Марина Андреева
Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Грамматический строй речи — система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический — умения составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
Публикация «Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией» размещена в разделах
Процесс усвоения ребенком грамматического строя связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Ребенок наблюдает реальные отношения предметов, воспроизводит их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам.
Физиологическим механизмом освоения грамматическим строем является генерализация соответствующих грамматических отношений, выработка динамического стереотипа.
По данным современных исследований, дизартрия – одно из самых частых расстройств речи.
Стёртая форма дизартрии – одна из степеней выраженности дизартрии – характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи, которые обусловлены наличием очаговой неврологической микросимптоматики.
У детей со стертой дизартрией нарушена дифференциация фонем, вследствие чего возникают трудности различения форм слова из-за нечеткого кинестетического образа слова и особенно окончаний. Поэтому и несформированность грамматического строя речи у детей со стертой дизартрией характеризуется вариативностью – от незначительного отставания формирования морфологической и синтаксической системы языка до выраженного аграмматизма в экспрессивной речи. Чаще всего страдает морфологическая система языка, формирование которой тесно связано с противопоставлением окончаний по их звуковому составу. При этом нарушения в развитии грамматического строя оказываются производными и носят вторичный характер.
Морфологическая система языка при стертой дизартрии
Для овладения морфологической системой языка ребенок должен научиться сравнивать слова по значению и звучанию, определять их различие, осознавать изменения в значении, выделять элементы, за счет которых происходит изменение значения, устанавливать связь между оттенком значения или различными грамматическими значениями и элементами слов (морфемами).
Дети со стертой дизартрией усваивают слова в целостном виде (на основе механизмов имитации, а овладение процессом расчленения слов на морфемы (на основе механизмов анализа и синтеза) происходит у них замедленными темпами. Поэтому возникающие аграмматизмы, так называемые окказиональные формы (лат. occasionalis – «случайный», характерны как для нормального, так и для нарушенного онтогенеза, имеют стойкий характер. Кроме этого у детей со стертой дизартрией наблюдается смешение флексий различных значений, что приводит к возникновению специфических аграмматизмов.
Окказиональные формы :
унификация места ударного слога, т. е. закрепление ударения за определенным слогом в слове. (стОла нет, много пОездов);
устранение беглости гласных, т. е. чередования гласного с нулем звука (левы, молотоком, кусoки);
игнорирование чередований конечных согласных (ухи, соседы, текёт);
устранение наращения или изменения суффиксов (стул — стулы, дерево — деревы).
отсутствие супплетивизма при формообразовании (человек — человеки, ребенок — ребенки).
Специфические аграмматизмы :
неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных;
неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных;
неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени;
ошибки при согласовании прилагательных с существительными в роде и числе;
ошибки при согласовании существительных с числительными;
неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями.
Синтаксическая структура предложения у детей со стертой дизартрией нарушена как на уровне глубинного, так и на уровне поверхностного синтаксиса.
Нарушения синтаксиса проявляются
в трудностях овладения семантическими компонентами (объектными, атрибутивными,
в трудностях организации семантической структуры высказывания,
в нарушении грамматических связей между словами,
в неправильной последовательности слов в предложении.
Работа по формированию грамматического строя языка ведется в практическом плане, без излишнего употребления грамматических терминов. Обращая внимание детей на определенную грамматическую категорию, форму или конструкцию предложения, старших дошкольников подводят к определенным грамматическим обобщениям.
Формирование грамматически правильной речи происходит как в обучении на занятиях, так и в повседневном общении. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.
На занятиях происходит формирование грамматически правильной речи через задания по обучению трудным грамматическим формам, по словообразованию, по построению предложений. Грамматические упражнения могут проводиться в специально организованной образовательной деятельности или могут быть включены в образовательную деятельность по любому разделу программы.
Особое внимание необходимо обращать на языковой материал для грамматических упражнений. Его необходимо отбирать таким образом, чтобы у ребенка была возможность сопоставить разные формы. При этом с трудной формой следует брать и легкие, уже усвоенные детьми.
Важным условием усвоения ребенком грамматического строя языка является формирование ориентировки в звуковой форме слова, воспитание у детей внимания к звучанию грамматических форм. С этой же целью педагог выделяет голосом определенную флексию, чтобы дети могли установить связь между формой слова и его звуковым оформлением.
В процесс формирования грамматического строя (как компонента речевого развития) включены не только воспитатели и учитель-логопед, но и родители, музыкальный руководитель и младшие воспитатели. Пример культурной, грамотной речи взрослого не только на занятиях, но и в повседневной жизни очень важен, поэтому создание благоприятной языковой среды является важным фактором.
Необходимо воспитывать у ребенка языковое чутье, внимательное отношение к языку, умение «чувствовать» ошибку не только в чужой, но и в собственной речи. Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т. е. различать, как надо говорить правильно. Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат. При исправлении надо не повторять за ребенком неправильную форму, а дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его или предложить подумать, как сказать правильно. Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отсроченное во времени.
Самостоятельное исправление собственных ошибок – показатель достаточно высокого уровня овладения грамматической стороной языка и осознания явлений языка и речи.
Освоение грамматических форм происходит в живой речи. Именно поэтому повседневная жизнь позволяет незаметно, в естественной обстановке упражнять детей в употреблении нужных грамматических форм.
Усвоение грамматических форм – сложная интеллектуальная деятельность, требующая накопления фактов и их обобщения. Поэтому занятия и отдельные упражнения должны вызвать положительные эмоции, проходить интересно и живо. Играя, изменяя слова и образуя новые словоформы, дети много раз их повторяют и запоминают непроизвольно.
Формирование грамматического строя способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять функцию сообщения и дошкольник овладевает монологической формой связной речи.
Литература
1. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. - М. : АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. - 319 с.
2. Бойкова С. В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. / С. В. Бойкова - СПб. : Каро, 2012. - 32с.
3. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология. Психическое развитие ребёнка до поступления в школу. Научный редактор Волков Б. С. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Педагогическое общество России, 2010. - 362 с.
4. Гвоздев А. Н. Формирование у ребёнка грамматического строя языка. - Москва, 2007. – 563с.
5. Лавская, Н. С. Актуальные вопросы изучения и коррекции стертой дизартрии у детей / Н. С. Лавская, Т. П. Ковалёва // Молодой ученый. – 2014. – №17. – С. 512-514.)
6. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб. : Союз, 2001. - 222с.
7. Цейтлин С. Н., Елисеева М. Б., Доброва Г. Р. и др. (сост.) Сборник упражнений по детской речи СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.-104 с.