикация «Методики на обследование связной речи, словарного запаса, синтаксического и грамматического строя детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель: определение уровня развития связной речи детей.
Проведение исследования
Составление рассказа по серии картинок («Медведь и зайцы» по И. В. Бараникову и Л. А. Варковицкой). Картинки в нужной последовательности раскладывались перед ребёнком и давали внимательно их рассмотреть. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображённой обстановки. Кроме общих критерий оценки принимаются во внимание показатели, определяемые спецификой данного вида рассказывания, смысловое соответствие содержанию рассказа, изображённому на картинках, соблюдение логической связи между картинками.
Методика 3.
Изучение грамматического строя речи.
Автор: М. А. Поваляева
Проведение исследования
1. Образование имён существительных, обозначающих детёнышей животных
Материал: 10 картинок животных и 10 картинок их детёнышей.
Показываем ребёнку картинку животного, спрашиваем кто это и просим найти детёныша и назвать его в единственном и множественном числе.
2. Конструирование предложений
Предлагаем ребёнку 5 наборов слов и даём задание составить предложения.
Наборы слов : дети, гулять, парк; стакан, стоять, стол; аквариум, рыбка, плавать; мальчик, писать, ручка; девочка, играть, кукла.
Методика 4.
-Исследование пассивного словаря
Автор: Е. Ф Архипова
Цель: определить объем пассивного словаря.
Материал для исследования: предметные, сюжетные картинки, реальные предметы.
Существительные
1. «Покажи, где нарисовано?» (проверяется высокочастотная лексика)
мяч, ручка, кружка, дерево, пирамида, блюдце.
Предлагаются предметные картинки.
2. «Покажи, где нарисовано?» (проверяется среднечастотная лексика)
колено, ресницы, подоконник, форточка, локоть, плечо.
Предлагаются картинки.
3. «Покажи, где нарисовано?» (проверяется малочастотная лексика)
клумба, клубок, торшер, памятник, табуретка, половник.
Предлагаются сюжетные картинки.
4. «Покажи, где нарисовано?» (проверяется знание времен года и суток, явлений природы)
осень, зима, лето, весна;
утро, вечер, день, ночь;
облако, молния, луна, туча.
Предлагаются сюжетные картинки.
5. «Покажи, где нарисовано?» (проверяется знание частей предмета)
воротник, петля, манжета, карман, рукав, пояс;
ствол, ветки, корни, листья, плоды, почки.
Предлагаются картинки с изображением рубашки, дерева.
6. «Покажи, где нарисовано?» (проверяется знание названия жилищ)
дупло, нора, гнездо, будка, берлога, скворечник.
Предлагаются сюжетные картинки.
7. «Покажи на себе?» (проверяется знание названий частей тела)
лоб, брови, щеки, подбородок, ногти, колено, грудь, спина, плечо, локоть.
Глаголы
1. «Покажи, кто?»
скачет, прыгает, ползает, летает, стирает, причесывается, моется, подметает, вяжет, рубит, моет, режет.
Предлагаются сюжетные картинки с изображением действий.
2. «Покажи, кто?»
воркует, чирикает, кукарекает, воет, кудахчет, гогочет, крякает, квакает, каркает, пищит, рычит, мычит.
Предлагаются предметные картинки с изображением соответствующих птиц и животных.
3. «Покажи, кто?»
варит, учит, работает, шьет, пашет, летает, лечит, продает.
Предлагаются сюжетные картинки с изображением профессий.
4. «Покажи, чем?»
пилят, шьют, гладят, режут, вытираются, рубят, рисуют, красят, подметают, причесывают, прибивают, копают.
Предлагаются предметные картинки с изображением соответствующих предметов.
Прилагательные
1. «Покажи, где?» (проверяется понимание названий формы, цвета, величины и веса)
круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный;
красный, синий, зеленый, желтый, черный;
большой, средний, маленький, легкий, тяжелый.
Предлагаются картинки и реальные предметы из окружающей обстановки.
2. «Покажи, что бывает?» (проверяется понимание названий вкусовых, температурных, тактильных, ощущений)
кислым, сладким, горьким, соленым; горячим, холодным, колючим, гладким;
пушистым, теплым, мокрым, сухим.
Предлагаются соответствующие картинки и реальные предметы.
3. «Покажи, где?» (проверяется понимание названий, обозначающих высоту, толщину, длину, ширину)
высокий – низкий, толстый – тонкий, длинный – короткий, широкий – узкий.
Предлагаются парные картинки с предметами, отличающимися этими свойствами.
-Исследование активного словаря
Автор: Е. Ф Архипова
Цель: Определить объем активного словаря.
Материалом исследования служат предметные и сюжетные картинки, реальные предметы, окружающая обстановка и т. д.
Существительные
1. «Скажи, кто это?» ( темы: домашние животные и птицы, дикие животные и птицы)
Ласточка, воробей, снегирь, галка;
лошадь, собака, корова, коза, кошка, свинья;
лев, тигр, волк, кабан, лось, зебра, олень, еж, лиса, белка, заяц;
гусь, утка, петух, курица.
2. «Назови, кто это?» ( темы: рыбы, насекомые, морские животные)
Щука, сом, рак, лещ, акула;
паук, оса, жук, комар, муха;
кит, дельфин, морж, касатка.
3. «Назови, что это?» ( темы: фрукты, ягоды, овощи, деревья, цветы)
Яблоко, груша, лимон, виноград, слива, апельсин;
клубника, малина, арбуз, смородина, клюква;
картофель, морковь, капуста, помидор, огурец, лук, тыква;
сосна, ель, дуб, береза, клен; мак, ромашка, роза, колокольчик, ландыш.
4. «Назови, что это?» ( темы: обувь, головные уборы, мебель, посуда)
Ботинки, туфли, тапочки, валенки, сапоги;
шляпа, шапка, кепка;
стул, стол, кресло, торшер, диван, шкаф;
ложка, вилка, тарелка, чашка, сахарница, сковорода.
5. «Назови, что это?» ( темы: времена года, время суток, явления природы, транспорт)
осень, зима, лето, весна;
утро, вечер, день, ночь;
облако, гроза, дождь, туча;
снег, луна, молния, месяц;
автобус, поезд, корабль, самолет.
6. «Назови, что это?» ( темы: одежда, части тела человека)
Рубашка, брюки, пальто, шарф, кофта, костюм, воротник, петля, манжеты, карман, рукав, пояс;
Шея, волосы, лицо, лоб, брови, щеки, ресницы, губы, подбородок, плечо, локоть, ногти.
Глаголы
1. «Скажи, кто что делает?»
Лошадь, гусеница, птица, рыба, собака, повар, рыбак, строитель, врач, продавец, солдат, спортсмен, учитель.
2. «Скажи, кто как подает голос?»
Голубь, лягушка, медведь, ворона, мышка, собака, курица, воробей, кукушка, волк, петух, соловей.
3. «Скажи, кто что делают?»
Пилой, иглой, ручкой, краской, утюгом, ножницами, топором, карандашами, молотком, ложкой, ножом, расческой.
Прилагательные
1. «Скажи, этот предмет какой?» ( темы: прилагательные, обозначающие вес, цвет, форму, величину предметов)
Предлагаются предметные картинки.
2. «Скажи, … какой?» ( темы: прилагательные, обозначающие вкус, температуру, тактильные ощущения)
3. «Скажи, какой (какая?» ( темы: прилагательные, обозначающие высоту, толщину, длину, ширину).
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по речевому развитию:
1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает,
2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки,
3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого,
4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки,
5 баллов — ребенок выполняет все параметры опенки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год
— в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов, для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей).
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей).
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту.
Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации.
Ф. И ребенка Грамматический
строй Словарь Синтаксический
строй
Связная
речь Итоговый показатель
по каждому
ребенку (ср. зн)
Актив. Пассив.
Н. г. К. г. Н. г К. г. Н. г К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г.
1.
Итоговый показатель по группе (ср. знач.)